Комплементарная психология (от лат. complementum – дополнение) – новое направление психологии, которое легло в основу ЛОК-терапии и синергической интерактивной музыкотерапии (СИМ). Основная идея комплементарной психологии (КП) состоит в том, что (в отличие от антагонистических, амбивалентных и реверсивных отношений) амфотерное соединение комплементарных стимулов, образов, идей, знаков, символов, а также психических процессов, состояний и свойств личности обладает развивающим, психокоррекционным и терапевтическим эффектами. Задача комплементарного психолога (отличать от комплиментарного – от сл. комплимент, поклон публике) – используя теоретические модели и техники КП, способствовать восстановлению психической гармонии личности и генерации полезных психических новообразований. Приведем базовые философско-психологические принципы КП. a) Принцип амфи-детерминации развития личности на трех онтологических уровнях (амфитринитарная парадигма): развитие обусловлено двойственной детерминацией (внешней и внутренней, каузальной и телеономической и т.д.) на биологическом, социальном и духовном уровнях бытия. b) Принцип гармонической комплементарности (в отличие от диалектики Гегеля и антиномий Канта): новое рождается как результат взаимодействия комплементарных противоположностей. c) Принцип амфотерного третьего: в результате соединения комплементарных противоположностей рождается третья субстанция, которая наследует свойства двух порождающих, но не является их синтезом и образует с ними гармоническое триединство. d) Закон крещения комплементарных пар (хиазмы): две пары родственных комплементарных противоположностей, каждая из которых является амфотерной, соединяются хиазмой [греч. chiasmos - расположение в виде буквы х] и образуют структуру продуктивного креста, которая становится основой полезных новообразований. Пример крещения. В процессе зрительного восприятия глаза видят мир под различными углами и посылают одновременно эту информацию в оба полушария амфотерного мозга: левая половина зрительного поля – в правое полушарие, а правая половина зрительного поля – в левое полушарие. Таким образом, на уровне восприятия мозг производит «крещение» двух комплементарных пар, образуя хиазму (хиазм: «левое внешнее – правое внутреннее; правое внешнее – левое внутреннее») и генерирует полезное психическое новообразование - трехмерный зрительный образ. На более высоких уровнях психической деятельности для восстановления гармоничной работы мозга и психики требуются специальные тренинговые и терапевтические технологии, которые разработаны в КП и успешно применяются в ЛОК-терапии и СИМ. Базовой технологией КП является четырехфазная процедура гармонизации и направленной регуляции психических состояний и свойств личности с использованием мотивационного эффекта информирующей психометрической обратной связи: 1. Объективация (транскрипция в психометрический и художественный образы) актуального состояния. 2. Объективация желаемого или требуемого состояния. 3. Синтез комплементарных противоположностей актуального и желаемого состояний (транзитное состояние). 4. Продукция (рождение) амфотерного третьего (действительного) состояния и установление его соотношений с исходным и желаемым состояниями.
Основные результаты применения ЛОК-терапии и СИМ для оказания психологической помощи в санаторно-курортных условиях опубликованы. Приведем новые данные, полученные в групповом ЛОК-психотренинге: у подростков с девиантным поведением (стенический и гиперстенический типы реагирования) отмечено повышение личностной рефлексии, уровней активного внимания и самоконтроля, снижение агрессивности и враждебности; у подростков с гипо- и астеническим типами реагирования - повышение уровней самооценки, личностной активности, темпа сенсомоторных реакций, а так же снижение тревожности и формирование мотивации достижения.
[i] Статья опубликована в журнале «Вестник физиотерапии и курортологии»,,№1, 2006. Материалы 6-го республиканского конгресса курортологов и физиотерапевтов АР КРЫМ.