ЛОК-ПСИХОТРЕНИНГ ПО МЕТОДУ СУБЪЕКТНО-ГРУППОВОЙ ПСИХОМЕТРИИ[i]

Мирошник И.М., Гаврилин Е.В.

Центр комплементарной психологии и ЛОК-терапии

Москва-Харьков

     

Метод Личностно-ориентированной компьютеризированной психокоррекции и психотерапии (ЛОК-терапии) применяется в санаторно-курортных условиях на территориях РФ и Украины с 1997 года и является бифункциональным: медико-психологическим и психолого-педагогическим.

ЛОК-терапия основывается на концепции триединства личности (Мирошник, Гаврилин, 1996) и принципе амфидетерминации развития (Мирошник,1999): психологическая амфотерность впервые рассматривается как универсальная способность субъекта в зависимости от условий среды (то есть избирательно) проявлять комплементарные психические свойства.  Пары комплементарных противоположностей, каждая из которых амфотерна (например, «реальное-идеальное» и «внешнее-внутреннее»), взаимодействуют по закону Хиазмы: объективирование и преобразование субъективной реальности порождает новые психические образования.

Личность как «особенное» самоосуществляется в единстве «всеобщего» и «единичного», поэтому перспективным направлением (наряду с индивидуальной формой) являются групповые ЛОК-психотренинги. Для их проведения разработан метод «Субъектно-групповой психометрии с мотивирующей обратной связью (СГП с МОС). В СГП моделируется групповое принятие решений по мажоритарному принципу (открытым или закрытым голосованием) как технология психотренинга и психокоррекции. Участники тренинга производят оценку объектов или субъектов по набору критериев (шкал). В результате формируется согласованное групповое решение, которое объективируется с помощью психодиагностических методик  и обсуждается в группе.  СГП имеет ярко выраженный амфотерный,  диагностико-коррекционный  характер (измерение порождает изменение). При этом возникают дополнительные социально-психологические феномены,  усиливающие психокоррекционные эффекты методик индивидуальной ЛОК-терапии, в том числе и мотивационный эффект ОС.

Объектами  групповой оценки являются: эстетические стимулы, художественные образы (музыкальные, литературные, изобразительные и пр.), социальные роли (реальный - идеальный политик, родитель, подросток и т.п.), а также сами участники тренинговой группы или обобщенные психологические портреты, которые  создаются по телеономической психотехнологии («актуальное-потенциальное», «инвидуальное-групповое»). СГП проводится с помощью диагностико-коррекционных методик,   а также  методик эстетической психометрии: «Баланс», «Тонус», «Я и Другие», АВС и ЗЦС,  которые развивают творческое воображение и синестетическое художественное мышление. Методика «Темп-Эстафета» применяется  для группового тренинга активного внимания, темпа сенсомоторных реакций и выработки навыков работы в команде.

ЛОК-психотренинг по методу СГП с МОС гармонизирует взаимодействие полушарий головного мозга, формирует психологические механизмы осознанной саморегуляции, способствует повышению уровней самоорганизации  и личностной культуры. В ЛОК-психотренинге развитие личности становится главным фактором  ее психофизического, психосоциального и психодуховного оздоровления.



[i] Статья опубликована в журнале «Вестник физиотерапии и курортологии»,№2, 2007. Материалы 7-го республиканского конгресса курортологов и физиотерапевтов АР КРЫМ.



Сайт создан в системе uCoz