Личностно-ориентированная
компьютеризированная психотерапия
(ЛОК-терапия) определяется сегодня
как новейшее междисциплинарное
научно-практическое направление,
разрабатываемое И.М.Мирошник и Е.В.Гаврилиным
с начала 90-х годов XX века. ЛОК-терапия
интегрирует такие области знаний,
как медицинская, общая и педагогическая
психология, психология искусства,
культурология, персонология,
философия, системный анализ, новые
информационные технологии. Важнейшим
отличительным признаком ЛОК-терапии
является сочетание личностной
ориентации содержания метода и
компьютеризированной формы его
организации.
Метод
личностно-ориентированной
компьютерной психотерапии
позволяет организовать
продуктивное межличностное
взаимодействие[3] врача (психолога)
и клиента, которое характеризуется
следующими особенностями:
·
направлено на возрастание уровней
самоорганизации, самоуправления и
саморегуляции личности;
·
основывается на амфитринитарной
теоретической модели (амфотерной
детерминации развития личности на
трех онтологических уровнях:
биологическом, социальном,
духовном);
·
опосредствуется новыми
компьютерными технологиями;
·
использует мотивационный эффект
информирующей психометрической
обратной связи;
·
обеспечивает оптимизацию психических
процессов, состояний и свойств
личности;
·
реализует экстранозологический
подход и осуществляется в целях
оперативной медицинской,
психологической и социально-педагогической
реабилитации;
·
применяется для решения задач психотерапии,
психокоррекции, психогигиены,
психопрофилактики,
психологического консультирования,
воспитания, образования, развития
личности.
Система ЛОК-терапии реализована в
созданных по авторской лицензии И.Мирошник
и Е.Гаврилина программах для
персонального компьютера, которые
моделируют профессиональные
сеансы психологического
консультирования и психотерапии в
среде мультимедиа [29].
Разработанные впервые в Украине
методические рекомендации [28] регламентируют
следующие процедуры ЛОК-терапии:
1. Целенаправленную регуляцию уровня активного внимания и темпа сенсомоторных реакций.
2. Целенаправленную регуляцию (оптимизацию) психоэмоционального состояния.
3. Целенаправленную регуляцию (оптимизацию) Я-концепции и стиля межличностных отношений.
4. Целенаправленную регуляцию (оптимизацию) онейрической деятельности.
5.
Аудио-визуальное
симультанирование (актуализацию
творческого воображения).
6.
Психометрическое опосредование и
потенцирование
физиотерапевтических,
медикаментозных и других лечебных
воздействий.
Исторически
сложилось так, что метод ЛОК-терапии
И.М.Мирошник и Е.В.Гаврилина,
зародившийся в РФ [10;11;12], в большей
мере получил развитие, применение
и, так сказать, права гражданства, в
Украине [13-24;26;34]. Поэтому сегодня, по
прошествии 10 лет с начала апробации
и внедрения программно-методического
комплекса (ПМК) ЛОК-терапии в
Украине, можно подвести некоторые
итоги и оценить перспективы этого
новейшего направления. Следуя
традициям отечественной науки,
рассмотрим его в единстве
исторического и логического
аспектов.
История
создания ЛОК-терапии возвращает
нас в начало 90-х годов прошлого
века. В то время практически каждый
психолог, психиатр, психотерапевт в
своей работе с пациентами сталкивался
с особой патогенностью психических
травм, связанных с возникшей
амбивалентностью ценностных
ориентаций, мировоззрений и
этических норм. Возникшая при этом
неопределенность самосознания
личности во многих случаях
выступала как латентный стресс-фактор,
провоцировавший девиантное поведение,
дисфункции социальных ролей,
психосоматические заболевания. С
целью решения новых задач
переходного периода в 1990 году
началась инициативная разработка
первой системы компьютерной
цветомузыкальной психотерапии "Тоника",
которая базировалась на
результатах диссертационного исследования
И.М.Мирошник [6;7;8;9]. Опытный образец
системы «Тоника» был создан к концу
1991 года. Экспериментальный центр
компьютерной психотерапии открылся
в начале 1992 года в рамках
медицинской программы
Международной ассоциации по борьбе
с наркоманией и наркобизнесом (научный
руководитель, проф. Е.А. Чуркин).
Термин компьютерная (компьютеризированная)
психотерапия в том смысле, который
определяется в данной работе, впервые
был опубликован на крупнейшей
международной конференции "Human-Computer
Interaction", где авторами была
продемонстрирована первая система
этого класса [30]. На основе
психодиагностики клиента по
цветовому тесту Люшера (или
вербальному тесту «Супос-8»)
система «Тоника» автоматически
формировала (по методике ЗЦС
Мирошник) и воспроизводила
индивидуальную цвето-музыкотерапевтическую
программу, обеспечивающую
направленную регуляцию
психоэмоционального состояния
клиента с помощью художественных
образов его актуального,
медиального и желаемого состояний.
Для создания базы цветомузыкальных
терапевтических композиций были
запрограммированы на синтезаторе
короткие разнохарактерные
видеомузыкальные композиции в 24
тональностях (на темы ХТК И.С.Баха в
обработке И.М.Мирошник). Для
генерации видеоряда
использовались цвето-динамические
фрактальные образы, симультанно
изменяющиеся вместе со звукорядом
в реальном масштабе времени (аналогично,
но на восемь-десять лет позже
сделали визуализацию в музыкальных
проигрывателях WINAMP, CREATIVE, MICROSOFT, RealOne
и других).
Итак,
в 1991-1993 годах, по революционной для
того времени психотехнологии, И.Мирошник
и Е.Гаврилиным была создана первая
система цветомузыкальной терапии,
реализованная на стандартном
персональном компьютере, которая
получила название:
автоматизированная система
управления психоэмоциональным
состоянием человека (АСУ ПСЧ) «Тоника»
[2]. В период с 1992 по 1994 годы система
"Тоника" успешно прошла
клиническую апробацию в сомато-психиатрическом
отделении Московского НИИ Скорой
помощи им. Н.В.Склифосовского [11]. А в
1993-95 годах ее авторы оформили
заявку и получили Патент на
изобретение [1], которое открыло
новую рубрику в реестре
изобретений РФ и было впоследствии
удостоено бронзовой медали на
международной выставки в Брюсселе [31].
Наряду с процедурой направленной
регуляции психоэмоционального
состояния, в этом изобретении
описан принципиально новый способ
классификации и отбора
психокоррекционных музыкальных
композиций, основанный на методике
звуко-цветовой симультанности (ЗЦС)
И.Мирошник [6;7;8;9]. Важно подчеркнуть,
что в диссертации И.М. Мирошник
впервые была экспериментально
доказана возможность применения
цветового ряда (цетовые карты
Люшера или другие цветовые
стимулы) для экспертной оценки
эмоционального характера
музыкальных произведений и
установления соответствия между
состояниями человека, цветом и
музыкой. Для вербальной оценки
сходства слуховых и зрительных
художественных образов впервые
применялась модифицированная
методика личностных конструктов
Келли [14]. Таким образом, И.М.Мирошник
был разработан метод координации
- установления статистически
значимых соответствий между
комплементарными стимулами:
разнохарактерными художественными
образами, цветом, тембрами
музыкальных инструментов,
вербальными характеристиками (дескрипторами),
выражающими многообразие состояний
и свойств человека. Метод координации
оказался весьма эффективным для
создания психотехнологий развития
личности, психокоррекции и
психотерапии.
В
1994 году, когда уровень
информационных технологий поднялся
на высоту "мультимедиа", стало
возможным применение компьютера
для реализации новых
психотехнологий трансформации и
развития личности [10]. Разработчиками
ЛОК-терапии была предпринята попытка
персонификации личности
психотерапевта в компьютере и передачи
виртуальному ко-терапевту ряда
функций, выполняемых в процессе
психологического консультирования.
Предполагалось, что компьютерная
мультимедийная программа будет
инструментом совместной
деятельности врача (психолога) и
клиента. Как отмечают И.Мирошник и Е.Гаврилин,
практика работы с суицидальными
пациентами в НИИ СП им.
Склифосовского[4]
показала, что нейтрализовать
патогенное психоэмоциональное
напряжение и повысить уровень
фрустрационной толерантности
личности удается путем расширения
и гармонизации смыслового поля
ее самосознания. Для этого, в
отличие от наиболее распространенной
в психологии двухфакторной модели,
рассматривающей личность как
биосоциальную целостность[5], И.М.Мирошник и Е.В.Гаврилиным
была разработана интегрирующая концепция
триединства личности, которая
впервые учитывает три фактора,
влияющих на самосознание и
деятельность личности: природный (биологический,
физический), социальный и духовный [12-14].
Соответственно в виртуальном
мультимедийном пространстве ЛОК-терапии
персонифицируются три
компьютерных психотерапевта,
символизирующих триединство
субстанций (ипостасей) личности. С
помощью диагностико-коррекционных
методик виртуальные
психотерапевты помогают клиенту
решать задачи самоанализа и
саморазвития личности на трех
онтологических уровнях. Первая,
англоязычная версия этой программы
была выпущена по лицензии И.Мирошник
и Е.Гаврилина в 1995 году на лазерном
компакт-диске для персональных ЭВМ
в США [29] и вызвала большой интерес
как у специалистов, так и у
непрофессиональных пользователей[6]. В 1996 году в
России на CD-ROM под названием «Интерактивный
Психологический Театр «Тайны Души»
(ИПТ) по лицензии Мирошник и
Гаврилина выпущена массовым
тиражом вторая, русскоязычная
версия программно-методического
комплекса, моделирующего сеансы
психологического консультирования.
Как и в англоязычной версии психодиагностика
и психокоррекция в мультимедиа-программе
ИПТ персонифицирована, т.е. в каждом
из трех отделений (логических модулей)
моделируется взаимодействие
пользователя программы с
психотерапевтом, обладающим конкретной
внешностью, голосом, манерой
общения с клиентом и т.д. В
соответствии с интегративной
концепцией триединства личности
Мирошник, Гаврилина каждая
мультимедийная методика
моделирует в интерактивном режиме
сеанс психодиагностики и психотерапии,
который "проводит" один из
компьютерных психотерапевтов, символизирующих
одну из трех субстанций (ипостасей)
самосознания личности: природной,
социальной, духовной.
Персонификация субстанций
личности в ИПТ основывается на
гипотезе об архетипах К.Г.Юнга:
женщина - архетип анимы; мужчина -
архетип анимуса; старец - архетип
Духа. Соответственно возникает
символическое двойное кодирование:
с одной стороны, в образах
психотерапевтов происходит
персонификация архетипов (анима,
анимус, дух), а с другой –
персонификация субстанций
личности. Отметим, что программно-методический
комплекс ЛОК-терапии "Интерактивный
психологический театр"
награжден серебряной медалью Всемирного
салона изобретений и новых технологий
в Брюсселе "BRUSSELS EUREKA" [33].
С 1998 года, на
основе договора о научно-техническом
сотрудничестве с Харьковской
Медицинской Академией
Последипломного Образования (ХМАПО),
метод ЛОК-терапии апробировался в
лечебно-профилактических
учреждениях Украины. По
результатам этой работы
опубликованы научные труды в
украинских научных журналах,
выпущены в свет монография [14] и Методические
рекомендации МОЗ Украины «Личностно-ориентированная
компьютеризированная психотерапия»
[28]. В 2001 году в Украине авторы
метода подготовили
усовершенствованную русскоязычную
версию этой мультимедиа-программы -
«Интерактивный психологический
театр 2000», предназначенную для
профессионального применения в психологическом
консультировании и психотерапии.
Собственно с этого периода, после
разработки и апробации специальных
психологических технологий и
выпуска в свет методических
рекомендаций МОЗ Украины, ЛОК-терапия
получила официальный статус.
В
дальнейшем ПМК ЛОК-терапии
дополнялся новыми мультимедийными
средствами и технологиями
психокоррекции, в частности,
авторскими психотехнологиями
синергической интерактивной
музыкотерапии[7] [32; 20], аудио-визуального
симультанирования [14], группового
ЛОК-психотренинга по методу
субъектно-групповой психометрии [22],
группового видеомузыкального
психотренинга и другими
усовершенствованиями. В настоящее
время ПМК ЛОК-терапии (версия 2000
Плюс) представляет собой
современный, наукоемкий,
универсальный инструмент для
психодиагностики, развития
личности, психологического
консультирования и психотерапии.
Учитывая,
что в России не много доступных
публикаций, раскрывающих
содержание метода, описание новых
психотехнологий и других средств
ЛОК-терапии, мы сочли необходимым
восполнить этот пробел и привести
некоторые выдержки из методических
рекомендаций, монографии и
публикаций в украинских
рейтинговых изданиях [13-24; 27 и др.].
Как
отмечают авторы, важнейшей
отличительной особенностью метода
ЛОК-терапии является его опора на
традиции отечественной
психологической, педагогической и
медицинской науки, а также традиции
русской философии, искусства,
литературы и, шире, - традиции
восточнославянской культуры, как
неотъемлемой части мировой
культуры. При этом философско-методологический
аспект ЛОК-терапии неразрывно
связан с ее конкретными
психотехнологиями и компьютерными
методиками.
ЛОК-терапия
выросла на богатой почве
отечественной психологической
науки и в той или иной мере
опирается на фундаментальные
разработки таких видных ученых как
К. А. Абульханова, П. К. Анохин, А. В.
Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, А.Т.Филатов
и других. Рассмотрим как
конкретизируются и
трансформируются в методологии ЛОК-терапии
некоторые основополагающие
принципы.
Во-первых,
в отличие от калькированных
методик, ЛОК-терапия реализует в
психологическом консультировании
и психотерапии предложенный С.Л.Рубинштейном
личностный (субъектно-деятельностный)
подход к пониманию механизмов
регуляции психических процессов
состояний и свойств, в соответствии
с которым высшие уровни личностной
организации выступают как ведущие
по отношению к системе психических
процессов, состояний и свойств, в
том числе природных,
темпераментальных и т.д. В
соответствии с этим теоретическим
подходом в методологии ЛОК-терапии
личность клиента рассматривается
как самоорганизующаяся система,
которая выполняет интегративную и
регуляторную функции для трех
уровней жизнедеятельности:
психобиологического,
психосоциального, психодуховного и,
следовательно, выступает в
качестве субъекта
терапевтического процесса (то
есть личность выступает как
целостная система внутренних
условий через которые преломляются
все внешние воздействия - принцип С.Л.Рубинштейна).
А направленная трансформация и
развитие личности осуществляется
по принципу, предложенному А.Н.Леонтьевым:
«внутреннее (субъект) действует
через внешнее и этим само себя
изменяет». Однако этот принцип
парадоксальным образом
оборачивается в ЛОК-терапии и
объясняет уже не тоталитарные
механизмы формирования индивида в
системе социально
детерминированной деятельности, а
механизмы его опосредствованной
самотрансформации, в которой
объектом деятельности выступает ее
непосредственный субъект. Таким
образом, в соответствии с
методологическим принципом
амфотерной (двойственной)
детерминации развития И.М.Мирошник
[10; 16], в ЛОК-терапии субъект и
объект деятельности образуют амфотерное
соединение, то есть клиент является
и субъектом и объектом ЛОК-терапии.
Действия и операции, выполняемые
клиентом, фактически есть
структурные элементы особого типа
деятельности – самотрансформации,
самовоспитания и развития личности.
Инструментом этой деятельности
является специальная
психотехнология ЛОК-терапии.
Системный подход.
Принципиально новой в системном
подходе, который реализован в ЛОК-терапии
Мирошник, Гаврилина, является
интеграция по принципу синергии -
взаимоусиливающего единства (но
не тождества) ее различных
компонентов:
1)
науки, искусства и религии в
философско-методологическом базисе
познания и развития личности;
2)
биологического (природного),
социального и духовного факторов,
влияющих на гармоничное развитие
или патогенез личности (интегрирующая
концепция триединства личности);
3)
медицинской, социально-психологической
и психолого-педагогической целей
и задач реабилитации личности (экстранозологический
подход);
4)
методик психодиагностики,
психокоррекции и развития личности;
5)
симптоматической и каузально-телеономической
психокоррекции;
6)
психометрического и клинического
методов обследования;
7)
обследования и самоанализа;
8)
психокоррекции и саморегуляции;
9)
психотерапии и саморазвития;
10)
непосредственного и
опосредствованного характера
воздействий;
11)
целенаправленности и не
директивности воздействий;
12)
вербальных и невербальных
воздействий.
Тринитарная
парадигма, имеющая предпосылки в
религии, науке и искусстве, рассматривается
в методологии ЛОК-терапии как
транскультуральный феномен
эволюции мышления и самосознания
человека [14]. Методология ЛОК-терапии
не противопоставляет духовному бытию
бытие природное и социальное. Три
формы бытия и самосознания
личности рассматриваются в эволюционно-историческом
развитии: от первоначального
синкретизма - через антагонизм становления
- к синергии. Поэтому в ЛОК-терапии,
в соответствии с интегрирующей
концепцией триединства личности И.М.Мирошник,
Е.В.Гаврилина, ставится сверхзадача
самоосуществления личности
клиента в единстве (но не тождестве)
трех субстанций ее самосознания,
трех взаимодополняющих
онтологических планов: природного
(физического, биологического), социального
и духовного. Решается эта задача с
помощью специальных психотехнических
приемов и упражнений, органично
включенных в архитектуру ПМК.
Психологическая
амфотерность. ЛОК-терапия
основывается на предложенном И.М.Мирошник
новом методологическом принципе
амфидетерминации развития [10]. Для
описания продуктивной,
гармонической двойственности (в
отличие от антагонизма,
амбивалентности и реверсивности) в
контексте теории ЛОК-терапии И.М.Мирошник
был впервые введен в психологию
термин "амфотерность" (от
греч. amphoteros - двойственный, и тот
и другой, двусторонний) [10;16;19].
Напомним, что в химии амфотерность
понимается как способность
некоторых веществ и соединений в
зависимости от условий среды
проявлять противоположные
свойства. Типичными амфотерными
органическими веществами являются
аминокислоты. По мнению И.Мирошник,
универсальное свойство
амфотерности лежит в основе
перехода от неживой к живой материи,
а так же в основе возникновения
психической функции как
способности к избирательному
реагированию и поведению.
Соответственно психологическая
амфотерность определяется И.Мирошник,
как способность субъекта в
зависимости от внешних и/или
внутренних условий природной,
социальной и духовной среды избирательно
проявлять противоположные, но
взаимодополнительные, то есть комплементарные
психические свойства. Важно
подчеркнуть, что в отличие от
амбивалентности,[8] антагонизма
противоположные свойства
амфотерных соединений не находятся
в конфликте [24]. Комплементарные
структуры подходят друг к другу как
ключ к замку: одна ищет и находит в
другой то, что ей самой не достает
до целого. Амфотерная
детерминация развития создает мотив
самодвижения, самоосуществления
как стремление к единству и
координации (согласию)
комплементальных
противоположностей, порождающих
новые амфотерные образования [10].
Амфотерность в теории ЛОК-терапии
многогранна: каузальное-телеономическое;
внешнее-внутреннее; актуальное-потенциальное;
субъективное-объективное;
материальное-идеальное; единичное-всеобщее;
реальное-виртуальное; психическое-соматическое;
ассоциация-диссоциация; измерение-изменение
и т.д. Пары комплементарных
противоположностей, каждая из
которых амфотерна, (например,
объективное-субъективное, внешнее-внутреннее)
взаимодействуют по закону хиазмы (перекрещивания)
[21;22], что позволяет объективировать
субъективное через внешнее и
субъективировать объективное
через внутреннее, формируя новые
психические образования, например,
синестетические способности по
методике ЗЦС [6;9]. В соответствии с
принципом амфотерной дерминации
развития Мирошник, личность, эволюционируя
как особенное, самоосуществляется
в единстве, но не тождестве единичного
и всеобщего[9] на природном,
социальном и духовном уровнях жизнедеятельности.
Амфотерная
психометрия. В ЛОК-терапии
используется принципиально новая
теоретическая модель двойственного
измерения - модель амфотерной
психометрии (МАП). МАП основывается
на теоретическом осмыслении и
практическом использовании
парадокса психологического
измерения, который аналогичен
квантовым эффектам современной
физики: измерение производит
изменение. С точки зрения
методологии ЛОК-терапии
психические свойства, состояния и
процессы в значительной мере
зависят от уровня саморефлексии
субъекта, то есть от степени их
осознания. Следовательно, если
инструментом такого осознания
выступает психологическое
измерение с информирующей клиента
обратной связью, то оно неизбежно
производит изменение тех свойств
субъекта, для измерения которых
предназначается. Итак, в отличие
от традиционного подхода к
применению психодиагностических
методик, в ЛОК-терапии впервые
тесты, опросники и проективные
методики, которые предназначены
для измерения психических
процессов, состояний и свойств
личности, выполняют одновременно
диагностическую и терапевтическую
функции, то есть являются
бифункциональными [17;18;28].
Мотивационный
эффект [15]. Принципиально новым в
телеономической психотехнологии Мирошник,
Гаврилина является конструктивное
применение выявленного И.М.Мирошник
мотивационного эффекта
информирующей психометрической
обратной связи (ИПОС), что
позволяет осуществлять процедуры
целенаправленной регуляции (оптимизации)
психических процессов, состояний и
свойств субъекта. Мотивационный
эффект ИПОС возникает в процессе
измерения с помощью
психодиагностических методик параметров
психических процессов, состояний и
свойств личности, как результат осознания
пациентом амфотерности "реального"
и "идеального", то есть
рассогласования актуального
значения измеряемых параметров и
их потенциально возможных, более оптимальных
значений, которые имплицитно
задаются в процедуре измерения [15].
Метод
обследования. Реализуя
методологию системного подхода в
психотерапии, программа ИПТ
обеспечивает единство
психометрического и клинического методов
обследования. При этом
предполагается доминирование
клинического метода, а психометрия
выступает как вспомогательное средство.
Поэтому все тестовые методики,
включенные в ИПТ, являются одновременно
психокоррекционными, а вторичные
реакции обследуемого на
психокоррекционные воздействия
информативны для психодиагностики.
Причем, анализ и обсуждение с
клиентом возникающих у него в
процессе тестирования реакций, а
также результатов
психодиагностики и коррекции
являются важными компонентами
ЛОК-терапии [14] .
Телеономическая
психотехнология. Дескриптор "телеономическая",
подчеркивает характерные для
нового метода причинно-целевые
отношения, выражаемые на языке кибернетики
с помощью понятий программы и
обратной связи. В соответствии с
телеономической психотехнологией
Мирошник и Гаврилина, базирущейся
на принципе амфотерной
детерминации развития, психокоррекционная
мультимедиа-программа реализует
корригирующие воздействия с целью
изменения актуального состояния
субъекта от исходного, начального -
к желаемому или требуемому, более
оптимальному состоянию (как
конечной цели). Для этого
формируются психометрические и
художественные образы актуального
и требуемого (желаемого) состояний
или свойств клиента.
Психометрическая обратная связь
позволяет клиенту и психологу
оперативно оценивать
эффективность терапевтического
воздействия путем сравнения
требуемого (идеального) и актуального
(реального) состояния после
проведения психокоррекции.
Телеономическая
психотехнология обеспечивает
осуществление процедур
целенаправленной регуляции (оптимизации)
психических процессов, состояний и
свойств личности средствами ЛОК-терапии[10] и включает
следующую программу
психотерапевтических действий,
представленную в форме циклического
алгоритма оптимизации [28]:
1)
психометрия актуального (реального)
значения параметров психических
процессов, состояний или свойств субъекта,
которые подлежат целенаправленной
регуляции (действие-осознание "причинной
необходимости") ;
2)
формирование и предъявление
субъекту "мягкого" диагностического
заключения, то есть объективация
значений параметров, описывающих
его реальное состояние
относительно пространства потенциально
возможных состояний и свойств (действие-осознание
"причинной необходимости" и
"целевой возможности", то
есть амфотерности реального и
идеального состояний) - суть формирование
мотива саморегуляции;
3)
принятие решения об оптимальности:
если диагностированное
актуальное состояние оптимально по
некоторому критерию - переход к
пункту 8); в противном случае -
переход к пункту 4).
4)
психометрия желаемого (потенциально
возможного, оптимального,
идеального) значения параметров
психических процессов, состояний
или свойств субъекта, которые подлежат
целенаправленной регуляции (действие-осознание
цели саморегуляции - идеального
образа-проекта, или, иначе,
акцептора результата терапевтического
воздействия);
5)
стимулирующее воздействие,
вызывающее мобилизацию способностей
(ресурсов) и запуск психической функциональной
системы, обеспечивающей
целенаправленную регуляцию;
6)
деятельностное опосредствование
латентного периода афферентного
синтеза и самотрансформации
субъекта;
7)
переход к пункту 1);
8)
позитивное подкрепление достигнутого
действительного результата и
окончание телеономической
процедуры.
Механизмы
лечебного действия [28] .
Основным действующим фактором ЛОК-терапии
является структурированное,
полимодальное информационно-психологическое
воздействие, которое в
интерактивном процессе
актуального и/или виртуального
межличностного взаимодействия,
посредством информирующей
психометрической обратной связи
создает у пациента мотив
саморегуляции и с помощью
телеономической психотехнологии формирует
психическую функциональную
систему, способную обеспечить
целенаправленную регуляцию
психических процессов, состояний и
свойств личности на трех
взаимодополняющих уровнях:
биологическом, социальном,
духовном.
На
сеансах ЛОК-терапии возникает
амфотерная (реально-виртуальная)
среда: пациент вовлекается в интерактивный
диалог с компьютерными партнерами,
способствующий активизации и
тренингу внимания (методика "Темп"),
развитию саморефлексии и
преодолению отчуждения от
собственных переживаний (методика
"Тонус"), развитию
эмоционально-образного восприятия
(методика "Баланс"), образного
мышления (методика "Цвет сна",
методика АВС). В процессе игры в
психологическом театре
развивается способность входить в
ту или иную социальную роль,
корригировать стиль межличностных
отношений (методика "Я и другие"),
развивается способность к самоанализу
и саморегуляции (методика "Цвет
отношений"). Таким образом,
каждая мультимедийная методика
наряду с психодиагностическими
возможностями несет лечебную,
терапевтическую нагрузку.
Лечебное
действие мультимедиа-методики ЛОК-терапии
"Цвет сна" обусловлено
возможностью удовлетворения в виртуальном
мире сна неосознанных влечений и
потребностей, которые пациент не в
состоянии удовлетворить в "необратимом"
реальном мире. Кроме этого,
разработанная диагностическая процедура
впервые позволяет
автоматизировать психоанализ сновидений.
В отличие от традиционного
психоаналитического подхода, методика
"Цвет сна» основывается не на
анализе символов, а на анализе
психоэмоциональных состояний,
возникающих в сновидениях и
объективируемых в цветовых картах
Люшера. Мультимедиа-методики "Я и
другие" и "Цвет отношений"
дополняют ее лечебный эффект, давая
возможность гармонизовать, перестроить
отношения пациента к самому себе и
к значимым другим, расстройство
которых зачастую и составляет
сущность невроза. Ролевой
репертуар мультимедиа-методики "Я
и другие" составлен из
произведений литературы и драматургии,
соответствующих по своему
содержанию задачам клиники.
Поэтому психометрическая
идентификация реального "Я-образа"
с отрицательным в этическом
смысле персонажем оказывает глубокое
психологическое воздействие на
личность и вызывает катартическое
эмоциональное потрясение. Для
создания идеального "Я-образа"
база художественных персонажей содержит
психометрические портреты персонажей
литературы гуманистического содержания.
Вхождение в личностную роль, подобранную
в ИПТ индивидуально, по
результатам психодиагностики
клиента, способствует повышению
эффективности и оперативности
реабилитации личности даже в
таких клинически сложных случаях
как лечение наркомании.
Показания.
Процедуры ЛОК-терапии могут
применяться, начиная с
подросткового возраста (от 10 лет) и
до пожилого возраста (60-75 лет)
включительно. Отдельные методики (ЗЦС
и АВС Мирошник, «Темп», «Баланс»
могут применяться, начиная с
младшего школьного возраста). ЛОК-терапия
эффективна для ускоренной
реабилитации больных с невротическими
и психосоматическими
расстройствами, соматическими
заболеваниями с невротическими
компонентами, больных с различными
формами аддикции (химической,
пищевой, компьютерной, игровой и др.).
Рекомендуется для коррекции
нарушений в сфере межличностных
контактов (социальная дезадаптация,
семейные конфликты и т.д.). Особенно
эффективна ЛОК-терапия для
коррекции и профилактики
психических нарушений в период
кризиса подросткового возраста. Рекомендуется
для оперативной реабилитации людей,
занятых экстремальными видами
деятельности, а также пострадавших
в террористических актах,
техногенных и антропогенных катастрофах.
Возможно применение в
пенитенциарных учреждениях.
Впервые
экспериментально-психологическая
апробация ПМК ЛОК-терапии
проводилась в 1999 - 2001 годах в
санатории для родителей с детьми «Приморье»
(г. Евпатория) [17;27]. Апробация
включала две серии
экспериментально-психологических
исследований: в первой серии ПМК
ЛОК-терапии применялся в процессе
комплексной реабилитации детей и
подростков с различной нозологией,
оздоравливающихся вместе с
родителями; во второй серии - для
комплексной реабилитации
отдыхающих различных возрастных
групп, страдающих сердечно-сосудистыми
заболеваниями. Общее количество
испытуемых основной группы по двум
сериям составило 288, контрольной –
200 человек. В первой серии в
основной группе (относительно
контрольной группы) отмечалось:
значительное улучшение
психоэмоционального состояния,
повышение уровня активного
внимания и темпа сенсомоторных
реакций, формирование адекватной
самооценки, усиление чувства
самоидентичности; повышение
физической, социальной и духовной
активности личности. Во второй
серии после проведения ЛОК-терапии
наблюдалось: ускорение
восстановления функций сердечно-сосудистой
системы, повышение физической и
умственной активности, уменьшение
невротических реакций,
психоэмоционального напряжения,
появление оптимистического
настроения, бодрости. В процессе
интервьюирования отдыхающих после
ЛОК-терапии были получены
многочисленные позитивные отзывы
от подростков, родителей, семей и
отдельных отдыхающих. В целом,
апробация в санатории "ПРИМОРЬЕ"
показала, что метод ЛОК-терапии
существенно повышает
эффективность санаторно-курортного
лечения родителей с детьми,
позволяет осуществлять в условиях
санатория комплексную, личностно-ориентированную
реабилитацию [17].
С
целью верификации
экспериментальных данных,
полученных в санатории «Приморье»,
в комплексную реабилитацию больных,
находящихся в кардиологическом
санатории «Роща» (г. Харьков),
наряду с медикаментозным и
физиотерапевтическим лечением
была включена ЛОК-терапия [3]. Оценка
эффективности личностно-ориентированной
реабилитации проводилась с
помощью психодиагностических
методик, клинических показателей и
объективных методов обследования. Выводы
по апробации в санатории «Роща»:
·
Применение ЛОК-терапии приводит к
качественным изменениям: из пассивного
объекта терапии пациент
трансформируется в активного
субъекта целенаправленной
психосоматической коррекции, что
обеспечивает оптимизацию
эмоциональной, мотивационно-смысловой
сферы личности и оказывает
нормализующее влияние на
вегетативный гомеостаз,
гемодинамические показатели,
показатели клинического состояния
и самочувствия.
·
Относительно контрольной группы (традиционный
групповой аутотренинг) ЛОК-терапия
обеспечивает ускоренную
реабилитацию функций сердечно-сосудистой
системы, устойчивое исчезновение болей
и других объективных и
субъективных признаков нарушения
кровообращения, значительное
повышение физической и умственной
активности пациентов.
В
целом, опыт апробации ПМК ЛОК-терапии
в санаториях "Приморье" (г.
Евпатория) и "Роща" (г. Харьков)
доказал возможность значительного
повышения эффективности курортной
реабилитации больных с различной
нозологией путем нормализующего
влияния со стороны формируемых
средствами ЛОК-терапии психических
функциональных систем на
показатели клинического состояния
и самочувствия.
Показательны
также результаты, полученные в
детском клиническом санатории «Смена»
(г. Евпатория), где для
психологической реабилитации
применялся ПМК ЛОК-терапии
Мирошник и Гаврилина, версия 2000
Плюс, включающий синергическую
интерактивную цветомузыкотерапию,
проводимую по методике ЗЦС
Мирошник [8;9;14] и технологии, описанной
в патенте на изобретение РФ №233818 [1;14].
Приводимые ниже результаты
экспериментальных исследований
первично опубликованы в докладе,
подготовленном группой авторов из
Украинского НИИ детской
курортологии и физиотерапии и
санатория «СМЕНА» [4], который мы
воспроизводим с небольшими
сокращениями.
Под
наблюдением находилось 230 детей в
возрасте от 10 до 15 лет, из которых 56
составили контрольную группу. В
процессе медико-психологической
реабилитации детей проводилось
психологическое тестирование по
следующим методикам:
адаптированный детский тест
Айзенка, CMAS, опросник Доскина и
опросник актуальных страхов
Захарова. Мониторинг эффективности
ЛОК-терапии осуществлялся по
следующим показателям:
вертированность, нейротизм,
степень тревожности, утомляемости,
раздражительности, комфортности,
уровни эмоционального тонуса,
интереса к окружающему миру, а
также уровень актуальных страхов.
Первоначальное
обследование выявило, что 78,1% детей
являлись экстравертами, 19,2%
амбивертами и 2,7% интровертами.
Нейротизм в основной группе
первоначально был на низком уровне
у 20,5%, на среднем – 31,5% и на высоком
– у 48% детей. После курса ЛОК –
терапии нейротизм имел следующие
показатели: на низком уровне – 39,2%,
на среднем – 43,8% и на высоком – 19,9%.
Значения контрольной группы
изменялись следующим образом:
высокие – с 41,1% до 39,1%, средние – с 36,8%
до 37,1%, и низкие – с 22,1% до 23,8%.
Показатели комфортности,
эмоционального тонуса и интереса к
окружающему миру возросли в
большей степени, чем в группе детей
не проходивших сеансы ЛОК-терапии.
Значения же утомляемости,
раздражительности и актуальных
страхов снизились в большей мере,
чем в контрольной группе. Авторы
доклада отметили, что в результате
после проведения сеансов ЛОК-терапии
у 84% детей повысились такие
показатели, как уровень активного
внимания, темп сенсомоторных
реакций, работоспособность нервной
системы (по методике Темп). У 95%
детей с повышенными показателями
тревожности эти показатели
значительно снизились. Среди
пациентов с повышенными
показателями агрессии 52% стали
более терпимо относиться к
окружающим.
Актуален
также опыт применения ПМК ЛОК-терапии
в санатории «Смена» для
психологической реабилитации 20
детей подросткового возраста из
села Ново-Богдановка Запорожской
области, получивших психическую
травму в чрезвычайной ситуации,
связанной с угрозой для жизни (несанкционированные
взрывы боеприпасов). По данным,
приведенным в том же докладе, в
группе детей из Ново-Богдановки
первоначальное обследование
выявило, что 60% детей оказались
экстравертами, 30% - амбивертами и 10% -
интровертами. Нейротизм находился
на высоком уровне у 40% детей и на
среднем у 60%. Показатели
тревожности были следующими:
высокий уровень – 30%, средний – 50% и
низкий – 20%. Высокая утомляемость
была у 50% детей, у второй половины
детей утомляемость была средней. Интерес
к окружающему миру на высоком
уровне проявляли 20% детей, на
среднем -70% и на низком - 10%. Эмоциональный
тонус на высоком уровне был у 50%, на
среднем у 40% и на низком у 10%
обследуемых детей. Значения
раздражительности распределились
следующим образом: высокий уровень
– 20%, средний - 70% и низкий – 10%.
Высокие показатели комфортности
выявились у 30%, средние также у 30% и
низкие у 40% детей. Уровень
актуальных страхов первоначально у
всех детей был на пределе высоких
значений.
После
проведенного курса реабилитации с
применением ЛОК-терапии изменились
показатели вертированности группы
детей из Ново-Богдановки:
экстраверты - 80%; амбиверты - 20%;
интроверты – 0%. Нейротизм перешёл
на низкий уровень у 30% детей, на
средний у 60%, а на высоком уровне
остался лишь у 10% детей. Значения
тревожности разделились между
средним и низким уровнем ( 50% и 50%),
высокие показатели не
зарегистрированы. Значительно
снизились показатели утомляемости:
высоких значений осталось 10%,
средних – 40%, а низкие составили 50%.
Возрос интерес к окружающему миру:
высокий уровень составил 90% и
средний 10%, низкие значения исчезли.
Также возросли показатели
эмоционального тонуса: высокий
уровень - 80%, средний – 20%, низкие
значения не зарегистрированы.
Раздражительность у детей заметно
уменьшилась: высокие значения не
зарегистрированы, а низкие и
средние составили по 50%.
Значительно возросли показатели
комфортности и составили: высокий
уровень - 80%; средний - 20%; низкий - 0%.
Уровень актуальных страхов,
первоначально составлявший 100%,
перешёл на средний уровень у 40%
детей; у 60% остался на высоком
уровне, но при этом половина
показателей находилась на нижней
границе, т.е. максимально
приближалась к среднему уровню.
В
выводах по результатам
исследования отмечается, что сеансы
ЛОК-терапии помогают детям,
пострадавшим в чрезвычайных
ситуациях, преодолеть
постравматические стрессовые
расстройства и патологические
изменения личности; повышают
самооценку; нормализуют процессы
продуктивного общения, помогают
обрести веру в себя.
В
настоящее время ПМК ЛОК-терапии
Мирошник и Гаврилина успешно
применяется в лечебно-профилактических
учреждениях Украины и частной
практике психотерапевтов и
психологов. Так, кроме указанных
выше, ПМК ЛОК-терапии установлен: в
санаториях им. Гоголя Южной
железной дороги (г. Миргород) и «Мрия»
(г. Евпатория); в санатории
Управления Делами Верховной Рады
Украины «Нижняя Ореанда»; в
Санатории Государственного
Управления Делами «Гурзуфский»;
в Республиканской
физиотерапевтической больнице (г.
Саки); в Специализированном
клиническом санатории им. Н.К.Крупской
МОЗ Украины (г. Евпатория), в
Санатории им. Шевченко (г. Евпатория),
ГУП «Медицинский Центр Управления
делами Мэра и правительства Москвы»
[5] и других. При внедрении новых
технологий Личностно-ориентированной
реабилитации, санатории не только выполняют
традиционные функции учреждений
для лечения и отдыха населения, но
и решают актуальную комплексную
задачу реабилитации личности в
условиях трансформации
социальной системы. ЛОК-терапия
качественно изменяет модель медико-психологической
реабилитации, которая становится
трехуровневой и включает
комплексное восстановление
физического, социального и
духовного здоровья личности.
Подводя
итоги, можно отметить, что 10-летний
период апробации и применения ПМК
ЛОК-терапии показал его высокую
эффективность в решении широкого
спектра задач оказания
психотерапевтической помощи
населению. Междисциплинарный
психолого-медико-педагогический
подход, метод и психотехнологии
личностно-ориентированной компьютеризированной
психотерапии Мирошник и Гаврилина
соответствуют объективной тенденции
развития и реально позволяют
эксплицировать современные
структурно-организационные формы и
направления психотерапии, которые
имеют интердисциплинарный
характер: концепцию
психологической модели
психотерапии; круг
психотерапевтических и психокоррекционных
мероприятий для медицинских
психологов; методы развития
психологического консультирования.
А это, в свою очередь, определяет
перспективы широкого применения
ЛОК-терапии в медицине и
практической психологии.
1.
Гаврилин Е.В., Мирошник И.М.
Способ направленной регуляции
психоэмоционального состояния
человека. Патент РФ на изобретение
№ 2033818, приоритет 30 июля 1993 г., Бюл. №
12, 1995.
2.
Гаврилин Е.В., Мирошник И.М.
Применение автоматизированной
системы управления
психоэмоциональным состоянием
человека "Тоника" в комплексе
средств внедиспанцерной медико-психологической
помощи населению.- В кн.:
Психическое здоровье населения
России. (Материалы Всероссийской
научно-практической конференции). М.-
Ижевск, 1994, с.253-255.
3.
Гаврилин Е.В., Журавлев В.А.,
Мирошник И.М., Михайлов Б.В.,
Приходько Т.А. ОПЫТ АПРОБАЦИИ И
ВНЕДРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО -
ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ПСИХОТЕРАПИИ В КАРДИОЛОГИЧЕСКОМ
САНАТОРИИ "РОЩА" // "Вестник
физиотерапии и курортологии", (Евпатория),
№1, 2003, с.51-55.
4.
Голубова Т.Ф. Кулик Г.Д. Николаева
Р.И. Писаная Л.А. «Проведение
психокоррегирующих мероприятий с
применением метода ЛОК - терапии у
детей, находящихся на санаторно-курортном
лечении в детском клиническом
санатории СМЕНА». Доклад на научно-практической
конференции «Актуальные вопросы
реабилитации детей из регионов
антропогенного загрязнения»,
Евпатория, 24 ноября 2006 года.
5.
Кононенко В. И., Соболь И.Н.
Применение ЛОК-терапии Мирошник,
Гаврилина для психокоррекционной
работы в санатории. (Материалы 6-го
республиканского конгресса
курортологов и физиотерапевтов АР
КРЫМ). // "Вестник физиотерапии и
курортологии", №2, 2007, с.110.
6.
Мирошник И.М. Цвет как стимул
формирования непосредственно-эмоционального
отношения к музыке у детей. - Новые
исследования в психологии, 1987, №1, с.55-58.
7.
Мирошник И.М. Возрастные
особенности зрительно-слуховых
представлений // Сб. научн. тр.
Формирование личности: психолого-педагогические
проблемы. М.:АПН СССР.1989.С. 51-60.
8.
Миpошник И.М. Возpастная
динамика феномена звуко-цветового
симультаниpования. //Новые
исследования в психологии. М.,1990. №2,
с. 29-33.
9.
Мирошник И.М. Личность педагога
как фактор развития эмоционально-образного
восприятия музыки учащимися.
Автореферат дисс. канд. психол. наук.
М.: НИИ ОПП АПН СССР (ныне Психологический
Институт РАО), 1990.
10.
Мирошник И.М. Метод
психологической реабилитации
личности в условиях трансформации
социальной системы. Аннотация дисс.
на соискание ученой степени докт.
психол. наук. Институт Психологии
РАН, рег. №14206/6215-1 (от 16.12.1999).
11.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Опыт
клинического применения
компьютерной системы "Тоника"
в лечебно-диагностической работе.-
В кн.: Психическое здоровье
населения России. (Материалы
Всероссийской научно-практической
конференции). Москва - Ижевск, 1994, с.267-269.
12.
Мирошник И, Гаврилин Е. Индивид,
личность, постиндустриальное
общество // Свободная мысль (теоретический
и политический журнал) №7, 1996, с.102-116.
13.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В.
Медико-психолого-педагогическая
реабилитация личности средствами
компьютерной психотерапии. //
Таврический журнал психиатрии, № 3,
1998, c.116-128.
14.
Мирошник И. М., Гаврилин Е.В.
Основы личностно-ориентированной
компьютеризованной психотерапии:
монография. - Харьков: "Рубикон",1999.-240
с.
15.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В.
Мотивационный эффект
информирующей обратной связи// Тавр.
журнал психиатрии, № 2, 2000, с.8-9.
16.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Метод
целенаправленной регуляции
психических состояний и свойств
личности и его применение в
санаторно-курортных условиях. //Вестник
физиотерапии и курортологии, № 2, 2000,
с. 42-46.
17.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В.
Новые технологии личностно-ориентированной
реабилитации в санаторно-курортных
условиях. //Вестник физиотерапии и
курортологии, № 1, 2001, с. 30-31.
18.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В.
Личностно-ориентированная
компьютерная психотерапия. (Материалы
2-го национального конгресса
неврологов, психиатров и
наркологов Украины, Харьков, 2002).//УКРАЇНСЬКИЙ
ВІСНИК ПСИХОНЕВРОЛОГІЇ - Том 10, вип.
1 (30), Харків, 2002 (додаток), с. 206-207.
19.
Мирошник И.М.. Гаврилин Е.В.
Амфитринитарная транскрипция
личности. //Таврический журнал
психиатрии, №4, 2002. с. 68-71.
20.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Синергизм
персоналистической культуры. //Таврический
Журнал Психиатрии, №2, 2003.
21.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В.
Комплементарная психология: теория
и практическое применение в
санаторно-курортных условиях. (Материалы
6-го республиканского конгресса
курортологов и физиотерапевтов АР
КРЫМ). // "Вестник физиотерапии и
курортологии", №2, 2006, с.85.
22.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. ЛОК-ПСИХОТРЕНИНГ
ПО МЕТОДУ СУБЪЕКТНО-ГРУППОВОЙ
ПСИХОМЕТРИИ. (Материалы 7-го
республиканского конгресса
курортологов и физиотерапевтов АР
КРЫМ) // «Вестник физиотерапии и
курортологии», №2, 2007, с.118-119.
23.
Мирошник И., Гаврилин Е., Михайлов
Б. Личностно-ориентированная
реабилитация. Материалы научно-практической
конференции «Актуальные аспекты
санаторно-курортной реабилитации»
- Харьков, БМВ, 2003, с.114-116.
24.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В.,
Михайлов Б.В. Информационно-энергетический
язык продуктивного межличностного
взаимодействия. //Материалы
Международной конференции "ИНФОРМОЭНЕРГЕТИКА
ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. Киев-Кривой
Рог, 2003 г., с.128-130.
25.
Михайлов Б.В. Психотерапия:
аналитический очерк. Международный
медицинский журнал, №3,1998, с.48-51.
26.
Михайлов Б.В., Мирошник И.М.,
Гаврилин Е.В. Новые тенденции в
психотерапии// Актуальные проблемы
пограничной психиатрии,
психотерапии, медицинской
психологии (материалы научно-практической
конференции), Харьков, 1999, с.93-95.
27.
Мирошник И.М., Сакун Н.В. Гаврилин
Е.В. Применение личностно-ориентированной
компьютеризированной психотерапии
в целях комплексной реабилитации
детей с родителями. //Вестник
физиотерапии и курортологии, № 1, 2001,
с. 31.
28.
ОСОБИСТІСНО-ОРІЄНТОВАНА КОМП'ЮТЕРИЗОВАНА
ПСИХОТЕРАПІЯ. МЕТОДИЧНІ
РЕКОМЕНДАЦІІ. Установа-розробник:
Харьківська медична академія
післядипломної освіти. Укладачі: І.
М.Мірошник, Є.В.Гаврилін. Харьків -2001.
29.
CD-ROM “Mysteries of the Mind: Your Way To The Future”, USA,
Trans-Ameritech Systems by license Irina MIROSHNIK and Evgeny
GAVRILIN, USA, Santa Clara, CA, 1995.
30.
Gavrilin E., Miroshnik I. "Тhe TONIKA Automated
System of Control over the Human Psychoemotional Condition"//
East-West International Conference on Human-Computer Interaction.
August 4-8, 1992, St. Petersburg, Russia. Program of conference,
p. 13. Proceedings: J. Gornostaev (Ed.). Moscow, Russia: ICSTI).
31.
Gavrilin E., Miroshnik I. Invention №279. Orientable
regulation of an individual's psycho-emotional state // "BRUSSELS
EUREKA '98", 47th World Exhibition of Innovation, Research
and New Technology. Official catalogue, p.180.
32.
Miroshnik I. Method of a Synergic Interactive Musictherapy
(SIM). 13th AEP Congress, Munich, Germany. Poster session:
Interdisciplinary II, P-06-15. In Journal: European Psychiatry,
Volume 20, Supplement 1, March 2005, P. 223-229.
33.
Miroshnik I. Gavrilin E. Invention №278. Interactive
psychological theatre using a CD ROM // "BRUSSELS EUREKA '98",
47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology.
Official catalogue, p.180.
34.
Miroshnik I., Gavrilin E., Mykhaylov B. Application of POC-therapy
in sanatorium conditions. // 13th AEP Congress, Munich, Germany. Poster
session: Interdisciplinary II, P-06-15. In Journal: European
Psychiatry, Volume 20, Supplement 1, March 2005, P. 223-229.
[1] Михайлов Борис
Владимирович – доктор медицинских
наук, профессор, заведующий
кафедрой психотерапии Харьковской
медицинской академии
последипломного образования,
Главный психотерапевт
Министерства Охраны Здоровья
Украины, Президент Национальной
Лиги психотерапии, психосоматики и
медицинской психологии Украины,
действительный член Академии
Высшего Образования Украины.
[2] Статья опубликована в Научно-методическом журнале РАО, РАГС, МПСИ: Михайлов Б.В. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И.Мирошник, Е.Гаврилина: итоги и перспективы // /МИР ПСИХОЛОГИИ, №1 (53), 2008.- С.139-150.
[3] Продуктивным
межличностным взаимодействием в
ЛОК-терапии называется такой тип
общения и совместной деятельности,
который обеспечивает генерацию
новых, более оптимальных
психических процессов, состояний и
свойств личности.
[4] И.М.Мирошник
работала в должности с.н.с.
отделения острых
психосоматических расстройств НИИ
СП им. Склифосовского и участвовала
в НИР по теме «Отравления микстами
лекарственных препаратов», см.:
Лужников Е.А., Мирошник И.М.,
Гаврилин Е.В., Супруненко И.Р. Отчет
по проведенным клиническим
испытаниям "Этомерзола" в
качестве средства ускоренной
реабилитации после тяжелых
отравлений психотропными
препаратами // НИИ СП им. Н.В.
Склифосовского, 1993.
[5] О теории "двух факторов" (биологического и социального) см., например, работу: Лурия А. Р. "О естественнонаучных основах психологии" // Естественнонаучные основы психологии / Под. ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978. С. 7-23.
[6] В.Полежай. В компьютер... на прием к Фрейду.//Журнал Компьютерра №29 (109 ), 1995, с. 20-21.
[7] "Исцеление красотой". (Интервью И. Мирошник журналисту И. Погорелой) // "СЛОБОДСКОЙ КРАЙ", Газета Харьковской Областной Государственной Администрации и Харьковского Областного Совета, №96, 31 августа 2006 г., с. 8.
[8] Термин амбивалентность (от лат. ambo – два, оба и valentia – сила) введен психиатром Э. Блейлером для обозначения одного из существенных признаков шизофрении.
[9] "Все началось с "Тайны Души»". (Интервью И. Мирошник журналисту И. Погорелой)// "СЛОБОДСКОЙ КРАЙ", Газета Харьковской Областной Государственной Администрации и Харьковского Областного Совета, 2004, №196, с.3.
[10] Телеономическая психотехнология Мирошник, Гаврилина может применяться и без компьютера.