Михайлов Б.В.[1]

Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И.Мирошник,  Е.Гаврилина: итоги и перспективы[2]

Личностно-ориентированная  компьютеризированная   психотерапия (ЛОК-терапия) определяется сегодня как  новейшее  междисциплинарное научно-практическое направление, разрабатываемое И.М.Мирошник и Е.В.Гаврилиным с начала 90-х годов XX века. ЛОК-терапия интегрирует такие области знаний, как медицинская, общая и  педагогическая  психология, психология искусства, культурология, персонология, философия, системный анализ, новые информационные технологии. Важнейшим отличительным признаком ЛОК-терапии является сочетание личностной ориентации содержания метода и компьютеризированной формы его организации. 

Метод личностно-ориентированной компьютерной психотерапии позволяет  организовать продуктивное межличностное взаимодействие[3] врача (психолога) и клиента, которое характеризуется следующими особенностями:

·       направлено на возрастание уровней самоорганизации, самоуправления  и саморегуляции личности; 

·       основывается  на амфитринитарной теоретической  модели (амфотерной  детерминации  развития  личности  на трех онтологических уровнях: биологическом, социальном, духовном);

·       опосредствуется новыми компьютерными технологиями; 

·       использует мотивационный эффект информирующей  психометрической обратной связи;

·       обеспечивает оптимизацию  психических  процессов,  состояний  и свойств личности; 

·       реализует экстранозологический подход и осуществляется в  целях оперативной медицинской, психологической и социально-педагогической реабилитации; 

·       применяется для  решения  задач  психотерапии,  психокоррекции, психогигиены, психопрофилактики, психологического  консультирования, воспитания, образования, развития личности.

  Система ЛОК-терапии реализована в созданных по авторской лицензии И.Мирошник и Е.Гаврилина программах для персонального компьютера, которые моделируют профессиональные сеансы психологического консультирования и психотерапии в среде мультимедиа [29]. Разработанные впервые в Украине методические рекомендации [28]  регламентируют следующие процедуры ЛОК-терапии:

1.    Целенаправленную регуляцию уровня  активного внимания и темпа сенсомоторных реакций.

2.    Целенаправленную регуляцию  (оптимизацию)  психоэмоционального состояния.

3.    Целенаправленную регуляцию (оптимизацию)  Я-концепции и стиля межличностных отношений.

4.    Целенаправленную регуляцию (оптимизацию)  онейрической  деятельности.

5.    Аудио-визуальное симультанирование (актуализацию творческого воображения).

6.    Психометрическое опосредование и потенцирование физиотерапевтических, медикаментозных и других лечебных  воздействий.

Исторически сложилось так, что метод ЛОК-терапии И.М.Мирошник и Е.В.Гаврилина, зародившийся в РФ [10;11;12], в большей мере получил  развитие, применение и, так сказать, права гражданства, в Украине [13-24;26;34]. Поэтому сегодня, по прошествии 10 лет с начала апробации и внедрения программно-методического комплекса (ПМК) ЛОК-терапии в Украине, можно подвести некоторые итоги и оценить перспективы этого новейшего направления. Следуя традициям отечественной науки, рассмотрим его в единстве исторического и логического аспектов.

Исторический аспект

История создания ЛОК-терапии возвращает нас в  начало 90-х годов прошлого века. В то время практически каждый психолог, психиатр, психотерапевт в своей работе с пациентами  сталкивался с особой патогенностью  психических  травм,  связанных  с возникшей амбивалентностью ценностных ориентаций, мировоззрений и этических норм. Возникшая при этом  неопределенность самосознания личности во многих случаях выступала  как  латентный стресс-фактор, провоцировавший девиантное  поведение,  дисфункции социальных ролей, психосоматические заболевания. С целью решения новых задач переходного периода в 1990 году началась инициативная  разработка первой системы компьютерной цветомузыкальной психотерапии "Тоника",  которая базировалась на результатах диссертационного  исследования   И.М.Мирошник [6;7;8;9].  Опытный  образец  системы «Тоника» был создан к концу 1991 года.   Экспериментальный центр компьютерной психотерапии  открылся в начале 1992 года в рамках медицинской  программы Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (научный руководитель, проф. Е.А. Чуркин). Термин компьютерная (компьютеризированная)  психотерапия  в том смысле, который определяется в  данной  работе,  впервые  был опубликован  на  крупнейшей международной конференции "Human-Computer Interaction", где авторами была продемонстрирована первая система этого класса [30]. На основе психодиагностики клиента по цветовому тесту Люшера (или вербальному тесту «Супос-8») система «Тоника» автоматически формировала (по методике ЗЦС Мирошник) и воспроизводила индивидуальную цвето-музыкотерапевтическую программу, обеспечивающую направленную регуляцию психоэмоционального состояния клиента с помощью художественных образов  его актуального, медиального и желаемого состояний. Для создания базы цветомузыкальных терапевтических композиций были запрограммированы на синтезаторе короткие разнохарактерные видеомузыкальные композиции в 24 тональностях (на темы ХТК И.С.Баха в обработке И.М.Мирошник). Для генерации видеоряда использовались цвето-динамические фрактальные образы, симультанно изменяющиеся вместе со звукорядом в реальном масштабе времени (аналогично, но на восемь-десять лет позже сделали визуализацию в музыкальных проигрывателях WINAMP, CREATIVE, MICROSOFT, RealOne и других).

Итак, в 1991-1993 годах, по революционной для того времени психотехнологии, И.Мирошник и Е.Гаврилиным была создана первая система цветомузыкальной терапии, реализованная на стандартном персональном компьютере, которая получила название: автоматизированная система управления психоэмоциональным состоянием человека (АСУ ПСЧ) «Тоника» [2].  В период с 1992 по 1994 годы система "Тоника" успешно прошла клиническую апробацию в  сомато-психиатрическом отделении Московского НИИ Скорой помощи им. Н.В.Склифосовского [11]. А в 1993-95 годах  ее авторы оформили заявку и получили Патент на изобретение [1], которое открыло новую рубрику в реестре изобретений РФ и было впоследствии удостоено бронзовой медали на международной выставки в Брюсселе [31]. Наряду с процедурой направленной регуляции психоэмоционального состояния, в этом изобретении описан принципиально новый способ классификации и отбора психокоррекционных музыкальных композиций, основанный на методике звуко-цветовой симультанности (ЗЦС) И.Мирошник [6;7;8;9]. Важно подчеркнуть, что в диссертации И.М. Мирошник впервые была экспериментально доказана возможность применения цветового ряда (цетовые карты Люшера или  другие цветовые стимулы) для экспертной оценки эмоционального характера музыкальных произведений и установления соответствия между состояниями человека, цветом и музыкой.  Для вербальной оценки сходства слуховых и зрительных художественных образов впервые применялась модифицированная методика личностных конструктов Келли [14]. Таким образом,  И.М.Мирошник  был разработан метод  координации - установления статистически значимых соответствий  между комплементарными стимулами: разнохарактерными художественными образами, цветом,  тембрами музыкальных инструментов, вербальными характеристиками (дескрипторами), выражающими  многообразие  состояний и свойств человека. Метод  координации  оказался весьма эффективным для создания психотехнологий развития личности, психокоррекции и психотерапии.

В 1994 году, когда уровень информационных технологий  поднялся на высоту "мультимедиа", стало возможным применение компьютера для реализации новых психотехнологий трансформации и развития личности [10].  Разработчиками  ЛОК-терапии была предпринята  попытка  персонификации личности психотерапевта в компьютере и  передачи виртуальному ко-терапевту ряда функций,  выполняемых  в процессе психологического консультирования. Предполагалось, что компьютерная мультимедийная программа будет инструментом совместной деятельности врача (психолога) и клиента. Как отмечают И.Мирошник и Е.Гаврилин, практика работы с суицидальными пациентами в НИИ СП им. Склифосовского[4] показала, что нейтрализовать патогенное  психоэмоциональное напряжение и повысить уровень фрустрационной толерантности личности удается путем расширения  и  гармонизации  смыслового поля ее самосознания. Для этого, в отличие от  наиболее  распространенной в  психологии двухфакторной модели, рассматривающей личность как биосоциальную целостность[5],  И.М.Мирошник и Е.В.Гаврилиным  была разработана интегрирующая  концепция триединства личности, которая впервые учитывает три фактора, влияющих  на самосознание и деятельность личности: природный  (биологический, физический), социальный и духовный [12-14]. Соответственно в виртуальном мультимедийном пространстве ЛОК-терапии персонифицируются три компьютерных психотерапевта, символизирующих триединство субстанций (ипостасей) личности. С помощью диагностико-коррекционных методик виртуальные психотерапевты помогают клиенту решать задачи самоанализа и саморазвития личности на трех онтологических уровнях. Первая, англоязычная версия этой программы была выпущена по лицензии И.Мирошник и Е.Гаврилина в 1995 году на лазерном компакт-диске  для  персональных  ЭВМ в США [29] и вызвала большой интерес как у специалистов, так и у непрофессиональных пользователей[6]. В 1996 году в России на CD-ROM  под  названием  «Интерактивный Психологический Театр «Тайны Души» (ИПТ) по лицензии Мирошник и Гаврилина выпущена массовым тиражом вторая, русскоязычная версия программно-методического комплекса, моделирующего сеансы психологического консультирования. Как и в англоязычной версии психодиагностика и  психокоррекция   в мультимедиа-программе ИПТ персонифицирована, т.е. в каждом  из  трех отделений  (логических   модулей)  моделируется    взаимодействие пользователя программы с психотерапевтом,  обладающим  конкретной внешностью, голосом, манерой общения с клиентом и т.д.    В соответствии с интегративной концепцией триединства личности Мирошник, Гаврилина каждая мультимедийная методика моделирует в интерактивном  режиме сеанс психодиагностики и  психотерапии,  который  "проводит" один из компьютерных  психотерапевтов,  символизирующих  одну  из трех субстанций (ипостасей) самосознания личности: природной, социальной, духовной. Персонификация субстанций личности в ИПТ основывается на гипотезе об архетипах К.Г.Юнга: женщина - архетип анимы; мужчина - архетип  анимуса; старец - архетип Духа. Соответственно возникает символическое двойное кодирование: с одной стороны, в образах психотерапевтов происходит персонификация архетипов (анима, анимус, дух), а с другой – персонификация субстанций личности. Отметим, что программно-методический комплекс  ЛОК-терапии  "Интерактивный психологический театр" награжден  серебряной  медалью  Всемирного салона  изобретений  и  новых  технологий  в  Брюсселе  "BRUSSELS EUREKA" [33].

С 1998 года, на основе договора о научно-техническом сотрудничестве с Харьковской Медицинской Академией Последипломного Образования (ХМАПО), метод ЛОК-терапии  апробировался  в лечебно-профилактических учреждениях Украины. По результатам этой работы опубликованы научные труды в украинских научных журналах, выпущены в свет монография [14]  и  Методические рекомендации МОЗ Украины «Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия» [28].   В 2001 году в Украине авторы метода подготовили усовершенствованную русскоязычную версию этой мультимедиа-программы - «Интерактивный психологический театр 2000», предназначенную для профессионального применения в  психологическом консультировании и психотерапии. Собственно с этого периода, после разработки и апробации специальных психологических технологий и выпуска в свет методических рекомендаций МОЗ Украины, ЛОК-терапия получила официальный статус. 

В дальнейшем ПМК ЛОК-терапии дополнялся новыми мультимедийными средствами и технологиями психокоррекции, в частности, авторскими психотехнологиями синергической интерактивной музыкотерапии[7] [32; 20], аудио-визуального симультанирования [14], группового ЛОК-психотренинга по методу субъектно-групповой психометрии [22], группового видеомузыкального психотренинга и другими усовершенствованиями. В настоящее время ПМК ЛОК-терапии (версия 2000 Плюс) представляет собой современный, наукоемкий, универсальный инструмент для психодиагностики, развития личности, психологического консультирования и психотерапии.

Теоретические основания

Учитывая, что в России не много доступных публикаций, раскрывающих содержание метода,  описание новых психотехнологий  и других средств ЛОК-терапии,  мы сочли необходимым восполнить этот пробел и привести некоторые выдержки из методических рекомендаций, монографии и публикаций в украинских рейтинговых изданиях [13-24; 27 и др.].

Как отмечают авторы, важнейшей отличительной особенностью метода ЛОК-терапии является его опора на традиции отечественной психологической, педагогической и медицинской науки, а также традиции русской философии, искусства, литературы и, шире, - традиции восточнославянской культуры, как неотъемлемой части мировой культуры. При этом философско-методологический аспект ЛОК-терапии неразрывно связан с ее  конкретными психотехнологиями и компьютерными методиками.

ЛОК-терапия выросла на богатой почве отечественной психологической науки и в той или иной мере опирается на фундаментальные разработки таких видных ученых как К. А. Абульханова, П. К. Анохин, А. В. Брушлинский, Л.С.Выготский,  А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, А.Т.Филатов и других. Рассмотрим как конкретизируются и трансформируются в методологии ЛОК-терапии некоторые основополагающие принципы.

Во-первых, в отличие от калькированных методик, ЛОК-терапия реализует в психологическом консультировании и психотерапии предложенный С.Л.Рубинштейном личностный (субъектно-деятельностный) подход  к пониманию механизмов регуляции психических процессов состояний и свойств, в соответствии с которым высшие уровни личностной организации  выступают как ведущие по отношению к системе психических процессов, состояний и свойств, в том числе природных, темпераментальных и т.д. В соответствии с этим теоретическим подходом в методологии ЛОК-терапии  личность клиента рассматривается как самоорганизующаяся система, которая  выполняет интегративную и регуляторную функции для трех уровней жизнедеятельности: психобиологического, психосоциального, психодуховного и, следовательно,  выступает в качестве субъекта терапевтического процесса (то есть личность выступает как целостная система внутренних условий через которые преломляются все внешние воздействия - принцип С.Л.Рубинштейна). А направленная трансформация и развитие личности осуществляется по принципу, предложенному А.Н.Леонтьевым: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет». Однако этот принцип парадоксальным образом оборачивается в ЛОК-терапии и объясняет уже не тоталитарные механизмы формирования индивида в системе социально детерминированной деятельности, а механизмы его опосредствованной самотрансформации, в которой объектом деятельности выступает ее непосредственный субъект. Таким образом, в соответствии с методологическим принципом амфотерной (двойственной) детерминации  развития  И.М.Мирошник [10; 16],  в ЛОК-терапии субъект и объект деятельности образуют  амфотерное соединение, то есть клиент является и субъектом и объектом ЛОК-терапии. Действия и операции, выполняемые клиентом, фактически есть структурные элементы особого типа деятельности – самотрансформации, самовоспитания и развития личности.   Инструментом этой деятельности является специальная психотехнология ЛОК-терапии.

    Системный подход. Принципиально новой в системном подходе,  который реализован в ЛОК-терапии Мирошник, Гаврилина, является интеграция по принципу синергии - взаимоусиливающего единства  (но не тождества) ее различных компонентов:

1)      науки, искусства и религии в философско-методологическом  базисе познания и развития личности;

2)      биологического (природного), социального и  духовного  факторов, влияющих на гармоничное развитие или патогенез личности (интегрирующая концепция триединства личности);

3)      медицинской, социально-психологической и  психолого-педагогической целей и задач реабилитации личности  (экстранозологический подход);

4)      методик психодиагностики, психокоррекции и развития личности;

5)      симптоматической и каузально-телеономической психокоррекции;

6)      психометрического и клинического методов обследования;

7)      обследования и самоанализа;

8)      психокоррекции и саморегуляции;

9)      психотерапии и саморазвития;

10)                        непосредственного и опосредствованного характера воздействий;

11)                        целенаправленности и не директивности воздействий;

12)                        вербальных и невербальных воздействий.

 

Тринитарная парадигма, имеющая предпосылки в религии, науке  и искусстве,  рассматривается  в  методологии  ЛОК-терапии  как транскультуральный феномен эволюции мышления и самосознания человека [14]. Методология ЛОК-терапии не противопоставляет  духовному  бытию бытие природное и социальное. Три формы бытия и самосознания личности рассматриваются  в  эволюционно-историческом  развитии:  от первоначального синкретизма - через антагонизм  становления  -  к синергии. Поэтому в ЛОК-терапии, в соответствии с интегрирующей концепцией триединства личности И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилина, ставится сверхзадача самоосуществления личности клиента в единстве (но не тождестве) трех субстанций ее самосознания, трех взаимодополняющих онтологических планов:  природного (физического, биологического),  социального и  духовного. Решается эта задача с  помощью  специальных  психотехнических приемов и упражнений, органично включенных в архитектуру ПМК.

Психологическая амфотерность. ЛОК-терапия основывается на предложенном И.М.Мирошник новом методологическом принципе амфидетерминации развития [10]. Для описания продуктивной, гармонической двойственности (в отличие от антагонизма, амбивалентности и реверсивности) в контексте теории ЛОК-терапии И.М.Мирошник был впервые введен в психологию термин  "амфотерность" (от греч. amphoteros - двойственный, и тот и другой, двусторонний) [10;16;19]. Напомним, что в химии амфотерность  понимается как  способность некоторых веществ и соединений в зависимости от условий среды проявлять противоположные свойства.  Типичными  амфотерными органическими веществами являются аминокислоты.  По мнению И.Мирошник,  универсальное свойство амфотерности лежит в основе перехода от неживой к живой материи, а так же в основе возникновения психической функции как способности к избирательному реагированию и поведению. Соответственно психологическая амфотерность определяется И.Мирошник, как  способность субъекта в зависимости от внешних и/или внутренних условий  природной, социальной и духовной среды  избирательно проявлять противоположные, но взаимодополнительные, то есть комплементарные психические свойства.  Важно подчеркнуть, что  в отличие от амбивалентности,[8] антагонизма противоположные свойства амфотерных соединений не находятся в конфликте [24].  Комплементарные структуры подходят друг к другу как ключ к замку: одна ищет и находит в другой то, что ей самой не достает до целого. Амфотерная детерминация развития создает  мотив самодвижения, самоосуществления как стремление к единству и координации (согласию) комплементальных противоположностей, порождающих новые амфотерные образования [10]. Амфотерность в теории ЛОК-терапии многогранна:  каузальное-телеономическое; внешнее-внутреннее; актуальное-потенциальное; субъективное-объективное; материальное-идеальное; единичное-всеобщее; реальное-виртуальное; психическое-соматическое; ассоциация-диссоциация; измерение-изменение и т.д. Пары комплементарных противоположностей, каждая из которых амфотерна, (например, объективное-субъективное,  внешнее-внутреннее) взаимодействуют по закону хиазмы (перекрещивания) [21;22], что позволяет объективировать  субъективное через внешнее  и субъективировать объективное через  внутреннее, формируя новые психические образования, например,  синестетические способности по методике ЗЦС [6;9]. В соответствии с принципом амфотерной дерминации развития  Мирошник, личность,  эволюционируя как  особенное, самоосуществляется  в единстве, но не тождестве  единичного  и всеобщего[9] на природном, социальном  и  духовном  уровнях  жизнедеятельности.

 Амфотерная психометрия. В ЛОК-терапии используется принципиально новая теоретическая модель  двойственного измерения - модель амфотерной психометрии (МАП). МАП основывается на теоретическом осмыслении и практическом использовании парадокса психологического измерения, который аналогичен квантовым эффектам современной физики: измерение производит изменение. С точки зрения методологии ЛОК-терапии психические свойства, состояния и процессы в значительной мере зависят от уровня саморефлексии субъекта, то есть от степени их осознания. Следовательно, если инструментом такого осознания выступает психологическое измерение с информирующей клиента  обратной связью, то оно неизбежно производит изменение тех свойств субъекта, для измерения которых предназначается.  Итак, в отличие от традиционного подхода к применению психодиагностических методик, в ЛОК-терапии впервые тесты, опросники и проективные методики, которые предназначены для измерения  психических процессов, состояний и свойств личности, выполняют одновременно диагностическую и терапевтическую функции, то есть являются бифункциональными [17;18;28].

Мотивационный эффект [15].  Принципиально новым в телеономической психотехнологии  Мирошник, Гаврилина является конструктивное применение выявленного И.М.Мирошник мотивационного эффекта информирующей психометрической обратной  связи (ИПОС), что позволяет осуществлять процедуры целенаправленной регуляции (оптимизации) психических процессов, состояний и  свойств субъекта. Мотивационный эффект ИПОС возникает в процессе измерения с помощью психодиагностических  методик  параметров психических процессов, состояний и свойств  личности,  как результат  осознания  пациентом  амфотерности   "реального"   и "идеального", то есть рассогласования актуального значения  измеряемых параметров и их потенциально возможных, более  оптимальных значений, которые имплицитно задаются в процедуре измерения [15].

Метод обследования. Реализуя методологию системного подхода в психотерапии, программа ИПТ обеспечивает единство психометрического и клинического  методов обследования. При этом предполагается доминирование клинического метода, а психометрия выступает  как  вспомогательное  средство. Поэтому все  тестовые  методики, включенные в ИПТ, являются  одновременно  психокоррекционными,  а вторичные реакции обследуемого на психокоррекционные  воздействия информативны для психодиагностики. Причем, анализ и обсуждение с клиентом возникающих у него  в процессе тестирования реакций, а также результатов психодиагностики и коррекции являются важными         компонентами  ЛОК-терапии [14]  .

Телеономическая психотехнология. Дескриптор "телеономическая", подчеркивает характерные для нового метода причинно-целевые отношения, выражаемые на  языке  кибернетики с помощью понятий программы и обратной связи.   В соответствии с  телеономической  психотехнологией  Мирошник и Гаврилина, базирущейся на принципе амфотерной детерминации развития,  психокоррекционная  мультимедиа-программа   реализует корригирующие воздействия с целью изменения  актуального  состояния субъекта от исходного, начального -  к  желаемому или требуемому, более оптимальному состоянию (как конечной цели). Для  этого формируются психометрические и художественные образы актуального и требуемого (желаемого) состояний или свойств клиента. Психометрическая обратная связь позволяет  клиенту и психологу оперативно оценивать эффективность терапевтического воздействия  путем сравнения требуемого (идеального) и  актуального  (реального) состояния после проведения психокоррекции.

Телеономическая психотехнология обеспечивает осуществление процедур целенаправленной регуляции (оптимизации) психических процессов, состояний и  свойств  личности  средствами ЛОК-терапии[10] и включает следующую программу психотерапевтических действий, представленную в  форме  циклического  алгоритма оптимизации [28]:

1)  психометрия  актуального  (реального)  значения  параметров психических процессов, состояний или  свойств  субъекта,  которые подлежат целенаправленной регуляции (действие-осознание  "причинной необходимости") ;

2)  формирование и предъявление субъекту  "мягкого"  диагностического заключения, то  есть  объективация  значений  параметров, описывающих его реальное состояние относительно пространства  потенциально  возможных  состояний  и  свойств  (действие-осознание "причинной необходимости" и "целевой возможности",  то есть амфотерности  реального и идеального состояний) - суть  формирование  мотива саморегуляции;

3)  принятие решения об оптимальности:  если  диагностированное актуальное состояние оптимально по некоторому критерию -  переход к пункту 8); в противном случае - переход к пункту 4).

4)  психометрия желаемого (потенциально возможного, оптимального, идеального) значения параметров психических  процессов,  состояний или свойств субъекта,  которые  подлежат  целенаправленной регуляции (действие-осознание цели саморегуляции - идеального образа-проекта, или, иначе, акцептора  результата  терапевтического воздействия);

5)  стимулирующее воздействие, вызывающее  мобилизацию  способностей (ресурсов) и запуск  психической  функциональной  системы, обеспечивающей целенаправленную регуляцию;

6)  деятельностное опосредствование латентного периода афферентного синтеза и самотрансформации субъекта;

7)  переход к пункту 1);

8)  позитивное подкрепление  достигнутого  действительного  результата и окончание телеономической процедуры.

 

Механизмы лечебного действия [28] . Основным действующим фактором ЛОК-терапии является  структурированное, полимодальное информационно-психологическое  воздействие, которое в интерактивном процессе актуального и/или виртуального межличностного взаимодействия, посредством информирующей психометрической обратной связи создает у пациента мотив саморегуляции и  с  помощью телеономической психотехнологии  формирует  психическую  функциональную систему, способную обеспечить целенаправленную  регуляцию психических процессов, состояний и свойств личности на трех взаимодополняющих уровнях: биологическом, социальном, духовном.

На сеансах ЛОК-терапии возникает амфотерная (реально-виртуальная) среда: пациент вовлекается  в  интерактивный диалог с компьютерными партнерами,  способствующий  активизации и тренингу внимания (методика "Темп"),  развитию  саморефлексии и преодолению отчуждения от собственных переживаний  (методика "Тонус"), развитию эмоционально-образного восприятия  (методика "Баланс"), образного мышления (методика "Цвет сна", методика АВС). В процессе игры в психологическом театре развивается способность  входить в ту или иную социальную роль, корригировать стиль  межличностных отношений (методика "Я и другие"), развивается способность к  самоанализу и саморегуляции (методика "Цвет отношений"). Таким  образом, каждая мультимедийная методика наряду с психодиагностическими возможностями несет лечебную, терапевтическую нагрузку.

Лечебное действие мультимедиа-методики  ЛОК-терапии  "Цвет сна" обусловлено возможностью удовлетворения в  виртуальном  мире сна неосознанных влечений и потребностей, которые  пациент не в состоянии удовлетворить в "необратимом" реальном мире. Кроме этого, разработанная диагностическая  процедура  впервые   позволяет автоматизировать психоанализ  сновидений. В отличие от традиционного психоаналитического подхода,  методика "Цвет сна» основывается не на анализе символов, а на анализе психоэмоциональных состояний, возникающих в сновидениях и объективируемых в цветовых  картах Люшера. Мультимедиа-методики "Я и другие" и "Цвет  отношений"  дополняют ее лечебный эффект, давая возможность гармонизовать,  перестроить отношения пациента к самому себе и к  значимым  другим, расстройство которых зачастую и составляет сущность невроза.    Ролевой репертуар мультимедиа-методики "Я и другие"  составлен из произведений  литературы  и  драматургии,  соответствующих  по своему содержанию задачам клиники. Поэтому психометрическая идентификация реального "Я-образа" с отрицательным в  этическом смысле  персонажем  оказывает  глубокое  психологическое воздействие на личность и  вызывает  катартическое  эмоциональное потрясение. Для создания идеального "Я-образа" база  художественных  персонажей  содержит  психометрические  портреты  персонажей литературы  гуманистического  содержания. Вхождение в  личностную  роль,  подобранную  в  ИПТ  индивидуально, по результатам психодиагностики клиента,  способствует повышению эффективности и оперативности реабилитации  личности даже в таких клинически сложных случаях как лечение  наркомании.

Показания. Процедуры ЛОК-терапии могут применяться, начиная с подросткового  возраста (от 10 лет) и до пожилого возраста (60-75 лет) включительно. Отдельные методики (ЗЦС и АВС Мирошник,  «Темп», «Баланс» могут применяться, начиная с младшего школьного возраста). ЛОК-терапия эффективна для ускоренной реабилитации больных с  невротическими и психосоматическими расстройствами, соматическими заболеваниями с  невротическими компонентами, больных с различными формами аддикции (химической, пищевой, компьютерной, игровой и др.). Рекомендуется для коррекции нарушений  в  сфере  межличностных контактов (социальная дезадаптация, семейные конфликты и т.д.). Особенно эффективна ЛОК-терапия для коррекции и  профилактики психических нарушений в период кризиса подросткового возраста.  Рекомендуется для оперативной реабилитации людей, занятых экстремальными видами деятельности, а также  пострадавших  в террористических актах, техногенных и антропогенных  катастрофах.  Возможно применение в пенитенциарных учреждениях.

Практическое применение

Впервые экспериментально-психологическая апробация ПМК ЛОК-терапии проводилась в 1999 - 2001 годах в санатории для родителей с детьми «Приморье» (г. Евпатория) [17;27]. Апробация включала две серии экспериментально-психологических исследований: в первой серии ПМК ЛОК-терапии применялся в процессе комплексной реабилитации детей и подростков с различной нозологией, оздоравливающихся вместе с родителями; во второй серии -  для комплексной реабилитации отдыхающих различных возрастных групп, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Общее количество испытуемых основной группы по двум сериям составило 288, контрольной – 200 человек. В первой серии в основной группе (относительно контрольной группы) отмечалось: значительное улучшение психоэмоционального состояния, повышение уровня активного внимания и темпа сенсомоторных реакций, формирование адекватной самооценки, усиление чувства самоидентичности; повышение физической, социальной и духовной активности личности. Во второй серии после проведения ЛОК-терапии наблюдалось: ускорение восстановления функций сердечно-сосудистой системы, повышение физической и умственной активности, уменьшение невротических реакций, психоэмоционального напряжения, появление оптимистического настроения, бодрости.  В процессе интервьюирования отдыхающих после ЛОК-терапии были получены многочисленные позитивные отзывы от подростков, родителей, семей и отдельных отдыхающих. В целом, апробация в санатории "ПРИМОРЬЕ" показала, что  метод ЛОК-терапии существенно повышает эффективность  санаторно-курортного лечения родителей с детьми, позволяет осуществлять в условиях  санатория комплексную, личностно-ориентированную реабилитацию [17].

С целью верификации экспериментальных данных, полученных в санатории «Приморье», в комплексную реабилитацию больных, находящихся в кардиологическом санатории «Роща» (г. Харьков), наряду с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением была включена ЛОК-терапия [3]. Оценка эффективности личностно-ориентированной реабилитации проводилась с помощью психодиагностических методик, клинических показателей и объективных методов обследования.   Выводы по апробации в санатории «Роща»:

·                   Применение ЛОК-терапии  приводит к качественным изменениям: из  пассивного объекта терапии пациент трансформируется в активного субъекта целенаправленной психосоматической коррекции, что обеспечивает оптимизацию эмоциональной, мотивационно-смысловой сферы личности и оказывает нормализующее влияние на вегетативный гомеостаз, гемодинамические показатели, показатели клинического состояния и самочувствия. 

·                   Относительно контрольной группы (традиционный групповой аутотренинг) ЛОК-терапия обеспечивает ускоренную реабилитацию функций сердечно-сосудистой системы, устойчивое исчезновение  болей и других объективных и субъективных признаков нарушения кровообращения,  значительное повышение физической и умственной активности пациентов.

В целом, опыт апробации ПМК ЛОК-терапии в санаториях  "Приморье" (г. Евпатория) и "Роща" (г. Харьков) доказал возможность значительного повышения эффективности курортной реабилитации больных с различной нозологией  путем нормализующего влияния со стороны формируемых средствами ЛОК-терапии психических функциональных систем на показатели клинического состояния и самочувствия.

Личностно-ориентированная психологическая реабилитация в детском санатории «Смена»

Показательны  также результаты, полученные в детском клиническом санатории «Смена» (г. Евпатория), где для психологической реабилитации применялся ПМК ЛОК-терапии Мирошник и Гаврилина, версия 2000 Плюс, включающий синергическую интерактивную цветомузыкотерапию, проводимую по методике ЗЦС Мирошник [8;9;14] и технологии,  описанной в патенте на изобретение РФ №233818 [1;14]. Приводимые ниже результаты экспериментальных исследований первично опубликованы в докладе, подготовленном группой авторов из Украинского НИИ детской курортологии и физиотерапии и санатория «СМЕНА» [4], который мы воспроизводим  с небольшими сокращениями.

Под наблюдением находилось 230 детей в возрасте от 10 до 15 лет, из которых  56 составили контрольную группу. В процессе медико-психологической реабилитации детей проводилось психологическое тестирование по следующим методикам: адаптированный детский тест Айзенка, CMAS, опросник Доскина и опросник актуальных страхов Захарова. Мониторинг эффективности ЛОК-терапии осуществлялся по следующим показателям: вертированность, нейротизм, степень тревожности, утомляемости, раздражительности, комфортности, уровни эмоционального тонуса, интереса к окружающему миру, а также уровень актуальных страхов.

Первоначальное обследование выявило, что 78,1% детей являлись экстравертами, 19,2% амбивертами и 2,7% интровертами. Нейротизм в основной группе первоначально был на низком уровне у 20,5%, на среднем – 31,5% и на высоком – у 48% детей. После курса ЛОК – терапии нейротизм имел следующие показатели: на низком уровне – 39,2%, на среднем – 43,8% и на высоком – 19,9%. Значения  контрольной группы изменялись следующим образом: высокие – с 41,1% до 39,1%, средние – с 36,8% до 37,1%, и низкие – с 22,1% до 23,8%. Показатели комфортности, эмоционального тонуса и интереса к окружающему миру возросли в большей степени, чем в группе детей не проходивших сеансы ЛОК-терапии. Значения же утомляемости, раздражительности и актуальных страхов снизились в большей мере, чем в контрольной группе. Авторы доклада отметили, что в результате после проведения сеансов ЛОК-терапии у 84% детей повысились такие показатели, как уровень активного внимания, темп сенсомоторных реакций, работоспособность нервной системы (по методике Темп). У 95% детей с повышенными показателями тревожности эти показатели значительно снизились. Среди пациентов с повышенными показателями агрессии  52% стали более терпимо относиться к окружающим.

Актуален также опыт применения ПМК ЛОК-терапии в санатории «Смена» для психологической реабилитации 20 детей подросткового возраста из села Ново-Богдановка Запорожской области, получивших психическую травму в чрезвычайной ситуации, связанной с угрозой для жизни (несанкционированные взрывы боеприпасов). По данным, приведенным в том же докладе, в группе детей из Ново-Богдановки первоначальное обследование выявило, что 60% детей оказались экстравертами, 30% - амбивертами и 10% - интровертами. Нейротизм находился на высоком уровне у 40% детей и на среднем у 60%. Показатели тревожности были следующими: высокий уровень – 30%, средний – 50% и низкий – 20%. Высокая утомляемость была у 50% детей, у второй половины детей утомляемость была средней.  Интерес к окружающему миру на высоком уровне проявляли 20% детей, на среднем -70% и на низком - 10%.  Эмоциональный тонус на высоком уровне был у 50%, на среднем у 40% и на низком у 10% обследуемых детей. Значения раздражительности распределились следующим образом: высокий уровень – 20%,  средний - 70% и низкий – 10%. Высокие показатели комфортности выявились у 30%, средние также у 30% и низкие у 40% детей. Уровень актуальных страхов первоначально у всех детей был на пределе высоких значений.

После проведенного курса реабилитации с применением ЛОК-терапии изменились показатели вертированности группы детей из Ново-Богдановки: экстраверты - 80%; амбиверты - 20%; интроверты – 0%. Нейротизм перешёл на низкий уровень у 30% детей, на средний у 60%, а на высоком уровне остался лишь у 10% детей. Значения тревожности разделились между средним и низким уровнем ( 50% и 50%), высокие показатели не зарегистрированы. Значительно снизились показатели утомляемости: высоких значений осталось 10%, средних – 40%, а низкие составили 50%.  Возрос интерес к окружающему миру: высокий уровень составил 90% и средний 10%, низкие значения исчезли. Также возросли показатели эмоционального тонуса: высокий уровень - 80%, средний – 20%, низкие значения не зарегистрированы. Раздражительность у детей заметно уменьшилась: высокие значения не зарегистрированы, а низкие и средние составили по 50%. Значительно возросли показатели комфортности и составили: высокий уровень - 80%; средний - 20%; низкий - 0%. Уровень актуальных страхов, первоначально составлявший 100%, перешёл на средний уровень у 40% детей; у 60% остался на высоком уровне,  но при этом половина показателей находилась на нижней границе, т.е. максимально приближалась к среднему уровню.

В выводах по результатам исследования отмечается, что сеансы ЛОК-терапии помогают детям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, преодолеть постравматические стрессовые расстройства и патологические изменения личности; повышают самооценку; нормализуют процессы продуктивного общения, помогают обрести веру в себя.

Заключение

В настоящее время ПМК ЛОК-терапии Мирошник и Гаврилина успешно применяется  в лечебно-профилактических учреждениях Украины и частной практике психотерапевтов и психологов. Так, кроме указанных выше, ПМК ЛОК-терапии установлен: в санаториях им. Гоголя Южной железной дороги (г. Миргород) и «Мрия» (г. Евпатория); в санатории Управления Делами Верховной Рады Украины «Нижняя Ореанда»; в Санатории Государственного Управления Делами   «Гурзуфский»; в Республиканской физиотерапевтической больнице (г. Саки); в Специализированном клиническом санатории им. Н.К.Крупской МОЗ Украины (г. Евпатория), в Санатории им. Шевченко (г. Евпатория), ГУП «Медицинский Центр Управления делами Мэра и правительства Москвы» [5] и других. При внедрении  новых технологий Личностно-ориентированной реабилитации, санатории не только  выполняют  традиционные функции учреждений для лечения и отдыха населения,  но  и  решают актуальную комплексную задачу реабилитации личности в условиях  трансформации социальной системы. ЛОК-терапия качественно изменяет модель медико-психологической реабилитации, которая становится трехуровневой и включает комплексное восстановление физического, социального и духовного здоровья личности.

Подводя итоги, можно отметить, что 10-летний период апробации и применения ПМК ЛОК-терапии показал   его высокую эффективность  в решении широкого спектра задач оказания психотерапевтической помощи населению. Междисциплинарный психолого-медико-педагогический подход, метод и психотехнологии     личностно-ориентированной  компьютеризированной психотерапии Мирошник и Гаврилина соответствуют  объективной  тенденции  развития   и реально позволяют эксплицировать современные структурно-организационные формы и направления психотерапии, которые имеют интердисциплинарный характер: концепцию психологической модели психотерапии; круг психотерапевтических и  психокоррекционных  мероприятий для медицинских психологов; методы развития психологического консультирования. А это, в свою очередь, определяет перспективы широкого применения ЛОК-терапии в медицине и практической психологии.

  

Литература

1.                      Гаврилин Е.В., Мирошник И.М. Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека. Патент РФ на изобретение № 2033818, приоритет 30 июля 1993 г., Бюл. № 12, 1995.

2.                      Гаврилин Е.В., Мирошник И.М. Применение автоматизированной системы управления психоэмоциональным состоянием человека "Тоника" в комплексе средств внедиспанцерной медико-психологической помощи населению.- В кн.: Психическое здоровье населения России. (Материалы Всероссийской научно-практической конференции). М.- Ижевск, 1994, с.253-255.

3.                      Гаврилин Е.В., Журавлев В.А., Мирошник И.М., Михайлов Б.В., Приходько Т.А. ОПЫТ АПРОБАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В КАРДИОЛОГИЧЕСКОМ САНАТОРИИ "РОЩА" // "Вестник физиотерапии и курортологии", (Евпатория), №1, 2003, с.51-55.

4.                      Голубова Т.Ф. Кулик Г.Д. Николаева Р.И. Писаная Л.А. «Проведение психокоррегирующих мероприятий с применением метода ЛОК - терапии у детей, находящихся на санаторно-курортном лечении в детском клиническом санатории СМЕНА». Доклад на научно-практической конференции «Актуальные вопросы реабилитации детей из регионов антропогенного загрязнения», Евпатория, 24 ноября 2006 года.

5.                      Кононенко В. И., Соболь И.Н. Применение ЛОК-терапии Мирошник, Гаврилина для психокоррекционной работы в санатории. (Материалы 6-го республиканского конгресса курортологов и физиотерапевтов АР КРЫМ). // "Вестник физиотерапии и курортологии", №2, 2007, с.110.

6.                      Мирошник И.М. Цвет как стимул формирования непосредственно-эмоционального отношения к музыке у детей. - Новые исследования в психологии, 1987, №1, с.55-58.

7.                      Мирошник И.М. Возрастные особенности зрительно-слуховых представлений // Сб. научн. тр. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы. М.:АПН СССР.1989.С. 51-60.

8.                      Миpошник И.М. Возpастная динамика феномена звуко-цветового симультаниpования. //Новые исследования в психологии. М.,1990. 2, с. 29-33.

9.                      Мирошник И.М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися. Автореферат дисс. канд. психол. наук. М.: НИИ ОПП АПН СССР (ныне  Психологический Институт РАО), 1990.

10.                  Мирошник И.М. Метод психологической реабилитации личности  в условиях трансформации социальной  системы.  Аннотация  дисс.  на соискание ученой степени докт. психол. наук. Институт  Психологии РАН, рег. №14206/6215-1 (от 16.12.1999).

11.                  Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Опыт клинического применения компьютерной системы "Тоника" в лечебно-диагностической работе.- В кн.: Психическое здоровье населения России. (Материалы Всероссийской научно-практической конференции). Москва - Ижевск, 1994, с.267-269.

12.                  Мирошник И, Гаврилин Е. Индивид, личность, постиндустриальное общество // Свободная мысль (теоретический и политический журнал) №7, 1996, с.102-116.

13.                  Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Медико-психолого-педагогическая реабилитация личности средствами компьютерной психотерапии. // Таврический журнал психиатрии, № 3, 1998, c.116-128.

14.                  Мирошник И. М., Гаврилин Е.В. Основы личностно-ориентированной компьютеризованной психотерапии: монография. - Харьков: "Рубикон",1999.-240 с.

15.                  Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Мотивационный эффект информирующей обратной связи// Тавр. журнал психиатрии, № 2, 2000, с.8-9.

16.                  Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Метод целенаправленной регуляции психических состояний и свойств личности и его применение в санаторно-курортных условиях. //Вестник физиотерапии и курортологии, № 2, 2000, с. 42-46.

17.                  Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Новые технологии личностно-ориентированной реабилитации в санаторно-курортных условиях. //Вестник физиотерапии и курортологии, № 1, 2001, с. 30-31.

18.                  Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Личностно-ориентированная компьютерная психотерапия. (Материалы 2-го национального конгресса неврологов, психиатров и наркологов Украины, Харьков, 2002).//УКРАЇНСЬКИЙ ВІСНИК ПСИХОНЕВРОЛОГІЇ - Том 10, вип. 1 (30), Харків, 2002 (додаток), с. 206-207.

19.                  Мирошник И.М.. Гаврилин Е.В. Амфитринитарная транскрипция личности. //Таврический журнал психиатрии, №4, 2002. с. 68-71.

20.                  Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Синергизм персоналистической культуры. //Таврический Журнал Психиатрии, №2, 2003.

21.                  Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Комплементарная психология: теория и практическое применение в санаторно-курортных условиях. (Материалы 6-го республиканского конгресса курортологов и физиотерапевтов АР КРЫМ). // "Вестник физиотерапии и курортологии", №2, 2006, с.85.

22.                  Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. ЛОК-ПСИХОТРЕНИНГ ПО МЕТОДУ СУБЪЕКТНО-ГРУППОВОЙ ПСИХОМЕТРИИ. (Материалы 7-го республиканского конгресса курортологов и физиотерапевтов АР КРЫМ) // «Вестник физиотерапии и курортологии», №2, 2007, с.118-119.

23.                  Мирошник И., Гаврилин Е., Михайлов Б. Личностно-ориентированная реабилитация. Материалы научно-практической конференции «Актуальные аспекты санаторно-курортной реабилитации» - Харьков, БМВ, 2003, с.114-116.

24.                  Мирошник И.М., Гаврилин Е.В., Михайлов Б.В. Информационно-энергетический язык продуктивного межличностного взаимодействия. //Материалы Международной конференции "ИНФОРМОЭНЕРГЕТИКА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. Киев-Кривой Рог, 2003 г., с.128-130.

25.                  Михайлов Б.В. Психотерапия: аналитический очерк. Международный медицинский журнал, №3,1998, с.48-51.

26.                  Михайлов Б.В., Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Новые тенденции в психотерапии// Актуальные проблемы пограничной психиатрии, психотерапии, медицинской психологии (материалы научно-практической конференции), Харьков, 1999, с.93-95.

27.                   Мирошник И.М., Сакун Н.В. Гаврилин Е.В. Применение личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии в целях комплексной реабилитации детей с родителями. //Вестник физиотерапии и курортологии, № 1, 2001, с. 31.

28.                  ОСОБИСТІСНО-ОРІЄНТОВАНА КОМП'ЮТЕРИЗОВАНА ПСИХОТЕРАПІЯ. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІІ. Установа-розробник: Харьківська медична академія післядипломної освіти. Укладачі:  І. М.Мірошник, Є.В.Гаврилін. Харьків -2001.

29.                  CD-ROM “Mysteries of the Mind: Your Way To The Future”, USA, Trans-Ameritech Systems by license Irina MIROSHNIK and Evgeny GAVRILIN, USA, Santa Clara, CA, 1995.

30.                  Gavrilin E., Miroshnik I. "Тhe TONIKA Automated System of Control over the Human Psychoemotional Condition"// East-West International Conference on Human-Computer Interaction. August 4-8, 1992, St. Petersburg, Russia. Program of conference, p. 13. Proceedings: J. Gornostaev (Ed.). Moscow, Russia: ICSTI).

31.                  Gavrilin E., Miroshnik I. Invention №279. Orientable regulation of an individual's psycho-emotional state // "BRUSSELS EUREKA '98", 47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology. Official catalogue, p.180.

32.                  Miroshnik I. Method of a Synergic Interactive Musictherapy (SIM). 13th AEP Congress, Munich, Germany. Poster session: Interdisciplinary II, P-06-15. In Journal: European Psychiatry, Volume 20, Supplement 1, March 2005, P. 223-229. 

33.                  Miroshnik I. Gavrilin E. Invention №278. Interactive psychological theatre using a CD ROM // "BRUSSELS EUREKA '98", 47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology. Official catalogue, p.180.

34.                  Miroshnik I., Gavrilin E., Mykhaylov B. Application of POC-therapy in sanatorium conditions. // 13th AEP Congress, Munich, Germany. Poster session: Interdisciplinary II, P-06-15. In Journal: European Psychiatry, Volume 20, Supplement 1, March 2005, P. 223-229.

 



[1] Михайлов Борис Владимирович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии Харьковской медицинской академии последипломного образования, Главный психотерапевт Министерства Охраны Здоровья Украины, Президент Национальной Лиги психотерапии, психосоматики и медицинской психологии Украины, действительный член Академии Высшего Образования Украины.

 

[2] Статья опубликована в Научно-методическом журнале РАО, РАГС, МПСИ: Михайлов Б.В. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И.Мирошник,  Е.Гаврилина: итоги и перспективы // /МИР ПСИХОЛОГИИ, №1 (53), 2008.- С.139-150.

[3] Продуктивным межличностным взаимодействием  в ЛОК-терапии называется такой тип общения и совместной деятельности, который обеспечивает генерацию новых, более оптимальных психических процессов, состояний и свойств личности.

 

[4] И.М.Мирошник работала  в должности с.н.с. отделения острых психосоматических расстройств НИИ СП им. Склифосовского и участвовала в НИР по теме «Отравления микстами лекарственных препаратов», см.: Лужников Е.А., Мирошник И.М., Гаврилин Е.В., Супруненко И.Р. Отчет по проведенным клиническим испытаниям "Этомерзола" в качестве средства ускоренной реабилитации после тяжелых отравлений психотропными препаратами // НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, 1993.

 

[5] О теории "двух факторов" (биологического и социального) см., например, работу: Лурия А. Р. "О естественнонаучных основах психологии" // Естественнонаучные основы психологии / Под. ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978. С. 7-23.

[6] В.Полежай. В компьютер... на прием к Фрейду.//Журнал Компьютерра №29 (109 ), 1995, с. 20-21.

[7] "Исцеление красотой". (Интервью И. Мирошник журналисту И. Погорелой) // "СЛОБОДСКОЙ КРАЙ", Газета Харьковской Областной Государственной Администрации  и Харьковского Областного Совета, №96, 31 августа 2006 г., с. 8.

[8] Термин амбивалентность (от лат. ambo два, оба и  valentia сила) введен психиатром Э. Блейлером для обозначения одного из существенных признаков шизофрении.

[9]  "Все началось с "Тайны Души»". (Интервью И. Мирошник журналисту И. Погорелой)// "СЛОБОДСКОЙ КРАЙ", Газета Харьковской Областной Государственной Администрации  и Харьковского Областного Совета, 2004, №196, с.3.

[10] Телеономическая психотехнология Мирошник, Гаврилина может применяться и без компьютера.



Сайт создан в системе uCoz