Е.В. Гаврилин, В.А. Журавлев, И.М. Мирошник, Б.В.Михайлов, Т.А.Приходько

 

ОПЫТ АПРОБАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В КАРДИОЛОГИЧЕСКОМ САНАТОРИИ «РОЩА»[1]

 

ИП РАН, г. Москва, ХМАПО, г.Харьков, ЗАО «Укрпрофздравница»

 

Введение. Для успешного осуществления комплексной реабилитации в  санаторно-курортных условиях, важно учитывать постиндустриальные тенденции общественного развития и соответственно изменившиеся этиопатогенетические закономерности. Современным требованиям персоналистического подхода, интегративности, краткосрочности, технологичности и системности психотерапии отвечают новейшие междисциплинарные, комплексные разработки, получившие обобщенное название "Программно-методический комплекс личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии" (сокращенно - ЛОК-терапии [1;2]). Постановка задачи исследования. Мы выдвинули предположение о том, что применение ЛОК-терапии позволит повысить эффективность  реабилитации больных, страдающих  сердечно-сосудистыми  заболеваниями. Для эмпирической проверки этого предположения в комплексную реабилитацию больных, находящихся в кардиологическом санатории «Роща» (ЗАО «Укрпрофздравница»), наряду с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, была включена ЛОК-терапия. Методом случайной выборки из кардиологических больных, поступивших в санаторий Роща, была отобрана экспериментальная группа  (18 человек) и контрольная группа (15 человек). В экспериментальную группу вошли 18 больных в возрасте 44-68 лет, находившихся в санатории по поводу ИБС и ГБ, в том числе 3 человека после инфаркта миокарда и 2 человека после инсульта. Больные контрольной группы (возраст 45-66 лет)  проходили в санатории традиционный 24-дневный курс лечения, включающий групповую аутогенную тренировку. Больные экспериментальной группы на курортном этапе реабилитации  сочетанно с медикаментозной и физиотерапией прошли курс ЛОК-терапии. С каждым больным экспериментальной группы проводились индивидуальные сенсы ЛОК-терапии в количестве 3-5 по 45-90 минут. Сеансы проводились в соответствии с технологическими картами [1]. Для достижения основной цели ЛОК-терапии - повышения уровней рефлексии, саморегуляции, самоорганизации личности - решались следующие терапевтические задачи:

1.     Направленная психосоматическая коррекция. Для решения задачи применялась процедура целенаправленной регуляции психоэмоционального состояния (технологическая карта 2, мультимедиа- методики «Тонус» и «Баланс» ).

2.     Повышение уровня активного внимания. Для решения задачи применялась процедура оптимизации уровня активного внимания и темпа сенсомоторных реакций (технологическая карта 1, мультимедиа-методика «Темп» ).

3.     Оптимизация Я-концепции и стиля межличностных отношений. Для решения задачи применялась процедура целенаправленной регуляции Я-концепции и стиля межличностных отношений (технологическая карта 3, мультимедиа-методики «Я и другие», «Цвет отношений»).

4.     Активизация эмоционально-образного мышления, воображения. Для решения этой  вспомогательной задачи в ЛОК-терапии используются  метод и компьютерные технологии аудио-визуального симультанирования (АВС), которые средствами психоэстетического воздействия активизируют синергическое взаимодействие между левым и правым полушариями мозга [2].


 


Для решения первой психотерапевтической задачи использовалась телеономическая технология Мирошник-Гаврилина [1;2;3], мультимедийная методика «Тонус» (Модуль «Природная субстанция»). С помощью этой технологии у пациента формировался мотив  самотрансформации и психические функциональные системы, обеспечивающие направленную саморегуляцию. То есть объективировались психометрические образы «исходного» и «желаемого» психоэмоциональных состояний. Возникал мотивационный эффект информирующей обратной связи. Выполнялась методика аудио-визуального симультанирования. Активизировалась новая психическая функциональная система.  Осуществлялась направленная саморегуляция  (См. Диаграмму1). После этого сеанса в поведении больных отмечались существенные позитивные перемены. Они становились более доброжелательными, радостными, эмоционально-заинтересованными, уверенными в себе и своем будущем. Появлялся блеск в глазах, на лице – улыбка, переживания болезни сменялись интересом к окружающему миру, возрастала познавательная активность. По результатам повторного обследования с помощью психодиагностических методик уже на втором  сеансе существенно снижались (до малых значений) уровни значений по факторам «Беспокойство», «Тревожность», «Подавленность», «Удрученность» с одновременным возрастанием значений  по факторам «Спокойствие» и «Энергичность». После второго сеанса интегральный показатель психоэмоционального тонуса возрастал в среднем на 17%. Причем, его значительное повышение (на 15-25%) отмечалось в тех случаях, когда при первичной психодиагностике фиксировалось значительное преобладание негативных факторов. Несколько меньший рост по этому показателю (6-12%) был в тех случаях, когда первичная психодиагностика  давала приблизительное равенство или незначительное преобладание позитивных факторов. Одновременно у пациентов наблюдалось исчезновение невротических реакций, психоэмоционального напряжения, появление оптимистического настроения, бодрости,  исчезновение  болей и других объективных и субъективных признаков нарушения кровообращения. У большинства пациентов также улучшались показатели по тесту Люшера  (повышение уровня активации до оптимальных значений; приближение к аутогенной норме, снижение уровня стресса).

Феномен терапевтического эустресса. Однако, в отдельных клинических случаях (примерно 1 на 5 пациентов), в середине цикла ЛОК-терапии (второй-третий сеанс) на фоне улучшения клинических и объективных показателей и одновременно с возрастанием уровня активности наблюдалось существенное повышение уровня стресса (до 40% по психодиагностической методике Люшера). Временное возрастание уровня стресса на фоне позитивной динамики клинических показателей мы будем называть феноменом терапевтического эустресса (ФТЭС). Этот феномен требует анализа и объяснения.  Рассмотрим клинический случай. Пациент С. («Серый»). Возраст 63 года. Постинфарктный кардиосклероз, ГБ III ст., астено-невротический синдром. В прошлом алкоголизм. Плаксивый. Возбудимый. Обидчивый. Агрессивный. Раздражительный. Ключевое слово «Рыбалка». На фоне «разочарования в жизни», изначально сниженного интеллекта, эмоциональной пассивности в ходе сеансов ЛОК-терапии отмечается постепенное повышение личностной активности. На втором сеансе больной стал эмоционально отзывчивым, активным, увлеченным. Появились новые жизненные планы, мотивация к дальнейшей жизни. Артериальное давление в ходе каждого занятия значимо снижалось. От 160/90 до 140/80 на первом сеансе. И от 140/90 до 120/65 на третьем сеансе. Нормализация началась на фоне антигипертензивной терапии с постепенным снижением доз  гипотензивных препаратов. Но одновременно с  возрастанием уровня активации отмечалось повышение уровня стресса по тесту Люшера с 16 до 47%. Аналогичную ситуацию  временного возрастания уровня стресса на фоне позитивной динамики клинических показателей (по данным И.Мирошник, Е.Гаврилина), можно наблюдать в процессе ЛОК-терапии больных алкоголизмом и наркоманией, аутичных детей, в отдельных случаях семейной ЛОК-терапии. Авторы метода ЛОК-терапии объясняли этот феномен с точки зрения методологического принципа двойственной (амфотерной) детерминации развития. В работе [3] описан эксперимент,  который, позволяет понять некоторые нейрональные механизмы ФТЭС. В  этом  эксперименте  была использована модель так называемого условнорефлекторного переключения: на один и тот же условный раздражитель у собаки  последовательно формировались два различных условных  рефлекса.  Возникшая на определенной фазе  эксперимента  двойственность  поведения сопровождалась интенсификацией дыхания,  генерализованной  десинхронизацией на  ЭЭГ  и  мобилизацией   ориентировочно-исследовательской реакции, то есть проявлялись признаки стресса. Данные признаки исчезли,  когда  поведение  утратило двойственный характер, пройдя эту характерную фазу эволюции. Аналогично приведенному эксперименту, возникающая в ходе ЛОК-терапии сильная мотивация к самоизменению сталкивается с мощным сопротивлением патогенетических механизмов. С точки зрения теории ЛОК-терапии аналогия обусловлена одним и тем же механизмом амфотерной детерминации развития. Но если в психофизиологическом эксперименте имеются два, связанных через один раздражитель, условных рефлекса, то в ЛОК-терапии возникают два связанных Я-образа.  То есть происходит своеобразная диссоциация личности, раздвоение ее самосознания на старое патологическое Я, которого уже фактически нет в прежнем виде, и новое гармоническое Я, которого еще пока нет в устойчивых формах. Но именно эта амфотерная детерминация и выступает как необходимое условие формирования новых психических свойств. Она же является источником ФТЭС. Два порождающих «Я-образа» вступают во взаимодействие, в результате которого, при соблюдении технологии ЛОК-терапии, продуцируется новое личностное образование – реинтегрированное третье, «действительное Я», которое находится в отношении гармонического дополнения к «исходному» и «желаемому», то есть каузальному и телеономическому. В том случае, если высокая мотивация самотрансформации сталкивается с высокой психической резистентностью патогенетических структур личности, наблюдается отмеченное возрастание уровня стресса. Данные признаки исчезают,  когда  Я-концепция пациента утрачивает двойственный характер, пройдя эту характерную фазу личностной эволюции. С учетом новых экспериментальных данных можно сделать несколько уточнений. ФТЭС  вероятен в процессе ЛОК-терапии соматических больных пожилого возраста. В том случае, если личность более пластична и открыта к изменениям (как, например, в пубертатном периоде), ФТЭС практически не регистрируется.  ФТЭС проявляется в процессе личностной эволюции пациентов не только с высоким уровнем психической резистентности  (ригидности), но и с выраженными неврастеническими симптомами. ФТЭС сопровождает процесс разряжения устойчивых патогенетических механизмов. Уровень реактивной личностной тревожности при этом может временно возрастать, а периферический ответ улучшается. После разрядки устойчивого патологического состояния уровень стресса уменьшается вплоть до нуля. Следовательно, ФТЭС свидетельствует об успешности психотерапии и в случае его проявления психотерапевт должен доводить ЛОК-терапию до фазы разрядки патологического состояния. При этом рекомендуется в конце сеанса примененять седативные психокоррекционные упражнения (например, «Полет на дельтоплане») и/ или музыко-цветотерапию (по методике АВС).

Решение второй терапевтической задачи достигалось с помощью мультимедиа-методики «Темп». В процессе ЛОК-терапии эта процедура выполнялась три-четыре раза (но не более одного раза на одном сеансе), что  обеспечило повышение уровня активного внимания в среднем по группе на 22%. Этот показатель, как правило, не используется для оценки эффективности курортной реабилитации, поэтому поясним кратко его значение. В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления. Доказано, что развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности. Как уже отмечалось,  целью ЛОК-терапии является повышение уровней рефлесии, саморегуляции, самоорганизации личности. Очевидно, что эта цель принципиально не может быть достигнута при низком уровне внимания. Поэтому тренинг активного внимания выделен в ЛОК-терапии в специальную процедуру, а  оценка его результативности включается в оценку эффективности личностно-ориентированной реабилитации.

 Для решения третьей терапевтической задачи, начиная с первого сеанса, применялись методики из модуля «Социальная субстанция».  После одного-двух раз выполнения мультимедийной психотерапевтической методики «Цвет отношений» [2] отмечалось позитивное изменение личностных установок, системы ценностей пациента.  Как  часто отмечали пациенты, «советы мисс Ирины позволили по-новому взглянуть на себя и взаимоотношения с окружающими». Выполнение этой методики также дополнялось процедурой аудио-визуального симультанирования. С помощью психотерапевтической мультимедиа-методики «Я и другие» проводилась рефлексия и оптимизация «Я-образа» пациента. Отмечалась высокая мотивация и интерес к работе с методикой ролевых психометрических продукций [2]. В процессе поиска новых смыслов  возрастала познавательная активность. Пациенты, читая книги из библиотеки санатория, изучали художественные образы-персонажи, индивидуально подобранные системой. То есть одновременно проводилась телеономическая библиотерпапия. К сожалению, в кабинете не было возможности показывать видеофильмы. По этой причине не все пациенты успевали «отработать»  «реальный» и «проектируемый» художественные образы  своей «Я-коцепции» в условиях санатория. В таком случае им рекомендовалась программа самостоятельной работы с «Я-образом» (по мета-технологии [2]).  В процессе решения третьей терапевтической задачи, на фоне смысловых установок трех виртуальных психотерапевтов, направленных на осознание  системообразующего триединства, пациенты с интересом и эмоциональной вовлеченностью выполняли упражнение «Триединство личности», что способствовало формированию гармонического тринитарного мышления и самосознания. Происходила коррекция психопатических черт,  акцентуаций личности, позитивное изменение стиля межличностных отношений, формирование гармоничных поведенческих паттернов. Психотерапевтическая мультимедиа-методика  «Цвет сна» (из модуля «Духовная субстанция») выполнялась в том случае, если пациенты жаловались на расстройства сна, навязчивые сновидения и т.п. [2]. В результате выполнения этой методики в соответствии с технологической картой 4 [1] , происходило отреагирование невротического конфликта и купирование негативной симптоматики.

Оценка эффективности личностно-ориентированной реабилитации, в  соответствии с методическими рекомендациями [1],  проводилась с помощью психодиагностических методик, клинических показателей и объективных методов обследования.  В частности, использовалась оценка эффективности по методике Люшера (диагностический модуль компьютерной мультимедийной методики «Баланс»). Методика применялась на первом, промежуточном и последнем сеансе. Одновременно проводился мониторинг артериального давления, ЧСС, снимались показатели гемодинамики. Для сравнительной оценки эффективности реабилитации в экспериментальной и контрольной группах применялась также дополнительная методика САН (Самочувствие, Активность, Настроение),  соответственно, до начала реабилитации и в конце реабилитации (на 20 день). - Диаграмма 2. По отношению к контрольной группе можно отметить следующие явно выраженные  позитивные изменения.

·        Гармонизация стиля межличностных отношений.

·        Повышение физической и умственной активности.

·        Исчезновение кардиофобии.

·        Значительное сокращение жалоб на «боль в сердце», «перебои» и т.п.

·        Нормализация или значительное снижение артериального давления  (у больных с симптомом артериальной гипертензии) как в процессе одного сеанса ЛОК-терапии, так и на протяжении цикла сеансов без дополнительного назначения гипотензивных медикаментов.

·        Нормализация (оптимизация) частоты сердечных сокращений:  при изначальной тахикардии – достоверное урежение ритма; при изначальной брадикардии – достоверное учащение ритма до нормальных (оптимальных) как в процессе одного сеанса ЛОК-терапии, так и на протяжении цикла сеансов.

·        У пациентов с экстрасистолической аритмией в ходе сеансов ЛОК-терапии отмечено исчезновение экстрасистол и нормализация сердечного ритма.

Напротив, в контрольной группе, проходившей традиционную групповую аутогенную тренировку, позитивных изменений стиля межличностных отношений, появления гармоничных поведенческих паттернов не наблюдалось; ремиссия сопровождалась колебаниями АД, нарушениями вегетативной саморегуляции, периодическим ухудшением субъективной симптоматики.

 Кроме основного эксперимента проводилась оценка эффективности ЛОК-терапии в дополнительной группе, на  выборке пациентов подросткового возраста, страдающих нейроциркуляторной дистонией (9 девочек, 8 мальчиков в возрасте 12-17 лет). В результате  3-4 сеансов ЛОК-терапии, проведенных в соответствии с методическими рекомендациями [1;2],  у подростков наблюдалось уменьшение невротических реакций, психоэмоционального напряжения, появление оптимистического настроения, бодрости, наблюдалось повышение физической и умственной активности. Одновременно с улучшением клинической картины происходила коррекция психопатических черт,  акцентуаций личности, позитивное изменение стиля межличностных отношений.

 

 
 


 

 Выводы.

·        Применение ЛОК-терапии  приводит к качественным изменениям: из  пассивного объекта терапии пациент трансформируется в активного субъекта целенаправленной психосоматической коррекции, что обеспечивает оптимизацию эмоциональной, мотивационно-смысловой сферы личности и оказывает нормализующее влияние на вегетативный гомеостаз, гемодинамические показатели, показатели клинического состояния и самочувствия. 

·        Относительно контрольной группы (традиционный групповой аутотренинг) ЛОК-терапия обеспечивает ускоренную реабилитацию функций сердечно-сосудистой системы, устойчивое исчезновение  болей и других объективных и субъективных признаков нарушения кровообращения,  значительное повышение физической и умственной активности пациентов.

·        В целом, опыт апробации и внедрения ЛОК-терапии в  кардиологическом санатории «Роща»  свидетельствует о возможности значительного повышения эффективности курортной реабилитации больных, страдающих  сердечно-сосудистыми  заболеваниями. Лечение сердечно-сосудистых заболеваний эффективнее в том случае, когда сочетанно с другими методами курортной реабилитации применяется ЛОК-терапия.

 

Литература

1.        Особистісно-орієнтована компютеризована психотерапія. Методичні рекомендаціі. МОЗ УКРАЇНИ. Установа-розробник: Харьківська медична академія післядипломної освіти. Укладачі:  І. М. Мірошник, Є.В. Гаврилін. Харьків -2001. - 17 с.

2.        Мирошник И. М., Гаврилин Е.В. Основы личностно-ориентированной компьютеризованной психотерапии: монография.- Х.: "Рубикон", 1999.-240 с.

3.        Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Метод целенаправленной регуляции психических состояний и свойств личности и его применение в санаторно-курортных условиях. //Вестник физиотерапии и курортологии, 2, 2000, с. 42-46.

 

EXPERIENCE of APPROBATION And INTRODUCTION of  PERSONALITY-ORIENTED COMPUTERIZED PSYCHOTHERAPY (POC-THERAPY) In CARDIOLOGICAL SANATORIUM " ROSCHA "

               

Ye.V.Gavrilin, V.A.Zhuravlev, I.M.Miroshnik, B.V.Mihajlov, T.A.Prihod'ko

 

Summary

 

Concerning control group (traditional group auto-training), POC-therapy provides the accelerated rehabilitation of functions of cardiovascular system, steady disappearance of pains and other objective and subjective attributes of infringement of blood circulation, substantial increase of physical and intellectual activity of patients.

 



[1] Статья опубликована в журнале «Вестник физиотерапии и курортологии»,(Евпатория),№1, 2003, с.51-55.



Сайт создан в системе uCoz