Академия педагогических наук СССР
Выходит два раза в год
Москва «Педагогика» 1987
Детская
музыкальная школа № 13, г. Харьков
Представлено
действительным членом АПН СССР
А
В. Петровским
Способность
эмоционального сопереживания в
процессе музыкального восприятия
— один из основных компонентов
нравственно-эстетического
воспитания. На фоне эмоционального
переживания, вызванного музыкой,
зарождается потребность в ней,
развиваются творческие
способности, воображение,
возникают ассоциации и обобщения,
стимулирующие эстетические эмоции.
Известно, что у некоторых школьников и молодежи музыка не всегда вызывает адекватное эмоциональное состояние, доставляет им радость. В этой связи актуален поиск факторов, пробуждающих эмоциональные проявления, обогащающих эстетическое восприятие, что открывает новые возможности развития образно-эмоциональной сферы ребенка.
В развитии
музыкальности у детей лежит
последовательный переход от
внешних к внутренним действиям.
Комплекс музыкальных средств,
выражающих содержание
музыкального произведения, сложен
для детского восприятия; на первых
этапах обучения мно-
55
гие
музыкальные явления должны быть
внешне ощутимыми для детей,
предметными [I]. Создание установки,
мобилизующей внимание, восприятие,
требует использования не только
музыкальных средств. Применение «искусственных
стимулов, выполняющих роль знаков»
[2, с. 75], придает определенную
направленность психическим процессам,
значительно повышает психическую
активность; необходимость введения
средства, способствующего
возникновению определенного
эмоционального состояния,
обусловлена опосредствованным
характером психических свойств
человека.
Экспериментальные
исследования изобразительной
деятельности ребенка в связи с
эмоционально-эстетическим
отношением к действительности,
проведенные В. С. Мухиной [5],
показали, что на первых этапах
изобразительной деятельности в
качестве одного из основных
средств, выражающих отношение к
нарисованному, дети используют
цвет, что обусловлено
эмоциональной окраской восприятия
цвета детьми. Эта мысль послужила
основанием для выдвижения
гипотезы о симультанности
музыкального и цветового образно-эмоционального
видения мира.
Исходным в нашем
исследовании является
установленное в цветопсихологии
соответствие определенных
цветовых оттенков различным «тональностям»
эмоциональных состояний. Согласно
традиционной символической оценке
шести основных цветов, входящих в
цветовой круг Гете, индикатором
восторженного, активного
настроения является красный цвет;
радостного, теплого — оранжевый;
светлого, приятного—желтый;
спокойного, уравновешенного —
зеленый; печального, грустного —
синий; неудовлетворенного,
тревожного — фиолетовый [3, 4].
Эмоциональное
отношение к музыке и цвету,
свойственное детям дошкольного
возраста, спонтанно порождает
симультанность музыкального и
цветового эмоционально-образного
видения мира. В цветовом символе
заключена информация, выражающая
эмоциональное переживание,
возникшее у ребенка в процессе
музыкального восприятия. С
поступлением ребенка в школу, когда
непосредственность,
непринужденность затормаживаются
самоконтролем, расчлененностью
восприятия, это качество
постепенно утрачивается. Однако
оно может быть поддержано,
укреплено, усилено и развито.
Для проверки гипотезы
симультанности эмоционально-образного
восприятия музыки и цвета было
проведено исследование, в котором
участвовали дети 4—6 лет (средняя,
старшая и подготовительная группы
детского сада № 40 г. Харькова) и 7—11
лет (I— IV классы средней школы № 131 г.
Харькова). В эксперименте
участвовали 186 детей.
При определении
соответствия цветовых оттенков различным
тональностям эмоциональных
состояний были использованы следующие
цвета: черный (мрачное настроение),
красный (восторженное, активное),
оранжевый (радостное, веселое),
желтый (светлое), зеленый (спокойное),
синий (грустное), фиолетовый (тревожное
настроение).
В каждый из указанных
цветов были окрашены карточки —
квадраты одинакового формата.
Эксперимент проводился в дневное
время и при одинаковом освещении.
Испытуемым было предложено сразу
же после прослушивания небольшого
отрывка из музыкального
произведения выбрать карточку
именно того цвета, каким они «нарисовали»
бы эту мелодию.
56
Предварительно
была проведена контрольная
проверка по цветовосприятию
показавшая, что большинство детей 3
лет еще плохо ориентируются в
цветоэмоциональной гамме. Поэтому
в эксперименте участвовали дети
начиная с 4 лет, цветовосприятие
которых совпадало с традиционной
эмоциональной оценкой цвета. На
каждом занятии проверялась
эмоциональная цветовая реакция на
три разнохарактерные мелодии. При
этом испытуемые не знали, какой
цвет выбран другими участниками
эксперимента. Каждая предложенная
для прослушивания мелодия
отличалась ярко выраженной
тональностью эмоционального
состояния.
В
результате исследования
установлено, что в группах детского
сада количество правильных ответов
с возрастом растет от 68 (младшая
группа) до 74% (подготовительная
группа) и продолжает
увеличиваться в школьном возрасте
до 82%—II класс (8 лет). Затем
понижается до 68%—III класс (9 лет), 53%—IV
класс (10 лет), 46%—V класс (11 лет),
У
большинства детей, ответы которых
не соответствовали традиционной
цветоэмоциональной гамме,
преобладал аналитический,
расчлененный тип музыкального
восприятия. Самоконтроль, рациональность
затормаживали непосредственность
эмоционального отношения к музыке,
проявляющуюся у детей с
эмоционально-образным типом
музыкального восприятия в
симультанности музыкального и
цветового образно-эмоционального
видения мира.
С
целью выявления возможной
положительной динамики проявления
интересующего нас феномена в
результате обучения как средства
активизации эмоциональных
процессов посредством введения
цветовой символики в каждой
возрастной группе было проведено
четыре занятия.
К
концу исследования количество
правильных ответов увеличилось с
68 до 75% в 4 года, с 70 до 82% в 5 лет, с 74 до
88% в 6 лет, с 78 до 90% в 7 лет, с 82 до 92% в 8
лет, с 68 до 82% в 9 лет, с 53 до 87% в 10 лет,
с 46 до 82% в 11 лет.
Положительная
динамика проявления исследуемого
феномена свидетельствует о том, что
научение посредством введения
цветового символа активизирует
эмоциональные процессы. Использование
цвета — символа эмоционального
состояния — способствовало мобилизации
внимания в процессе музыкального
восприятия, расширяло возможности
сенсорного воспитания, вызывая
слитность слуховых и зрительных
ощущений, обогащало музыкальные
впечатления, создавало условия,
обеспечивающие акцентирование
эстетического восприятия
действительности, поддерживая,
укрепляя, усиливая и
преобразовывая музыкально-образную
способность симультанного
музыкального и цветового
эмоционально-образного видения
мира.
Литература
1.
Ветлугина Н. А. Музыкальное
развитие ребенка. М 1968. 414 с. 2.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983.
Т. 3. 368 с. 3. Кравков С. В. Цветное
зрение. М., 1958. 175 с. 4. Лутошкин А. Н.
Цветопись как прием эмпирического
изучения психологического
климата коллектива // Социально-психологический
климат коллектива. М., 1979. С. 162—175. 5.
Мухина В. С. Изобразительная
деятельность ребенка как форма
усвоения социального опыта. М., 1981.
238 с.
57
[i] Статья Мирошник И.М. Цвет как стимул формирования непосредственно-эмоционального отношения к музыке у детей.// Новые исследования в психологии, 1987, №1, с.55-58. Академия педагогических наук СССР. Москва «Педагогика» 1987.