И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин

Музыкотерапия: наука, искусство, духовная практика[i]

Центр личностно-ориентированой компьютеризированной психотерапии, Харьков-Москва

 

Способ лечения музыкальными звуками известен человечеству тысячи лет. В Китае, Египте, Древней Греции, Риме уже в первых теоретических учениях, разработанных великими философами древности (Конфуций, Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Лукреций Кар) музыка рассматривалась как вид деятельности (то есть практики) одновременно близкий к науке, ремеслу и религиозному культу; музыка представлялась и  как модель мира, способствующая познанию его законов, и как сильнейшее магическое средство воздействия на природу, на человека (врачевание, формирование нравственных, гражданских качеств и др.). Однако как самостоятельная отрасль знаний  и область научно-практической деятельности музыкотерапия начала формироваться только в 19-20 веке, что, на наш взгляд, обусловлено следующими основными факторами: 1. Формированием теории музыки. 2. Формированием общечеловеческой музыкальной культуры, воплощенной в стилях Барокко, Классицизма, Романтизма, Импрессионизма, Экспрессионизма,  Сонористики, Техногенной музыки, New Age и пр. 3. Развитием психологии и психотерапии. 4. Ускорением социальных информационных процессов. 5. Развитием технических средств записи и воспроизведения музыки. 

Во второй половине 20 века музыкотерапия начинает активно применяться в Европе, США,  Австралии, Японии и других странах мира.  Среди получивших широкую известность теоретических школ следует выделить Дж. Элвина (Великобритания), П. Нордоффа и К.Роббинса (США), Э. Лекоурта (Франция), Швабе (Германия), Д. Кремаши Тровеси (Италия). В Англо-саксонских странах и большей части Европы сегодня преобладает теоретическая линия Alvin-Nordoff-Robbins-Cremaschi. В последнее десятилетие на передовые позиции выходит итальянская школа музыкотерапии (Julia Cremaschi Trovesi), в которой на основе феноменологического подхода в сочетании с техниками НЛП разработаны  эффективные технологии музыкотерапии: «Dialogo Sonoro»,  «Corpo Vibrante» и др. В России  был разработан и запатентован оригинальный метод «Интерактивной музыкотерапии» (Мирошник, Гаврилин, 1993).[ii] Его отличительная особенность – автоматическая компьютеризированная подстройка музыкотерапевтических программ  к психоэмоциональному состоянию пациента и изменение состояния в заданном направлении. В конце 90-х годов этот метод дополнен предложенным И.М.Мирошник синергическим способом интерпретации и исполнения музыки, обеспечивающим  эффективную психосоматическую регуляцию (синергическая музыка)[iii].

Музыка – универсальный общечеловеческий язык эмоционально-образного, чувственного переживания, познания и самопознания. Поэтому в теории ЛОК-терапии  мы рассматриваем интерактивную музыкотерапию не только как метод лечения, но и как транскультуральную гуманитарную практику, направленную на гармонизацию личности человека в триединстве ее биологического, социального и духовного бытия-сознания-времени. Мы полагаем также, что тринитарная парадигма лежит в основе теории музыки и находит свое воплощение в триединстве гармонических функций (субдоминанта, тоника, доминанта), в триединстве основных гармонических интервалов (октава, квинта, кварта), триединстве мелодии-ритма-гармонии. Поэтому специально организованная (синергическая) музыка рассматривается  в ЛОК-терапии не только как средство направленной психосоматической регуляции, но и как  духовная практика, обеспечивающая развитие гармонического тринитарного мышления и самосознания личности. Музыкальный художественный образ обладает уникальным свойством вызывать синтез амфотерных психических соединений (субъективного-объективного, идеального-реального, внутреннего-внешнего, каузального-телеономического), осуществляемый в триединстве слуховых, кинестетических и зрительных представлений (амфитринитарная синергическая модель). Поэтому  в единстве с информационными технологиями (causae ministeriales) синергическая музыка создает в процессе ЛОК-терапии мощные энергетические потоки (causae efficiens), выполняющие важную роль в терапии и самоосуществлении личности (causa finalis).  Показания к применению интерактивной музыкотерапии в санаторно-курортных условиях широки: заболевания нервной системы, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, снижение иммунитета и пр. Синергическая музыка может применяться в комплексе ЛОК-терапии и сочетанно с физиотерапией  и др. методами лечения как в индивидуальной так и в групповой формах.

 



[i] Статья опубликована в материалах 3-го когресса курортологов Крыма.

[ii] См. Архив научных публикаций по ЛОК-терапии в Интернет по адресу http://compsyther.narod.ru/links.html

[iii]Синергическая музыка И.Мирошник в Интернет по адресу  http://compsyther.narod.ru/fan.html



Сайт создан в системе uCoz