Психотерапия XXI века открывает тайну личности

 

Это интервью Ирины Мирошник, подготовленное для печати в одной из украинских газет, было опубликовано со значительными редакционными сокращениями. Предлагаем вниманию уважаемых читателей  его полный текст.

(с) Ирина Мирошник, Евгений Гаврилин, 2004

 

 

На кафедре психотерапии Харьковской медицинской академии последипломного образования, возглавляемой д.м.н., профессором Б.В.Михайловым, в течение ряда лет  осуществляется  клинико-психологическая апробация и внедрение в практику новейшего метода Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ЛОК-терапии).  Об этом уникальном методе, который имеет мировой приоритет, мы попросили рассказать его автора - нашу землячку, харьковчанку, кандидата психологических наук Ирину Мирошник.

- Ирина Макаровна! По имеющейся у нас информации вы являетесь идеологом и ведущим разработчиком этого метода. В чем же его новизна, а главное – как он может помочь жителям Слобожанского края?

 

- Действительно, идеология, метод и программно-технические средства ЛОК-терапии, разработанные мною совместно с  к. т. н., Е.В.Гаврилиным, ориентированы на применение в постиндустриальном информационном обществе и  признаются международными экспертами как принципиально новые, о чем свидетельствуют патент на изобретение РФ,  дипломы и  медали крупнейшего международного салона изобретений  и новых технологий «Брюссель-Эврика 98» (47th  World  Exhibition  of  Innovation,   Research    and    New Technology "BRUSSELS EUREKA  '98"). Жителям моего родного города Харькова да и многих других городов Украины и СНГ этот метод так или иначе помогал уже несколько лет, точнее с 1996 года, когда на рынке программных продуктов появились официальные, а затем, увы,  и пиратские версии нашей мультимедийной компьютерной программы на CD-ROM под названием Интерактивный психологический театр «Тайны Души».  Однако только сегодня мы можем говорить о создании условий для широкого применении метода ЛОК-терапии не только в целях психологической «самопомощи», но и в профессиональной психологической, медицинской и педагогической практике.

 

- Что же обеспечило создание таких условий?

Конечно же, активная работа по апробации этого новейшего метода в лечебно-профилактических учреждениях. В частности, начиная с 1997 года,  ЛОК-терапия  успешно применялась для психологической реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом в клинике «Элорма» (РФ, г. Кисловодск). А с 1999 года, на основе договора о научно-техническом сотрудничестве с Харьковской Медицинской Академией Последипломного Образования (ХМАПО), метод ЛОК-терапии  апробировался  в целях психологической реабилитации детей и членов их семей из зон антропогенного загрязнения (санаторий «Приморье», г. Евпатория, главный врач Н. В. Сакун). С 2000 года метод ЛОК-терапии  применяется для психологической реабилитации кардиологических больных в санатории «Роща» (Харьковская область, главный врач В. А. Журавлев) и т.д. По результатам этой работы опубликованы научные труды в украинских научных журналах, выпущены в свет монография «Основы личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии» (Харьков, 1999) и  Методические рекомедации МОЗ Украины «Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия» (Харьков, 2001).

 

- Но это, так сказать, официальная «шапка», а в чем же, собственно, содержание метода   и почему он определяется вами как ориентированный на применение в постиндустриальном информационном обществе? И, кстати сказать, можем ли мы его реально применять сегодня в условиях еще далеких от этого идеала?

 

 - Сначала несколько слов об идеале. При обсуждении в конце 20 века проблем информатизации отечественными специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.  Мы полагаем, что информатизация должна быть синхронизирована не только с демократизацией, но и с процессами социальной гуманизации и гуманитаризации.  Реализация такого идеала существенно повысит и творческий потенциал личности и уровень информационной культуры общества.

 - Итак, вы хотите сказать, что идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и нашу страну. И что скромные, но несомненные успехи демократизации нашего общества уже сегодня приводят к появлению социального заказа “изнутри” на совершенствование информационной среды.

 

-Да, такой социальный заказ формируется.  Поэтому, по мнению профессора Б.В.Михайлова, психологическое консультирование и психотерапия не могут занимать значимую социально-экономическую нишу, игнорируя эти объективные тенденции общественного развития.  Кроме этого в современных условиях центральными для психотерапии становят­ся понятия личности, личностного подхода. Поэтому оптимальным решением для психотерапии в информационном обществе является сочетание личностной ориентации с современными компьютерными технологиями.

С точки зрения методологии ЛОК-терапии, в постиндустриальном информационном обществе развитие творческих способностей личности к самоосуществлению (самоздiйсненню) становится одним из основных факторов ее  здоровья.  Ибо, как утверждалось на проходившей в Париже под эгидой Юнеско Международной конференции [I.M.1] [1]по образованию в XXI веке, «человек – не экономический фактор, не простое орудие, не средство достижения цели, - в нем самом заложена самостоятельная цель развития». Осуществлению этой «самостоятельной цели развития» и призвана способствовать ЛОК-терапия.

Мы исходим  здесь из положения о том,  что в современных условиях жизнедеятельности из-за низкого уровня самоорганизации личности может ухудшаться ее физическое, социальное и духовное здоровье.

 

- То есть, чем в большей мере индивидуум способен рефлексировать самого себя, чем более осознанным, ответственным, целенаправленным и оптимальным становится процесс психического самоуправления жизнедеятельностью, тем выше уровень здоровья личности?

 

- Совершенно верно. – Личности, семьи, общества и, следовательно, государства. То есть  мы говорим о повышении уровней самоорганизации  и личности и общества.

 

- Итак, вы хотите сказать, что ЛОК-терапия отвечает вызовам времени, отражает новые тенденции мировой психологической науки и гуманитарной практики, формирующиеся в условиях постиндустриального информационного общества?

 

- Действительно, это направление родилось на стыке тысячелетий и, как писал в журнале «Дружба народов» известный литератор Лев Аннинский,  - «в розе встречных ветров с Атлантики и Евразийских степей». Преимущество ЛОК-терапии состоит в том, что, реализуя гуманистический принцип единства, но не тождества национального и общечеловеческого, она впитала,  переосмыслила и интегрировала лучшее из широкого спектра философско-психологических идей и психотерапевтических  техник известных отечественных и  зарубежных ученых.  ЛОК-терапия выросла на богатой почве отечественной психологической науки и в той или иной мере опирается на фундаментальные разработки таких видных ученых как С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. К. Анохин, А.Р. Лурия, И. З. Вельвовский, А.Т.Филатов, А. В. Брушлинский и других. То есть ее важнейшей отличительной особенностью является опора на традиции отечественной психологической, педагогической и медицинской науки, а также традиции славянской философии, искусства, литературы и, шире, - традиции славянской культуры, как неотъемлемой части мировой культуры.

 

- Следовательно, с рождением этого нового отечественного метода, мы можем говорить о том, что передовые направления психотерапии больше не являются принадлежностью только Западного мира?

 

- ЛОК-терапия – это своеобразный духовный мост – амфотерное соединение двух великих мировых ментальных систем Запада и Востока.  (Амфотерное – это значит   двустороннее, и то и другое). При этом философско-методологический аспект ЛОК-терапии неразрывно связан с ее  конкретными психотехниками и компьютерными методиками. Нельзя эффективно реализовать метод ЛОК-терапии в профессиональной практике, не понимая значение и смысл антропологических учений таких выдающихся философов-гуманистов как Николай Бердяев, Семен Франк, Владимир Соловьев, Сергей Рубинштейн, а также - Тейяр де Шарден, Эрих Фромм, Карл Роджерс, Карл Юнг, Гордон Олпорт, Абрахаам Маслоу и других авторов,  которых  (при всех различиях) объединяет стремление постигнуть человека в его целостности и развитии, как «ось и вершину эволюции» (Тейяр де Шарден).

 

- Вы называете метод личностно-ориентированным. Но что есть личность с точки зрения психологической науки?

 

Каждый человек в чем-то сходен с другими людьми и группами, но по своему внутреннему миру он всегда уникален. В психологии довольно много терминов, так или иначе описывающих личность и индивидуальность человека (например, «эго», характер, самосознание или «Я-концеция»), каждое из которых обладает специфическими оттенками значений. Сама тема  личности чрезвычайно сложна как с психологической так и с философской точек зрения. Ее рабочие концепции смутны, вдобавок различные школы используют разную терминологию. Одни говорят о личности; другие – о самоидентичности «Я»; третьи – об  индивидуальности или индивидуации и т.д. То есть нет согласия в определении основных понятий,  а тем более – в их детальном толковании. Психологи вообще не могут прийти к согласию во взглядах на структуру личности, поэтому очень часто человек изучается как конгломерат отдельных составляющих. Как это ни парадоксально, но в собственно психологических категориях  определить понятие «личность» очень непросто, ибо в нем есть фундаментальное неразложимое значение. Поэтому, отвечая на этот вопрос нам не избежать перехода в область философско-психологического тезауруса. Однако и там существует множество противоречивых определений. Например, по Гегелю, «животное как единичное имеет свое понятие в своем роде, и род освобождает себя от единичности посредством смерти», а человеческое «я» есть всеобщее, в котором абстрагируются от всего особенного (ЭФН, с.123). Аналогично и марксизм определял личность через  категорию «всеобщее»,  -  но как совокупность всех общественных отношений. Напротив, выдающийся американский психолог Г. Олпорт писал: «Личность, как бы ее ни понимали, прежде всего, реальная, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных». А с точки зрения известного русского философа А.Ф. Лосева: «Личность только там, где имеется  тождество общего и единичного» (История античной эстетики, М.1992, с.355). Этот ряд можно продолжать очень долго… Проблема личности сложна и противоречива.

 

 - Мы сотворены разными, каждый из нас уникально устроенный, обладающий собственной внутренней организацией. Может быть это и есть личность?

 

- Давайте задумаемся, личность – это что-то единичное, конкретное? – Да. Но несет ли она в себе нечто всеобщее, то есть присущее данной исторической эпохе, культуре в целом? - Безусловно. Итак, личность есть «и то и другое» одновременно: и единичное и всеобщее. Именно такая двойственность, которая есть единство, но не тождество двух взаимодополняющих (комплементарных) противоположностей, определяется в ЛОК-терапии термином «амфотерность» (amfi, amfo – приставка в греческом языке, означающая окружение с обеих сторон или отношение к двум предметам, например, «амфибия» – двоякоживущая). Но как раскрыть глубинный смысл этого понимания личности? Здесь нам помогает выразительная мощность украинского языка, если хотите, величие украинского Логоса, в котором слова «особенное» (особливе) и «личность» (особистiсть) являются однокоренными и семантически чрезвычайно близкими. Это обусловлено, по-видимому, амфотерностью самой украинской культуры, комплементарно объединяющей  противоположности ментальных систем запада и востока. К слову сказать, Харьков – первая столица Украины - по своему геополитическому положению  может быть центром  этой амфотерной культуры. Хочу отметить также, что свойство  амфотерности является неиссякаемым источником  энергии развития.

 

 - Итак, вашими устами, Ирина, украинский язык открывает нам тайну личности: личность есть «особенное», как  единство «всеобщего» и «единичного» в конкретном человеке. Значит мы все «особенные»?

 

- Мы все  более или менее яркие индивидуальности, а особенными мы становимся тогда, когда формируется наша личность как амфотерное соединение всеобщего и  единичного. Причем, чем больше масштаб «всеобщего» в самосознании  и деятельности индивидуума, и, одновременно,  чем оригинальней его «единичное», тем масштабнее и ярче  личность. Отсюда  вытекает одна из главных задач ЛОК-терапии – преображение человека путем осознания сопричастности предельно единичному и предельно всеобщему на природном, социальном и духовном уровнях бытия. Эта философско-психологическая модель личности называется амфи-тринитарной (trinitas – троица, trinity-[I.M.2] триединство), что дословно  означает «двустороннее триединство».  В ЛОК-терапии амфи-тринитарная структура задает систему изучения, развития, коррекции  личности на трех уровнях ее самоорганизации (психо-биологическом, психо-социальном и психо-духовном) в единстве  реального и идеального, единичного и всеобщего, объекта и субъекта.

 

- Это красиво, но несколько сложно... Неужели каждый клиент должен понимать столь высокие материи?

 

 - Конечно нет! Эти определения важны для специалиста, применяющего ЛОК-терапию в профессиональной практике. Клиент, напротив, участвует в ЛОК-терапии как в психологической игре, своеобразном спектакле, где ему определена главная роль. Являясь про­фессиональным инструментом врача, психолога, педа­гога, программно-методический комплекс (ПМК) ЛОК-терапии тем не менее, обращен прежде всего к личности человека, который использует его для самоанализа, саморегуляции, саморазвития и в определенных условиях может оказаться в роли пациента, клиента, ученика. Поэтому ПМК ЛОК-терапии работает на двух функциональных уровнях: пользовательском и про­фессиональном.

 

- Ирина Макаровна, вы говорите, что ваш метод можно использовать самостоятельно, то есть в режиме психологической самопомощи. Что дает такая помощь человеку?

 

- Мы живем на заре новой эры в развитии человече­ства - эры Личности, - когда перёд Человеком особенно остро встают проблемы самопознания, творческого раз­вития самого себя и окружающего мира.  Расширение границ человеческого сознания, поиск нового стиля мышления, деятельности и духовной жизни, адек­ватных новой эпохе, - вот проблемы, которые волнуют каждого мыслящего человека. Овладение искусством самоанализа, саморегуляции и самопроектирования - вот, на наш взгляд, один из возможных путей решения этих проблем. ЛОК-терапия -  это метод, который помо­жет овладеть этим искусством и найти  личный образ и стиль деятельности, обеспечивающий максималь­ный жизненный комфорт в третьем тысячелетии.

Но хочу еще раз подчеркнуть, что, являясь наукоемким продуктом, ПМК ЛОК-терапии, тем не менее, предназначен не только для профессиональной психодиагностики и психокоррекции. Он также и своеобразный компьютерный аналог  серии "Помоги себе сам". То есть - домашняя, мультимедийная, развивающая система, доступная любому пользователю персонального компьютера.

В этом системе главная роль всегда принадлежит Вам. Это театр Вашей личности! Ваши партнеры - компьютерные психологи, роли которых озвучили всеми любимые актеры театра и кино (профессор Фрейд - Аристарх Ливанов, мисс Ирина - Наталья Варлей, доктор Евгений - Игорь Бочкин), создадут благоприятную обстановку для самоанализа и самосовершенствования личности.

Компьютерный секретарь поможет зарегистрироваться и обеспечит надежную защиту данных от несанкционированного доступа. Профессор Фрейд поможет исследовать тайны духовной субстанции личности и понять психологическое значение самых загадочных сновидений. Мисс Ирина обсудит с вами проблемы социальных отношений личности, даст полезные советы, рекомендации. Кроме этого с ее помощью вы узнаете какие литературные герои наиболее близки к вашему реальному, а также идеальному психологическому портрету.  Доктор Евгений поможет вам обратиться к природному «Я», оценить уровни стресса, активного внимания, настроения. С его помощью можно провести  музыкотерапию  и повысить стрессоустойчивость. Развитая система операций с базой данных позволяет вести личный и семейный архив психодиагностических данных. Для пытливого и любознательного пользователя откроются тайны личности, ранее ему не доступные. Он получит в руки не только инструмент самопознания, но и самосовершенствования, т.е. раскрытия и актуализации всех своих личностных возможностей.  Человек третьего тысячелетия должен владеть специальными техниками самопознания и самоорганизации, которые помогут преодолеть нервные и эмоциональные перегрузки и обеспечат максимальный жизненный комфорт. ПМК ЛОК-терапии -  это ключ к освоению стиля жизни XXI  века.

 

 - Как  же происходит сенс ЛОК-терапии?

 

– В процессе ЛОК-терапии клиент одновременно находится в двух мирах – реальном мире взаимодействия с психологом и виртуальном мире взаимодействия с психотерапевтами, существующими в киберпространстве. Причем, как показала  практика, виртуальные психотерапевты могут выполнять функции, ассистента реального психолога (ко-терапевта).

Совместно с психологом клиент с помощью компьютерных  психотерапевтов производит измерения своих психических процессов, состояний и свойств. В ходе психометрии возникает так называемый мотивационный эффект информирующей обратной связи: клиент осознает неоптимальность измеряемых психических параметров, относительно пространства потенциально возможных значений, задаваемых в процедуре измерения,  и чувствует побудительную силу к самосовершенствованию, то есть возникает мотив самотрансформации субъекта. Для осуществления самоизменения клиент в процессе ЛОК-терапии  идентифицируется с  художественным образом - персонажем и, тем самым, осознает свою личность как «особенное», определяющееся в амфотерном единстве «всеобщего» и «единичного». Осуществляя целенаправленное изменение внешнего Я-образа посредством специальных действий и технологических операций, выполняемых под руководством психолога, клиент ассоциирует производимые трансформации со своим субъективным, внутренним Я-образом. Так происходит проектирование и самопрограммирование (или, иначе, психоинженерия) личности. Усваивая эти технологии, клиент развивает творческие способности, повышает уровень системной самоорганизации личности и становится триединым субъектом самоуправления –  на  природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности.

 

 - Итак, личность клиента – играет главную роль в ЛОК-терапии. Однако какова же роль психолога в этом процессе?

 

У психолога здесь роль, которая выше главной. – Он не только психоинженер, но и сценарист, и режиссер-постановщик психологического спектакля, в котором главную роль играет клиент. Взаимодействие психолога и клиента в методологии ЛОК-терапии рассматривается как совместная продуктивная деятельность и процесс общения клиента и психолога. А компьютерные технологии и методики ЛОК-терапии выполняют функции орудий, инструментов этой совместной деятельности.

Итак, ЛОК-терапия вводит клиента и психолога в новое измерение существования, в мир информационного цифрового моделирования –  интерактивную среду, в которой программно-техническими средствами воспроизводится  все то, что может быть дано в опыте восприятия действительности, а также и те явления, которые обычно связывают с трансцендентальным опытом, то есть явления существующие в воображении субъекта или коллективном бессознательном. Для этого в ЛОК-терапии применяются современные информационные технологии, называемые «мультимедиа».  - Это программно-технические средства, которые, образно выражаясь, помогают персональному компьютеру стать «почти живым»: показывать видео, полноцветные фотографии и картины, говорить, играть музыку, воспроизводить графику и анимацию. Такая интеграция выполняется под  управлением  компьютера  с  использованием разнообразных устройств регистрации и  воспроизведения информации: аудио-системы, микрофона, проигрывателя  оптических (лазерных) компакт-дисков (CD-ROM), телевизора, видеомагнитофона, видеокамеры, музыкального синтезатора и т.д. Технология мультимедиа позволяет  реализовать  в  компьютерной мультимедиа-программе методики психоэстетотерапии.   

   На сегодня есть основания предполагать, что личностно-ориентированная психотерапия в среде мультимедиа станет одной из  информационных психотехнологий 21 века.

Отмечу, однако, и тот факт, что еще очень немногие психологи представляют себе для чего им нужно все это богатство кибернетической жизни и как его можно инвестировать в свою профессиональную практику. В этом смысле метод и средства ЛОК-терапии можно рассматривать как своеобразный инвестиционный проект, позволяющий абстрактное богатство современных информационных технологий обратить в конкретные дивиденды практического психолога и его клиентов.

 

- Но мне кажется, что сегодня для большинства из нас и, особенно для нового поколения,   персональный компьютер  - уже  вещь обыденная, привычная...

 

- Да, но за кажущейся обыденностью новых информационных технологий  таятся  изменения бытия, соизмеримые с эволюционным скачком, в ходе которого обитатели мирового океана мигрировали на поверхность суши. Но, если для большинства обитателей мирового океана суша стала новой средой обитания, а мировой океан лишь старой и опасной колыбелью далеких предков, то для человека новое киберпространство является объективацией его сущностной амфотерности – двойственности. С точки зрения методологии ЛОК-терапии, человек – амфотерное, двоякоживущее существо; подобно амфибиям, закрепившим переходной этап эволюции как способ существования в двух средах, – он  имманентно двойственен, то есть определяется как существо одновременно владеющее субъективным и объективным миром, причиной и целью, внутренним и внешним, реальным и идеальным, единичным и всеобщим. Более того, в методологии ЛОК-терапии такая «амфи-детерминация» рассматривается как необходимая предпосылка и закон развития личности.

Вспомним сказку о царевне-лягушке. В этой народной сказке Василиса –  не только национальный архетип красоты и мудрости, но и символ преображения человека. Амфибия, живущая в двух средах, символизирует в коллективном бессознательном таинственную способность чудесного превращения  невзрачной лягушки в прекрасную царевну.

 

 - Это красивая метафора. Однако не возникает ли в ЛОК-терапии опасность превращения клиента в виртуальное существо, обретающее (или окончательно теряющее) свою сущность в лабиринтах цифровых компьютерных сетей, как это случилось, например, с героем нашумевшего и порядком напугавшего обывателя американского фантастического триллера «Газонокосильщик»?

 

- Важно понимать, что с точки зрения методологии ЛОК-терапии, порождая новую реальность кибернетического пространства, человек не должен утрачивать связь с объективным миром природы и социальных отношений. Поэтому в ЛОК-терапии виртуальное и актуальное взаимодействия психолога и клиента взаимодополняют друг друга в необходимом единстве. Это значит, что  позитивный результат ЛОК-терапии достигается именно благодаря совместной предметной деятельности психолога и клиента. Отметим, что рассмотрение ЛОК-терапии как совместной целенаправленной деятельности, процесса  межличностного взаимодействия психолога и клиента и соответствующая импликация разработанной в отечественной психологии теории деятельности в область психотерапии является принципиальной новизной и  несомненным преимуществом метода ЛОК-терапии относительно многочисленных зарубежных  психотехник, получивших развитие в Украине и России постсоветского периода. Именно субъектно-деятельностный подход придает ЛОК-терапии универсальность и методологическую ясность и не позволяет рассматривать ее как некоторый артефакт  глобальной виртуализации человека.

 

 - По-видимому, применение компьютера одна из основных  специфических особенностей ЛОК-терапии?

 

- Да, наряду с личностным подходом. Однако для понимания специфики ЛОК-терапии ее следует отличать  от  стандартной компьютерной психодиагностики и от  применения компьютерных средств для воздействия на состояние и  сознание человека с помощью так называемых подпороговых сигналов. Принципиальные отличия существуют и в методологии и в технологии этих подходов. Относительно стандартной компьютерной психодиагностики технология ЛОК-терапии включает как обязательный компонент обратную связь, или, проще говоря, обсуждение результатов психодиагностики с клиентом, которое становится важнейшим моментом его взаимодействия с психотерапевтом. Кроме этого, отличие состоит в том, что полученные результаты психодиагностики используются для автоматического выбора и предъявления клиенту психокоррекционных программ. Что же касается, психотехнологий компьютерного психосемантического анализа и  психокоррекции, авторами которых являются И. Смирнов, Е.Безносюк, А.Журавлев, то с ними мы стоим  на принципиально различных подходах к личности человека. Технологии группы Смирнова,  вышедшие из закрытых лабораторий по созданию психотронного оружия,  игнорируют личность как целостность; по выражению авторов, они «вскрывают души, как консервные банки», то есть работают на неосознаваемом уровне и воздействуют через  слуховые  и зрительные анализаторы на мозг человека практически независимо от его воли и сознания. При таком подходе главная функция  компьютера - генерация подпороговых сигналов.  Напротив, в ЛОК-терапии не используются какие-либо неосознаваемые воздействия, то есть на клиента действует только то, что он видит, слышит и чувствует, как в кино, телевидении или  в театре. То есть главная функция  компьютера в ЛОК-терапии -  это моделирование мультимедийной психотерапевтической среды,  наиболее благоприятной для психологической реабилитации клиента.

 

- Ну а  чем же нас не устраивают старые, проверенные методы психотерапии?

- Несомненным является тот факт, что практически все, получившие в России и Украине статус стандартных, методы психологического консультирования и психотерапии, создавались в период задолго до  технологической революции в области информационных технологий. Поэтому, обладая определенным консерватизмом, их сторонники, к сожалению, зачастую упорно предпочитают традиционную «кушетку», «горячий стул» и другие традиционные атрибуты психотерапевтических техник современному мультимедиа-компьютеру с его поистине универсальными возможностями для эффективной психотерапии. Такая профессиональная позиция многих зарубежных ученых в значительной мере сдерживала применение компьютерных технологий в психотерапии. Возможно, по этой причине компьютерная психотерапия  - одна из немногих областей современной психотерапии, в которой отечественная психологическая наука и медико-психологическая практика имеет мировой приоритет.

Возьмем, к примеру, психоанализ. Нет никаких сомнений в том, что его теоретические и прикладные аспекты являются базовыми в процессе обучения психологов и психотерапевтов. Однако насколько реальна в наших условиях  психоаналитическая терапия? С экономической точки зрения психоанализ – самый дорогостоящий из существующих методов психотерапии и по стоимости лечения и по стоимости обучения. По этой причине психоанализ остается  элитарным методом психотерапии и его реальными «потребителями» на Западе являются  достаточно узкие слои городской интеллигенции. Не стоит переоценивать эффективность психоанализа. Кроме того, по мнению ведущих психоаналитиков (Кернберг, Когут и др.), существуют серьезные  внутренние проблемы: неизменная система подготовки кадров и система лечения, сопротивление попыткам модификации и развития метода привели к сокращению членов Международной психоаналитической Ассоциации и падению популярности профессии психоаналитика. Игнорируются ортодоксальным психоанализом  достижения системного подхода и тем самым современная тенденция к интеграции с другими психотехниками.

Некоторые из перечисленных проблем существуют в гештальттерапии и других ставших стандартными методах.

А если сравнить с  массовым аутотренингом, который  сегодня широко применяется в санаторно-курортных учреждениях Украины?

- В наши дни, когда в условиях становления постиндустриального информационного общества человек стремится к свободному самоосуществлению, массовые техники аутотренинга, оставляющие за скобками индивидуально-психологические особенности и интенции личности, оказываются недостаточно эффективными. Последнее обусловлено тем, что в аутогенной тренировке осуществляется сознательное регулирование подсознательных, непроизвольных психофизиологических функций организма, но не личности в целом. Аутогенная тренировка и ее многочисленные модификации не захватывают высшие уровни психической регуляции, систему социальных отношений и духовные аспекты самосознания личности. Напротив, в ЛОК-терапии клиент (пациент) выступает как активный субъект самоорганизации. Он осознает и причины и цели, и необходимость и возможность самотрансформации личности на биологическом, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности. При этом главные задачи психолога, ведущего сеансы ЛОК-терапии, и его виртуальных компьютерных ассистентов следующие: мотивировать клиента к вдумчивой работе с самим собой; создать среду, наиболее благоприятную, оптимальную для самоосуществления личности; обучить клиента конкретным техниками самоанализа и целенаправленного, программируемого самоизменения личности. 

Итак, мы привели не мало аргументов в пользу ЛОК-терапии. Поэтому представляется вполне обоснованным мнение главного психотерапевта МОЗ Украины, профессора Б.В.Михайлова, о том что   несмотря на то, что психотерапия была и будет искусством профессионалов, она, тем не менее, не должна отставать от общих тенденций  развития   науки и практики - тенденций к технологичности и стандартизации, а поэтому компьютеризация психотерапии сегодня - объективная необходимость. 

 

- Но мне известно мнение некоторых специалистов, о том, что здесь возникает опасность технизации психологии и психотерапии, которая, якобы, автоматически ведет к их дегуманизации.

 

- На наш взгляд, такая позиция  глубоко ошибочна. Информатизация как таковая не может дегуманизировать общество равно как и психологическую практику. Скорее, наоборот, она, создает потенциальную возможность для возникновения качественно нового уровня духовной коммуникации. Другой вопрос, готово ли общество к осуществлению этой возможности?

В этой связи мы отмечаем, что огромное значение на современном этапе развития общества приобретает искусство, как мощнейшее средство гармонизации мышления  и самосознания  человека. Не случайно в методологии ЛОК-терапии наука, религия и искусство рассматриваются как три взаимодополняюшие формы духовной деятельности человека.

Интеграция естественнонаучной и гуманитарной парадигм в ЛОК-терапии не случайна и не является данью моде; она обусловлена тем фактом, что в фокусе ее теоретического, технологического и прикладного аспектов находится Личность Человека. А личность как известно изучается не только в психологической науке, но и в искусствах – живописи, музыке, литературе.

На наш взгляд, в третьем тысячелетии не интеллектуализацией, а «красотой спасется мир».  Психология в сфере искусства получит  качественно  новые результаты, основанные на научном познании механизмов гармоничного функционирования мозга человека. Новым,  наиболее  интенсивным направлением искусства, по-видимому, станет  синестетика.  Именно  синестетика, основанная на синтезе и комплексном взаимодействии искусств,  откроет человеку удивительный внутренний мир его души, тайное внутреннее знание, о котором так много писал Карл Юнг.

 

- Вы можете пояснить термин «синестетика»?

 

Синестетические воздействия, основываются на феномене  синестезии (соощущения различных модальностей  восприятия – слуха, зрения, движения)  и,  согласно нашим исследованиям, при  правильном, научно обоснованном  применении,  являются  экологически чистым, гармоничным и высокоэффективным средством профилактики  и лечения  психоэмоциональной  дезадаптации  человека, психосоматических заболеваний и нервно-психических нарушений.

Разработанный нами специальный метод аудио-визуального симультанирования позволяет гармонизировать  деятельность правого полушария головного мозга и обеспечить его  синергическое взаимодействие  с  левым  полушарием  и  подкорковыми структурами. Задача гармонизации взаимодействия полушарий мозга человека рассматривается в ЛОК-терапии как одна из центральных, обеспечивающих на нейрофизиологическом уровне нормальное формирование, функционирование и развитие личности.

 

 - Ирина Макаровна, насколько я поняла, в ЛОК-терапии большое значение придается художественным, музыкальным воздействиям. Вы могли бы рассказать об этом подробнее.

 

В ЛОК-терапию органично включен метод синергической интерактивной музыкотерапии СИМ). Первоначально метод СИМ был разработан и запатентован нами в РФ как «Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека». Его отличительная особенность – автоматическая компьютеризированная подстройка музыко-цвето-терапевтических программ  к психоэмоциональному состоянию пациента и изменение состояния в требуемом направлении. Музыка и автоматически генерируемый на ее основе видеоряд воспроизводились с помощью персональной ЭВМ, для чего в 1991 году (т.е. задолго до появления аналогичных  программ на базе технологии мультимедиа) был специально разработан программный видеомузыкальный синтезатор. Заметим, что эта программа была написана для персонального компьютера IBM PC AT в 1990-1992 годах, то есть тогда, когда весь современный арсенал мультимедиа еще не существовал в природе. В то время на  персональном компьютере не было  ни звуковых плат, ни мощных видеоплат с графическими ускорителями.   «Windows» был еще в диковинку и Билл Гейтс еще не стал одним из самых богатых людей планеты, а  был всего лишь очень талантливым программистом и  бизнесменом.  Персональные компьютеры в то время  практически не применялись для работы с графикой и музыкой. Однако, несмотря на техническое несовершенство, принципы, заложенные в «способе  направленной  регуляции психоэмоционального состояния»  позволяли добиваться уникальных результатов в реабилитации больных наркоманией, алкоголизмом, больных психиатрического и психосоматического профиля.

 Итак, этот способ был реализован нами в первой компьютерной системе интерактивной видео-музыкальной терапии «ТОНИКА» и апробирован в Московском НИИ СП им. Склифосовского в 1992-1994 годах. Его отличительные особенности:

·        Наличие системы классификации, с  помощью которой   структурируется пространство психических состояний и свойств личности и создается его отображение (транскрипция) в пространство разнохарактерных художественных образов.

·        автоматизированная подстройка музыко-цвето-динамических (видеомузыкальных) композиций к актуальному и желаемому психоэмоциональным состояниям пациента (транскрипция состояний и свойств личности в художественные образы); 

·        изменение состояния в заданном направлении с помощью видеомузыкальных программ (трансляция комплементарных субъекту аудио-визуальных образов); 

·        кроссмодальная обратная связь, информирующая пациента об изменениях, происходящих в процессе музыкотерапии, с использованием различных репрезентативных систем (репликация состояний и свойств).

 

В качестве музыкотерапевтического материала  в системе «ТОНИКА» применялись разнохарактерные музыкальные композиции на темы 48 прелюдий и фуг,охватывающих 24 тональности и вошедших в Хорошо Темперированный Клавир  (ХТК) И.С.Баха.  По мере совершенствования технологии «мультимедиа» совершенствовались музыкальные композиции и их транскрипции в цветодинамические образы. Сначала мы заменили простейший синтезатор звука на более современный. При этом была реализована идея амфотерности мужского и женского начала в абсолютном. (За этой метафорой скрывается тот факт, что в новой версии  нашей музыкотерапевтической системы использована оригинальная темброво-ритмическая интерпретация ХТК Баха). Соответственно изменились и зрительный ряд, так как  применение современных компьютерных технологий анимации и  трехмерной графики, позволяет существенно повысить выразительную мощность и силу  терапевтического воздействия видеомузыкальных композиций.

При этом, собственно  психологическая технология направленной музыкотерапии  в своей основе остается неизменной с 1992 года. Как я уже отмечала, для ее реализации была разработана система классификации психических состояний и свойств и с ее помощью было построено пространство психических состояний и свойств личности и его отображение в пространство разнохарактерных художественных образов, в качестве которых использовались 96 музыкальных произведений из ХТК И.С.Баха. 

 

- Почему вы используете для музыкальной терапии именно Хорошо Темперированный Клавир? Насколько мне известно это нестандартное решение.

 

- Помните песню Александра Галича: Здравствуй Бах – говорит Бог». «Здравствуй Бог – говорит Бах....». И действительно, в музыке Баха человеческое и божественное находятся в синергии – комплементарном единстве. Наши  многолетние клинико-экспериментальные исследования показали, что ХТК Баха обладает поистине безграничным терапевтическим потенциалом и для души, и для тела человека. Поэтому мы полностью согласны с мнением некоторых искусствоведов о том, что ХТК – это совершенная музыкальная модель, стоящая на уровне божественного миротворения с заложенным в ней бесконечным потенциалом к развитию каждого из ее компонентов. Но этим мнением мы не ограничиваемся. Сегодня важно понимать, что в условиях экспансии постмодернизма, эклектической массовой культуры,  размывающей как лицо начертанное на прибрежном песке не только субъекта, но и личностные смыслы человеческих слов, музыка, музыкальный язык начинает выполняет ту же функцию, что и слово Божие. Поэтому, возможно, Третий завет приходит  к нам не в слове, а в музыке. Конечно с известной долей метафоричности, мы  можем рассматривать ХТК Баха именно как третий завет, обращенный к человечеству. Но тогда главная проблема в понимании и следовательно интерпретации музыки Баха.

Мне кажется, что задача музыкантов и музыкотерапевтов сегодня –  герменевтическая интерпретация  классических музыкальных произведений с целью раскрытия слушателю их сакрального смысла. Исполнитель (как интерпретатор «Святого писания») сотворчествует композитору и выражает скрытое,  полисмысловое содержание музыки на интонационном и ритмическом языке своей эпохи. Тем самым, мы определяем задачу музыкальной  герменевтики (Hermeneutics)   одновременно и в смысле Х.Гадамер (Gadamer), и в смысле Дильтея (W.Dilthey). То есть интерпретатор должен с одной стороны проникать в элементы исторического времени, в которое было создано музыкальное произведение,  а, с другой стороны - он должен выражать постигаемые смыслы на интонационном языке своей эпохи. В ином случае, он останется не понятым современниками. А его исполнение будет интересно и понятно только узкому кругу профессионалов. На наш взгляд, только такая амфотерная герменевтика может стать ключем к постижению и раскрытию сакрального смысла музыки.

Причем, в процессе синергической интерактивной музыкотерапии не только исполнитель, но и слушатель активно сотворчествует композитору. Возникает триединая система: композитор - музыкант - слушатель.  И в этом синергическом процессе слушателю открывается слово Божие, звучащее в нем самом. 

Особая роль в синергической интерактивной музыкотерапии отводится транскрипции музыки в зрительный цветодинамический образ. Зрительный, цветовой динамический образ, соответствующий эмоциональному характеру музыкального произведения, выполняет  функцию катализатора непосредственной эмоционально-эстетической реакции на музыку и позволяет слушателю в сакральной графике мотивов увидеть скрытую семантику третьего завета, закодированную в музыке Баха и гениальных творениях великих композиторов классицизма, романтизма и импрессионизма.

Нами экспериментально (с помощью методики звуко-цветового симультанирования) выявлено соответствие двенадцати ступеней музыкального и цветового строя. Выявленная закономерность позволила привести в соответствие кварто-квинтовый круг из 12 мажорных и минорных тональностей  и круг дополнительных цветов (а также зодиакальный круг из 12 созвездий). Транскрипция отношений интервала квинты в отношения дополнительных цветов явилась своеобразной метрикой для установления синергии музыки и цвета, то есть для создания матрицы музыкально-цветовой гармонии. В итоге ее репликации формируются два комплементарных круга: дополнительных цветов и музыкальных тональностей, расположенных по степени гармонического родства, что принципиально отличается от традиционных моделей древнеиндийской и китайской натурфилософий, пифагорейской, неоплатонической  а также западноевропейской философий.

Таким образом, теории музыкальной и цветовой гармонии становятся комплементарными и возникает единая теория музыкально-цветовой синергии. Поэтому специально организованная (синергическая) видеомузыка рассматривается в ЛОК-терапии не только как средство направленной  саморегуляции, но и как  духовная практика, обеспечивающая развитие гармонического тринитарного мышления и самосознания личности.

Важно подчеркнуть, что развивающие  синестетические  методики,   органично включенные  в  педагогический и терапевтический процессы,  позволяют  уже сегодня реально решать задачу духовного возрождения личности. А современные информационные технологии позволяют автоматизировать и внедрить эти методики сколь угодно широко.

 

- Из сказанного вами следует, что в ЛОК-терапии происходит органичное соединение науки, искусства и религии. 

 

- Такое триединство получило название неософия. Однако, говоря о взаимообогащающем единстве науки,  этического религиозного опыта  и  искусства в методологии ЛОК-терапии, хочу еще раз подчеркнуть колоссальные возможности самоанализа, саморегуляции и гармоничного саморазвития, которые открываются  современному человеку новыми компьютерными технологиями.  Это  необходимо сделать потому, что еще и сегодня в средствах массовой информации апокалиптически ориентированные или не вполне  компетентные «специалисты» продолжают пугать человека компьютером, который де  станет  не то супернаркотиком, не то суперчеловеком и  непременно  «угробит» своего творца и хозяина. Тем более жаль, что эти  газетные  утки, рассчитанные на запугивание обывателя, иногда вызывают  интерес  и поддержку известных ученых.

Во-первых, для профессионального психолога очевидно, что компьютер никогда не заменит человека, если, конечно, человек сам не превратит себя в бесчувственный автомат.

Во-вторых, компьютерные технологии, как и другие гениальные изобретения  человека, могут быть использованы не только во благо, но и во  зло. Это также очевидно. Но именно от самого человека,  а  не  от  какой-то чуждой, иррациональной силы зависит судьба любого  изобретения. Одно можно утверждать определенно. Если цели  разработчиков новых компьютерных технологий и программ гуманны  и  реализуются эти цели в гуманном обществе,  то  персональный  компьютер может стать инструментом познания мира и духовного развития человека в 21 веке. В противном случае, конечно же, персональный  компьютер  ждет та же судьба, что и некоторые другие формы современной массовой культуры. - Он станет опредмеченной реальностью мертвой человеческой души.  И тогда уж действительно, разница между творцом и его созданием может быть практически сведена к нулю, да и виртуальная  компьютерная реальность мало чем будет отличаться от мнимой реальности человеческого бытия.

Но, к счастью, сегодня мы уже имеем десятилетний позитивный опыт применения компьютерных технологий в психологическом консультировании и психотерапии, что дает нам возможность сделать оптимистичные выводы. Поэтому, по мнению профессора Б.В.Михайлова, сегодня есть все основания полагать, что формирование знаний, умений и навыков по  использованию новых компьютерных технологий в психотерапии становится одной из ключевых задач подготовки высококвалифицированных психотерапевтов-профессионалов и клинических психологов.

 

- Ирина, а какие существуют области применения систем  ЛОК-терапии.

 

- Проводимые кафедрой психотерапии ХМАПО клинико-психологические исследования позволяют  выделить следующие перспективные области применения  программно-методического комплекса  ЛОК-терапии:

1.   Санаторно-курортное лечение и реабилитация больных с различной нозологией.

2.   Профилактика и лечение  алкоголизма и наркомании.

3.   Комплексная реабилитация детей  подросткового  возраста  с проблемами развития и поведения (в том  числе,  пострадавших в террористических актах, а также детей из зон  антропогенного загрязнения).

4.   Эстетическая медицина.

5.   Экстремальная медицина.

6.   Профилактика и лечение пограничных психических нарушений.

7.   Психиатрия.

8.   Акушерство и гинекология (гуманизация родов).

9.   Стоматология.

10.     Ортопедия и травматология.

11.     Хирургия.

12.     Психологическое консультирование.

13.     Внедиспансерная  психолого-медико-педагогическая помощь населению (в том числе в бытовых условиях).

14.     Психологическая служба учебных заведений.

15.     Психологическая служба пенитенциарных учреждений.

16.     Хосписы.

 - Сегодня весьма популярны экстрасенсы, целители, колдуны, маги, астрологи…  Сможет ли ЛОК-терапия конкурировать с  этим «легионом»?

 - Во – первых, здоровая конкуренция - источник развития. Во –вторых, ЛОК-терапия выражает тенденцию психотерапии будущего.  Перечисленные  же вами методы – это  тенденция прошлого. Традиционная ориентация клиента только на помощь извне и обращение за ней по каждому поводу к экстрасенсам, гипнологам, и различного рода це­лителям делают его пассивным, зависимым от внешней среды в решении собственных психологических проблем. В результате ЛОК-терапии, напротив, клиент сможет обрести уверенность в собственных силах, присущих ему способностях и научится  ими владеть и распоряжаться. Он получит знания, умения и навыки, позволяющие психологическими средствами  управлять физическим, социальным и духовным здоровьем. В ЛОК-терапии клиент определяет самого себя и зависит от себя самого. То есть путем обучения  и развития он идет к расширению горизонтов свободы и самосознания. Надо отметить, что удельный весь именно такой психотерапии, получившей название “selfhelp”, становится все более весомым  не только в США, но и в Западной Европе. Достаточно сказать, что в США суммарный годовой доход центров по обучению пациентов способам саморегуляции  и самопомощи соизмерим с доходами Голливуда. Отмечу также, что метод ЛОК-терапии впервые был реализован на лазерном компакт-диске, выпущенном массовым тиражом в США и предназначенном именно для этих целей. В развитых странах хорошо понимают, что в отличие от сеансов колдунов, магов и целителей, упражнения в искусстве самопомощи, помогают высвобождению внутренней энергии и актуализируют способности личности, позволяющие жить творчески. Итак, с помощью ЛОК-терапии клиент овладевает навыками психической саморегуляции и самопроектирования личности как неотъемлемым компонентом культуры постиндустриального информационного общества. Не случайно название американской версии нашей программы содержало подзаголовок: «Your Way To The FUTURE!» - Ваш путь в будущее! Сегодня я написала бы так: ЛОК-терапия - Ваш путь к свободе. Встать на этот новый путь или  вернуться в средневековую магию – дело личного выбора. Каждый решает сам.

 

(с) Ирина Мирошник, Евгений Гаврилин, 2004



[1] Joducation Un tresor est cache dedans, Rapporta J’Vnesce de la commision international Sur J’education pour le XXI siecle prisidee por JaequesDelars.-Paris.-1996.P.87.


 [I.M.1]

 [I.M.2]ТРОИЦА, один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (т. н. тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).

АНТИТРИНИТАРИИ (от анти... и лат. trinitas — троица), приверженцы течений, сект в христианстве, не принимающих один из основных догматов христианства — догмат Троицы.

 



Сайт создан в системе uCoz