Метод Личностно-ориентированной компьютеризированной психокоррекции и психотерапии (ЛОК-терапии) применяется в санаторно-курортных условиях на территориях РФ и Украины с 1997 года и является бифункциональным: медико-психологическим и психолого-педагогическим.
ЛОК-терапия основывается на концепции триединства личности (Мирошник, Гаврилин, 1996) и принципе амфидетерминации развития (Мирошник,1999): психологическая амфотерность впервые рассматривается как универсальная способность субъекта в зависимости от условий среды (то есть избирательно) проявлять комплементарные психические свойства. Пары комплементарных противоположностей, каждая из которых амфотерна (например, «реальное-идеальное» и «внешнее-внутреннее»), взаимодействуют по закону Хиазмы: объективирование и преобразование субъективной реальности порождает новые психические образования.
Личность как «особенное» самоосуществляется в единстве «всеобщего» и «единичного», поэтому перспективным направлением (наряду с индивидуальной формой) являются групповые ЛОК-психотренинги. Для их проведения разработан метод «Субъектно-групповой психометрии с мотивирующей обратной связью (СГП с МОС). В СГП моделируется групповое принятие решений по мажоритарному принципу (открытым или закрытым голосованием) как технология психотренинга и психокоррекции. Участники тренинга производят оценку объектов или субъектов по набору критериев (шкал). В результате формируется согласованное групповое решение, которое объективируется с помощью психодиагностических методик и обсуждается в группе. СГП имеет ярко выраженный амфотерный, диагностико-коррекционный характер (измерение порождает изменение). При этом возникают дополнительные социально-психологические феномены, усиливающие психокоррекционные эффекты методик индивидуальной ЛОК-терапии, в том числе и мотивационный эффект ОС.
Объектами групповой оценки являются: эстетические стимулы, художественные образы (музыкальные, литературные, изобразительные и пр.), социальные роли (реальный - идеальный политик, родитель, подросток и т.п.), а также сами участники тренинговой группы или обобщенные психологические портреты, которые создаются по телеономической психотехнологии («актуальное-потенциальное», «инвидуальное-групповое»). СГП проводится с помощью диагностико-коррекционных методик, а также методик эстетической психометрии: «Баланс», «Тонус», «Я и Другие», АВС и ЗЦС, которые развивают творческое воображение и синестетическое художественное мышление. Методика «Темп-Эстафета» применяется для группового тренинга активного внимания, темпа сенсомоторных реакций и выработки навыков работы в команде.
ЛОК-психотренинг по методу СГП с МОС гармонизирует взаимодействие полушарий головного мозга, формирует психологические механизмы осознанной саморегуляции, способствует повышению уровней самоорганизации и личностной культуры. В ЛОК-психотренинге развитие личности становится главным фактором ее психофизического, психосоциального и психодуховного оздоровления.
[i] Статья опубликована в журнале «Вестник физиотерапии и курортологии»,№2, 2007. Материалы 7-го республиканского конгресса курортологов и физиотерапевтов АР КРЫМ.