Синергизм персоналистической культуры[1]
В Китае, Египте, Древней Греции, Риме уже в первых теоретических учениях, разработанных великими философами древности (Конфуций, Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Лукреций Кар) музыка рассматривалась как вид деятельности (то есть практики) одновременно близкий к науке, ремеслу и религиозному культу; музыка представлялась и как модель мира, способствующая познанию его законов, и как сильнейшее магическое средство воздействия на природу, на человека (врачевание, формирование нравственных, гражданских качеств и др.). Подобный подход может быть определен как синкретизм науки-религии-искусства, который был характерен для культур древних цивилизаций, а затем с некоторыми трансформациями был имплантирован в средневековую культуру под доминантой религии.
Первоначальный синкретизм науки-религии-искусства окончательно взламывается в эпоху просвещения посредством творческой активности сопричастных личностей, и трансформируется в антагонизм, который, обеспечивает эмансипацию от религии и становление искусства и науки в культуре индустриального общества; затем наступает этап синтеза (современный период эклектизма), который в идеале постиндустриальной персоналистической культуры разрешается в синергизм. Этот новый подход к анализу динамики культуры (от синкретизма через антагонизм становления к синергии науки, религии, искусства) предложен нами в рамках философско-психологической теории постиндустриального персонализма (Мирошник, Гаврилин, 1996).
Синкретизм, антагонизм, эклектизм и синергизм рассматриваются нами как системообразующие факторы культуры, общественного и индивидуального бытия и сознания. Соответственно, в новой философско-психологической концепции нами выделяются четыре парадигмальных типа культур: синкретическая, антагонистическая, эклектическая и синергическая. Современный постмодернизм – яркое проявление умирающей, аморфной, эклектической культуры. Синергизм - системообразующий принцип рождающейся на наших глазах новой, постиндустриальной персоналистической культуры.
Синергическая амфитринитарная модель становится сегодня новой философско-психологической парадигмой общественного и индивидуального бытия и сознания. В отличие от дисгармонии диалектической триады, в которой противоположности антагонистичны, синергизм амфотерного триединства обусловлен тем, что противоположности находятся в комплементарных отношениях (но не конгруэнтных, идентичных или амбивалентных). Возникающая амфитринитарная транскрипция индивидуального и общественного бытия-сознания-времени в синергию науки-искусства-религии - есть процесс и результат творческой активности личности в природно-социально-духовной жизнедеятельности. Психологической основой такой личностной активности является высшая Любовь – механизм синергической коммуникации комплементарных противоположностей. В процессе синергической коммуникации на природном, социальном и духовном уровнях индивидуального и общественного бытия и сознания осуществляется транскрипция свойств сопричастных личностей в «свое другое». Подчеркнем, что, в отличие от традиционной для гуманистической психологии трактовки любви как механизма идентификации противоположностей (А. Маслоу), в новой философско-психологической парадигме (Мирошник, Гаврилин) любовь понимается как синергия комплементарных противоположностей, стремящихся к порождению гармоничного третьего, который становится амфотерным - «и тем и другим», то есть их свое-образной транскрипцией. Причем, именно амфотерная детерминация развития придает межличностной коммуникации продуктивный синергический характер и является необходимым условием формирования гармоничного тринитарного мышления и самосознания личности. Психофизиологической основой такой активности является амфотерное единство левого и правого полушарий мозга человека, генерирующего амфотерные психические образы (субъективные-объективные, внутренние-внешние, идеальные-реальные и т.д.). Синергическая коммуникация комплементарных полушарий мозга инициируется с помощью новейших психотехнологий, основанных на комплексном взаимодействии искусств (синестетика), наукоемких технологий (мультимедиа), духовных практик (инициация). Конкретным примером такой новейшей психотехнологии является Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия (ЛОК-терапия) Мирошник, Гаврилина, важнейший компонент которой - синергическая интерактивная музыкотерапия (СИМ).
Первоначально метод СИМ был разработан и запатентован в РФ как «Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека» (Мирошник, Гаврилин, 1993).[i] Его отличительная особенность – автоматическая компьютеризированная подстройка музыко-цвето-терапевтических программ к психоэмоциональному состоянию пациента и изменение состояния в заданном направлении. В конце 90-х годов этот метод дополнен предложенным И.М.Мирошник синергическим способом интерпретации и исполнения музыки, обеспечивающим эффективную регуляцию на психобиологическом, психосоциальном и психодуховном уровнях бытия личности (синергическая музыка)[ii].
Синергическая музыка - универсальный, интермодальный, иформационно-энергетический язык продуктивной межличностной коммуникации. Мы полагаем, что тринитарная парадигма лежит в основе теории музыки и находит свое воплощение в триединствах гармонических функций (субдоминанта, тоника, доминанта), основных гармонических интервалов (октава, квинта, кварта), мелодии-ритма-гармонии. Музыкальный художественный образ обладает уникальным свойством вызывать синтез амфотерных психических соединений (субъективного-объективного, идеального-реального, внутреннего-внешнего, каузального-телеономического), осуществляемый в триединстве слуховых, кинестетических и зрительных представлений (амфитринитарная синергическая модель). Поэтому в теории ЛОК-терапии мы рассматриваем СИМ не только как метод лечения, но и как персоналистическую гуманитарную практику, направленную на гармонизацию личности, ее биологического, социального и духовного бытия-сознания-времени. В единстве с информационными технологиями (causae ministeriales) синергическая музыка создает в процессе ЛОК-терапии мощные энергетические потоки (causae efficiens), выполняющие важную роль в терапии и самоосуществлении личности (causa finalis).
Показания
к применению СИМ широки:
заболевания нервной системы,
сердечно-сосудистой системы,
желудочно-кишечного тракта,
снижение иммунитета и пр. Синергическая
музыкотерапия может применяться
в комплексе ЛОК-терапии и сочетанно
с физиотерапией и др. методами
лечения, как в индивидуальной, так и
в групповой формах. СИМ, как
триединство-науки-религии-искусства,
открывает принципиально новые
возможности для развития
творческих способностей,
гармонизации мышления и
самосознания личности. Синергическая
Интерактивная Музыкотерапия это
– продукт новой
персоналистической культуры - ее
часть, комплементарная целому.
[i]
См. Архив научных публикаций по ЛОК-терапии
в Интернет по адресу http://compsyther.narod.ru/links.html
[ii]Синергическая
музыка И.Мирошник в Интернет по
адресу http://compsyther.narod.ru/fan.html