ДОГМА ИЛИ ПАРАДИГМА: наша дискуссия с академиками ортодоксального тринитаризма по вопросу о новом мировоззрении  


Первое письмо от авторов в академию тринитаризма.
Предисловие Мирошник, Гаврилина
Вступая в эту дискуссию, мы хотели бы четко и однозначно определить, что, используя слово "тринитарии", мы имеем ввиду только тех людей, которые создали "Академию Тринитаризма", создают в настоящее время "Союз тринитариев" и называют себя "тринитариями". Все написанное нами имеет отношение только к этим людям и их идеям. Но мы ни в коей мере не относим нашу дискуссию к "тринитариям" - членам католического монашеского ордена "пресвятой троицы" (лат. sanctissimae trinitatis, откуда и их название).
Для наших глубокоуважаемых Академиков - тринитариев даем историческую справку (см. P.S. к этому письму) и просим сообщить имеют ли они какое-либо отношение к "ослиному ордену"?

1-ое письмо

КОЛЛЕГИ!
Учитывая, что одним из направлений вашей деятельности является установление и утверждение авторских прав на тринитарные концепции, обращаем ваше внимание на наш сайт.
http://compsyther.narod.ru/index.html
http://compsyther.narod.ru/simple.html
http://compsyther.narod.ru/links.html

"Тринитарня парадигма" - термин, который впервые был предложен нами в работе "Задача Будущего" (М.,1996 г.). Тринитарная парадигма реализована в выпущенных по нашей лицензии CD-ROM (1995, 1996). Тринитарная парадигма входит в теоретический базис метода личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии, интерактивной музыкотерапии и другие наши работы.
Полагаем, что наши публикации обладают несомненным приоритетом. Поэтому они должны быть освещены в списках литературы на вашем сайте.
Если Вы придерживаетесь иного мнения, сообщите нам об этом, пожалуйста.
Евгений Гаврилин
Ирина Мирошник

P.S. Историческая справка о тринитариях.

Тринитарии - члены католического монашеского ордена "пресвятой троицы" (лат. sanctissimae trinitatis, откуда и их название), возникшего во время третьего крестового похода и утвержденного в 1198 году. В 1609 году тринитарии причислены к "нищенствующим орденам".
Устав тринитариев в дополнение к обычным монашеским обетам запрещал мясную пищу и езду на лошадях, в связи с чем тринитарии получили прозвище "ослиного ордена". Орден провозгласил своей целью выкуп христиан, попавших в плен к мусульманам. До конца 18 века тринитарии выкупили примерно 30 тысяч пленных. Получив в ряде стран Европы большие привилегии, орден быстро разросся.
В 1240 году он имел более 600 монастырей и насчитывал более пяти тысяч монахов. Весьма влиятельным было его отделение во Франции, основанное в 1228 году при церкви св.Матюрина в Париже, в связи с чем тринитарии называются также матюринцы. В европейских странах тринитарии стали опорой феодальной реакции и жестоко преследовали народно-еретические течения.
В годы Реформации в Германии, во Франции в период революции 1789 года деятельность тринитариев была запрещена. В 20 веке существовало еще более 50 монастырей тринитариев с общим числом членов ордена около 800, включая примыкающих к нему мирян. Орден занимается распространением культа троицы и миссионерством. Миссионерская организация тринитариев действует на острове Мадагаскаре.
Современные тринитарии продолжают выполнять свою миссию. Для примера приведем следующую публикацию.
Монахи Ордена Пресвятой Троицы помогают беженцам из Судана

Каир, Египет, 18 марта. - Орден Пресвятой Троицы, основанный в конце XII века для выкупа христиан-невольников, в настоящее время поддерживает программу помощи беженцам из Судана. Недавно три священника-тринитария Мануэль Кановас, Антонио Аурелио и Альдо Беральди в пригороде Каира открыли школу для взрослых и детей, покинувших Родину. В рамках другого проекта, священники оказывают помощь 20 молодым суданцам - бывшим заключенным и военнослужащим.
Деятельность тринитариев была высоко оценена Апостольским викарием Египта архиепископом Джузеппе Баусардо.
18.03.02 Источник: Cathnews.Ru


Ответ академиков тринитаризма (в двух письмах)
Письмо 1.
Уважаемые коллеги.

Получили Ваше послание и хотим отметить следующее.
1. Тринитарная доктрина в разных видах, включая религиозные версии,
шарлатанские поиски, ложные ассоциации, насчитывает не одну тысячу лет.
Поэтому установить авторство на слово почти невозможно (оно восходит к
греческому "trias). Впрочем, оно и не имеет смысла, поскольку найдется много
поверхностных людей, которые, безосновательно собрав в ряд три любые
предмета, провозгласят себя приверженцами тринитаризма. Профанацию нет
смысла учитывать в этом важном деле. А вот авторство содержания
зафиксировать можно и его можно подвергнуть экспертизе. Чем мы и занимаемся.
Не хотелось бы вас огорчать, но эклектичная комбинация из трех
Природа-Социум-Дух не выдерживает критики, поскольку нет обоснования данного
триединства (почему, например, не Душа?).
2. Что касается приоритетов на слово в новое, постсоветское время, то оно
введено в оборот с 90 года. В 1993 года движение Тринитарный Кодекс, который
я возглавлял, выступило в законодательной инициативой в Верховном Совете РФ.
В марте 1995 года в Челябинской области (затем в Свердловской) была даже
зарегистрирована общественная организация с названием Тринитарный Собор. В
1994 году были выпущены брошюры с употреблением слова "Тринитаризм".
3. В заключении хотелось бы сказать, что мы уважаем работы в этом трудном
направлении, потому что осилить в одиночку реализацию Тринитарного Проекта
не представляется возможным. Мы хотим объединяться с теми, кто заинтересован
в его утверждении. Если Вас трогает этот момент, то мы сейчас для
коллективной работы над Тринитарным Проектом создаём Союз Тринитариев, в
котором нет большой меры концептуальной заданности, что предполагает любые
дискуссии по любой из версий Учения. Приглашаем Вас.
С уважением, Президент Академии Тринитаризма Магнитов С.Н.

P.S. Если Вы сочтете возможным, пришлите электронную версию вашей работы
"Задача Будущего". При установлении адекватности поисков мы с удовольствием
опубликуем её на нашем сайте.

Письмо 2.
Уважаемый коллеги,

Должен вас огорчить по поводу ваших авторских прав на тринитарную концепцию, а тем более на словосочетание "тринитарная парадигма".

Как вы знаете тринитарному учению более 1700 лет, а может быть и более.

По нашему мнению понятие тринитаризм тождественно словосочетаниям тринитарная доктрина, тринитарная парадигма, тринитарное учение.

Тринитаризм - как известно суффикс "изм" означает с одной стороны обощение того, к чему он применяется ( в данном случае латинского понятия trinitas), а с другой - расширение применения понятия к различным областям ( например, социализм, коммунизм, прагматизм и т.д.), т.е., в конечном итоге, это - просто учение, доктрина, парадигма.

В этом смысле ближайшим автором слова тринитаризм является Н.А. Бердяев ( см. "Истина православия"), это понятие применяли А.Дугин в 1995 г. "Метафизика благой вести", Д.Паркер "Основы богословия", его можно найти в книге Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. - М.: ИЧП "Издательство Магистр". 1997. В этой книге тринитаризм определен как учение о единосущем в трех своих ипостасях Боге.

Сотрудники Академии Тринитаризма разрабатывают содержательный аспект этого учения, выявляют логические связи между Тремя Порождающими, изучают естественные основы триединства. В этой связи вам стоило бы ознакомиться с нашими работами по диалектике целостности ( 1987 - 1988 г.), по закону развития (1988 г.), по фундаментальной субстанции Отображение, которая является основой самодвижения материи и имеет троичную природу и т.д.

Что касается различных соединений типа Материя - энергия - информация или другого подобного рода (например, Материя-информация-мера у последователей КОБ), то это - лишь внешняя форма проявления тринитарных основ. При этом часто соединяют понятия, не имеющие сущностной основы.

К сожалению, мы не имеем возможности ознакомиться с вашими представлениями о тринитарной парадигме, поэтому ничего не можем сказать по существу.

Для ознакомления просим вас прислать ваши работы, или краткое изложение:

Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Тринитарная парадигма в ЛОК-терапии// Актуальные проблемы пограничной психиатрии, психотерапии, медицинской психологии (материалы научно-практической конференции), Харьков, 1999, с. 75-81.

Гаврилин Е.В., Мирошник И.М. Задача будущего. (Теоретическая концепция).- М. "Антистресс", 1996.

В связи с вышеизложенным мы не знаем, к чему отнести ваше утверждение: "Полагаем, что наши публикации обладают несомненным приоритетом".

Напишите более подробно что вы понимаете под тринитарной концепцией, в чем приоритет.

Обращаем ваше внимание, что мы также занимаемся музыкальными и видео проектами.

В ближайшее время на сайте будет изложена более подробная информация. Возможно, что мы найдем общие точки соприкосновения и в научной сфере.

Вице-президент Академии Тринитаризма - В. Татур


"Академикам -тринитариям". Второе письмо Мирошник, Гаврилина (основные термины и положения Тринитарной Парадигмы)
Уважаемые коллеги!
С интересом прочитали два ваших письма. Несколько удивлены их назидательным тоном, но это, конечно, не столь существенно. А по существу обращаем Ваше внимание на следующее.

1. Мы вынуждены Вас огорчить по поводу наших авторских прав на понятие "тринитарная парадигма", ибо восходящий еще к Тертуллиану и Оригену (то есть существующий несколько более, чем 1700 лет) и "развиваемый" вами "тринитаризм", как учение о единосущном в трех ипостасях боге, является центральным Христианским догматом и по этой причине никак не может быть тождественен введенному нами (в конце 20 века) понятию "тринитарная парадигма". Ибо даже по смыслу понятия "догмат" и "парадигма" не только не тождественны, но контрарны: или парадигма, или догмат!
2. С другой стороны, мы полностью согласны с Вами в том, что тринитаризм - это серьезно и, что "профанацию нет смысла учитывать в этом важном деле". Действительно, с точки зрения персонологии и психологической науки в целом рассуждения типа того, что "эклектичная комбинация из трех Природа-Социум-Дух…(почему, например, не Душа?)" не выдерживают критики ввиду их вопиющего дилетантизма. Поэтому мы, памятуя Герцена ("дилетанту все кажется простым"), оставляем их без комментариев и просим уважаемого автора этого тезиса предварительно ознакомиться с выпущенным по нашей лицензии CD-ROM "Интерактивный психологический театр ТАЙНЫ ДУШИ", нашими научными работами, в которых раскрываются: "концепция триединства личности", "тринитарная парадигма" и другие понятия, а также теми работами, которые упоминаются в ссылках. Прежде всего (для того, чтобы хотя бы погрузиться в научный дискурс персонологии) рекомендуем учебник Л. Хьелла и Д. Зиглера "Теории личности". Спб, 1997. Надеемся, что после его прочтения наши уважаемые оппоненты осознают новизну предложенной нами концепции триединства личности человека и ее нетождественность христианскому догмату о единосущем в трех своих ипостасях Боге. Надеемся также, что после прочтения указанного учебника, философских и психологических словарей (термин "личность") вопросов, основанных на контаминации философско-психологических и теологических понятий у вас, уважаемые коллеги, больше не возникнет. На любые вопросы иного характера, равно как и на конструктивную критику мы с удовольствием ответим.
3. Хотим также заметить, что в науке сложилась практика употребления новых терминов, подкрепленная законом об авторском праве, с которой Вы, по-видимому, не вполне знакомы. Поэтому позволим себе нижеследующее напоминание. В том случае, если некоторый автор впервые вводит для обозначения и/или названия феномена, явления, понятия и т.д. конкретный, ранее не применявшийся термин (слово или словосочетание), например, "тринитарная парадигма", "тринитарное мышление", "тринитарное самосознание", "триединство личности", "амфитринитарная модель", другой автор, встречая данное новое словосочетание и желая его использовать в своих работах должен указать в какой работе, какого автора и в каком смысле это словосочетание встречается впервые. В том случае, если второй автор желает использовать указанный термин в ином смысле, отличном от первичного, он обязан это специально оговаривать в каждом конкретном случае. Очевидно, что при нарушении этого принципа соответствия терминов и смыслов в науке воцарится хаос. Поэтому подобные нарушения являются противозаконными.
4. Теперь несколько слов о всяких "измах". Мы принципиально не согласны с вашим мнением о том, что понятие "тринитаризм" тождественно впервые введенному нами понятию "тринитарная парадигма". На наш взгляд, возможно отождествление слова "тринитаризм" с группой богословских терминов типа "тринитарный догмат", "тринитарные споры", "тринитарный вопрос", "тринитарная проблема" и т.п., о чем Вы, собственно, и пишете, давая ссылку на книгу, в которой "тринитаризм" определен как учение о единосущем в трех своих ипостасях Боге. Напротив, глубоко ошибочно проведенное вами "изматическое" отождествление терминов "учение", "доктрина" (которые в общем случае могут быть догматическими, то есть основанными на непреложной истине, принимаемой на веру и не подлежащей какой-либо критике, например, иудаизм, индуизм и т.д.), с термином "парадигма", акцентирующем именно возможность изменения системы понятий. Например, вполне употребимы в литературе словосочетания: "учение буддизма", "тайная доктрина мистицизма", "учение католицизма" и т.д. Но абсолютный терминологический нонсенс - словосочетания типа "парадигма католицизма" или "парадигма буддизма", или "парадигма иудаизма" и т.п., потому, что термин "парадигма", введеный в современный научный оборот американским историком Т. Куном, как известно, подразумевает различные этапы развития системы научных понятий (препарадигмальный, господства парадигмы, кризиса парадигмы, то есть революции в системе понятий). Но никакое религиозное учение, основанное на догматах, не допускает революционных изменений (смотрите литературу о борьбе церкви с ересями и еретиками). По этой причине ваша попытка отождествления введенного нами понятия "тринитарная парадигма" с вашим "тринитаризмом" может быть оценена в лучшем случае как безграмотная словесная эквилибристика или спекуляция, а в худшем, - как неловкое оправдание откровенного плагиата. Надеемся, что наши "тринитарные споры" не приобретут юридическую форму.
5. Отметим, что термин "тринитарная парадигма" введен нами для смены диалектического парадигматического базиса в контексте развиваемых с начала 90-х годов прошлого века нового мировоззрения - неософии (взаимообогащающего синергического триединства Науки-Религии-Искусства), социальной теории постиндустриального демократического персонализма, философско-психологической концепции триединства личности, а также конкретных методов и методик, направленных на формирование тринитарного мышления и самосознания личности. В наших работах неоднократно подчеркивается, что тринитарная парадигма, имеющая предпосылки (но не более!) в религии, науке и искусстве, может рассматриваться как транскультуральный феномен эволюции мышления и самосознания человека. А гармонический анализ трехместных отношений - выступает как универсальный эвристический метод познания в науке (математика, физика, кристаллография, генетика и др.) и искусстве (музыка, живопись, литература и др). Причем, вводя понятие "тринитарная парадигма", мы подчеркивали именно происходящее изменение парадигмы научных знаний, вступление Личности в новую эпоху революционных преобразований в природной, социальной и духовной сферах самосознания и деятельности, то есть кризис диалектической парадигмы и переход к тринитарному мышлению и самосознанию. Подчеркнем здесь, как и во многих своих работах, что диалектическая триада не есть триединство! Хотя, судя по некоторым косвенным признакам (указанным научным публикациям и стилю вашего письма) диалектика включена в теоретический инструментарий вашего "тринитаризма". Для нас, правда, остается загадкой, на основе какого теоретического принципа вам удается сочетать ярко выраженные диалектико-материалистические позиции с откровенной схоластикой. Напомним, что, в соответствии с тринитарной парадигмой, диалектика является необходимым, но не достаточным условием формирования тринитарного мышления. Этот "переход" от диалектической к тринитарной парадигме осмысливается в рамках разработанной нами амфитринитарной синергической модели, в которой впервые сформулирован принцип амфотерной детерминации развития на трех взаимодополняющих уровнях самоорганизации сложных систем. Амфотерность понимается многогранно: необходимое-возможное; материальное-идеальное; психическое-физическое; субъективное-объективное; измерение-изменение; каузальное-телеономическое; актуальное-потенциальное; метрическое-метафорическое и т.д. Причем, тринитарная парадигма не исключает диалектическую триаду, но обобщает ее в новой амфитринитарной синергической модели.
6. Результаты этой многолетней программы научных исследований воплощены в конкретных разработках, включенных в программно-методический комплекс Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ЛОК-терапии). ЛОК-терапия включает также первую систему интерактивной компьютерной цвето-музыко-терапии "Тоника" (патент РФ №2033818, приоритет 1993), основанную на диссертационной работе И.М.Мирошник. Программно-методический комплекс ЛОК-терапии, базирующийся на тринитарной парадигме и концепции триединства личности, в 90-х годах прошлого века прошел клинико-психологическую апробацию и внедрение, награжден медалями Брюссельской выставки (1998); методические рекомендации по его применению утверждены Украинским центром научно-медицинской информации и патентно-лицензионной работы и МОЗ Украины 2000, 2001). Многие тысячи людей воспользовались этими разработками для повышения уровней своего природного, социального и духовного здоровья, например, применяя выпущенные массовым тиражом в США (1995) и России (1996) CD-ROM "Интерактивный психологический театр ТАЙНЫ ДУШИ", а также проходя лечение в специализированных кабинетах компьютерной психотерапии. Вставив в раму своего компьютера CD-ROM "Интерактивный психологический театр ТАЙНЫ ДУШИ" Вы, уважаемые коллеги, можете услышать, изложенные в популярной (но обладающей лечебным эффектом) форме основные тезисы и идеи тринитарной парадигмы в исполнении всенародно любимых артистов: Натальи Варлей, Аристарха Ливанова, Игоря Бочкина. В ближайшее время мы разместим также на своем сайте фрагменты телепередачи "Личность и стресс", подготовленной известным украинским тележурналистом Михаилом Крамаренко (вышла в эфир в 1996 г.), в которой также в популярной форме представлены основные тезисы новой мировоззренческой парадигмы.
7. Уважаемые коллеги! Интересующая Вас работа: Гаврилин Е.В., Мирошник И.М. "Задача будущего" имеется во многих библиотеках РФ и Украины. Ее сокращенная версия опубликована в журнале "Свободная мысль, №7, 1996, который имеется в философском отделе всех крупных научных бибилиотек. Кроме этого, в ближайшее время мы разместим эти и другие публикации на своем сайте, в том числе интересующую Вас статью "Тринитарная парадигма в ЛОК-терапии", а также нашу монографию, изданную в Харькове в 1999 году. Надеемся, что более подробно Вы сможете ознакомиться с новым мировоззрением в нашей книге, готовящейся к изданию зарубежом.
8. Полагаем, что Вас не затруднит наша убедительная просьба корректно (со ссылкой на авторов) использовать в ваших текстах, в том числе и на сайте, словосочетания "тринитарная парадигма", "тринитарное мышление", "тринитарное самосознание", "триединство личности", "амфитринитарная модель" и другие введенные и опубликованные нами термины. В том случае, если указанные выше ключевые понятия и словосочетания, встречаются где-либо в научной и околонаучной литературе, в том числе и в ваших работах, любезно просим прислать нам соответствующие ссылки (автор, название книги, том №, издание, год, сс.). Если Вы предоставите такую возможность, мы с интересом ознакомимся с вашими работами (к сожалению, они ранее не были нам известны), и, особенно, с теми, в которых впервые формулируется ваше понимание термина "тринитаризм". В настоящее время мы не планируем размещать публикации на сайте "Академии тринитаризма", но настаиваем на корректном цитировании наших работ, кототые могут быть приведены посредством гиперссылок на страничку нашего сайта http://compsyther.narod.ru/links.html .
9. Спасибо за предложение совместной работы. Мы также готовы к любым формам конструктивного сотрудничества с Вами, но только при безусловном принятии обеими сторонами существующих норм авторского права.
С уважением,
Ассоциированный член института психологии РАН,
Кандидат психологических наук,
Зам. ген. Директора Международной Медицинской Академии И.М. Мирошник
Ассоциированный член института психологии РАН,
Кандидат технических наук,
Руководитель благотворительной программы
Психологической помощи населению Е.В. Гаврилин


Ccылки на другие страницы, посвященные этой дискуссии
Тринитарная парадигма в ЛОК-терапии
Главная страничка
Дискуссия Мирошник-Гаврилина с академиками - тринитариями (версия для печати )
Архив Научных публикаций
Министерство охраны здоровья Украины. Украинский центр научной медицинской информации и патентно-лицензионной работы. Методические рекомендации "Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия"


 

Сайт создан в системе uCoz