Амфитринитарная транскрипция личности[I.M.1] 

И.М. Мирошник, Е.В.Гаврилин

 

В представленных  тезисах эксплицируется семантика введенных ранее понятий, играющих ключевую роль в теории личностно-ориентированной компьютерной психотерапии (ЛОК-терапии[i]). Ключевые слова и словосочетания: амфотерность, амфитринитарная синергическая модель, личность, личностная транскрипция, ЛОК-терапия, комплементарность, наука-религия-искусство, неософия,  постиндустриальная персоналистическая культура, психоинженерия, семья, синергия, смысловая ось бытия-сознания-времени, трансляция,  трансформация, триединство, тринитарная парадигма.

 

1.      Термин "тринитарная парадигма" введен нами для обозначения смены диалектического парадигматического базиса в контексте развиваемых с начала 90-х годов прошлого века нового мировоззрения - неософии (синергического триединства науки-религии-искусства), социальной теории постиндустриального демократического персонализма, философско-психологической концепции триединства личности, амфитринитарной синергической модели, теории и технологии ЛОК-терапии. Тринитарная парадигма, имеющая предпосылки (но не более!) в религии, искусстве и науке, рассматривается нами как транскультуральный феномен эволюции мышления и самосознания  личности человека, а гармонический анализ трехместных отношений - как универсальный эвристический метод в науке (математика, физика, кристаллография, генетика и др.) и искусстве (музыка, живопись, литература и др.). Причем, термином "тринитарная парадигма[ii]"(но не догмат!), мы подчеркиваем  происходящее изменение парадигмы научных знаний, вступление в новую эпоху революционных преобразований в природной, социальной и духовной сферах самосознания и деятельности личности.

2.      Комплементарность противоположностей. Диалектическая триада рассматривается как необходимое, но не достаточное условие формирования тринитарного мышления личности. Переход от диалектической парадигмы к тринитарной осмысливается в рамках разработанной нами амфи-тринитарной синергической[iii] модели, в которой впервые сформулирован принцип амфотерной детерминации развития на трех взаимодополняющих уровнях самоорганизации сложных систем.  Свойство амфотерности (бифункциональности) впервые рассматривается как фундаментальное свойство сложных систем - источник  самоорганизации и развития.  Амфотерность (от греч. amphoteros - «и тот и другой», двусторонний)   в теории ЛОК-терапии многогранна: необходимое-возможное; материальное-идеальное; психическое-физическое; субъективное-объективное; измерение-изменение; каузальное-телеономическое; актуальное-потенциальное; мужское-женское, понимание-объяснение, реальное-виртуальное и т.д. Такая амфи-детерминация рассматривается как необходимое условие  развития личности.

3.      Четыре субстанции гармонического триединства. В предложенной нами  модели гармонического триединства, в отличие от диалектической триады Гегеля,  противоположности не антагонистичны, а взаимодополнительны, то есть комплементарны. Комплементарность противоположностей – важнейшее положение теории ЛОК-терапии. Примером модели синергического триединства, основанного на комплементарных отношениях, может служить формирование семьи: взаимодействие комплементарных противоположностей мужской субстанции (gametes) и женской субстанции (gamete) приводит к появлению субстанции неопределенности - синтеза противоположностей (зигота, эмбрион, плод) и рождению амфотерной третьей субстанции (ребенка), которая выполняет функцию гармонического дополнения к двум комплементарным противоположностям, но не их синтеза как такового. То есть «субстанция синтеза противоположностей (бифункциональных соединений)» не является разрешением борьбы противоположностей (как у Гегеля), но является лишь ступенью к рождению третьей субстанции, находящейся в отношениях гармонического дополнения к двум другим. Таким образом, в амфитринитарной синергической модели обобщается гегелевская триада и впервые описываются четыре субстанции формирования гармонического триединства:  субстанция тезиса (мужчина-супруг); субстанция антитезиса (женщина-супруга); субстанция неопределенности - синтеза (зигота, эмбрион, плод) – субстанция паратезиса (ребенок). Мать-ребенок-отец – результирующее гармоническое триединство субстанций (семья).    Рождение через синтез двумя противоположностями амфотерного третьего переводит абстрактный антагонизм «мужское-женское» в комплементарность противоположностей (жена-муж, супруги) и, как следствие, гармонию триединства (мать-ребенок-отец). Причем гармоническое третье (продукция) формируется как своеобразная транскрипция двух других. Необходимым условием преодоления антагонизма противоположностей и формирования гармонического триединства является Любовь.

4.      Любовь – это соединение (синергия) комплементарных противоположностей, стремящихся к порождению гармонического третьего, который  становится  амфотерным («и тем, и другим») – своеобразной транскрипцией обоих супругов – и тем самым обусловливает их соединение в синергическом триединстве семьи. В половом акте происходит слияние комплементарных противоположностей и синтез амфотерного соединения мужского и женского, которое, проходя фазу развития плода (фаза неопределенности),  появляется на свет как амфотерное третье (продукция), устанавливающее гармонию комплементарных противоположностей.

  1. Амфотерность психотерапевтической среды. ЛОК-терапия вводит клиента и психолога в новое измерение человеческого опыта - мир информационного цифрового моделирования. Однако, в отличие от других компьютеризированных форм психотерапии (e-therapy, online-therapy, виртуальной психотерапии, сетевой психотерапии и др.), в ЛОК-терапии создается амфотерная психотерапевтическая среда, одновременно реальная и виртуальная, то есть виртуальное и актуальное взаимодействия психолога и клиента взаимодополняют друг друга в необходимом единстве. Возможности новых  информационных технологий используются не столько для виртуализации, сколько для объективации психических процессов, состояний и свойств субъекта. При этом реальное, актуальное взаимодействие с психологом, реальная предметная деятельность с компьютером ни в коей мере не утрачивают своего  значения. Это значит, что  позитивный результат ЛОК-терапии достигается  благодаря совместной предметной деятельности психолога и клиента. А инструментом такой совместной деятельности выступает персональный компьютер, снабженный специальным программным обеспечением.
  2. Транскрипция (от лат. transcriptio - переписывание). Из биологии известно, что состав и последовательность нуклеотидов в гене могут быть переписаны на иРНК. Против каждого нуклеотида одной из цепей ДНК встает комплементарный нуклеотид иРНК. Этот процесс называется транскрипцией, т.е. "переписыванием" генетической информации от "одного" в "другое". В телеономической технологии ЛОК-терапии реализуется аналогичный механизм кодирования и транскрипции психических свойств. Определенные психические свойства кодируются в психометрических художественных образах (ПХО). Затем с помощью специальной технологии выбираются ПХО, комплементарные актуальным и желаемым (требуемым) свойствам клиента. Создаются специальные условия (факторы инициации транскрипции). Запускается процесс трансформации психических состояний и свойств личности.

7.       Психологическая технология транскрипции впервые была реализована в методике бисенсорного, звуко-цветового симультанирования ЗЦС, с помощью которой устанавливались комплементарные отношения между музыкальным и цветовыми стимулами. Нами было  экспериментально доказано, что процессы формирования комплементарных отношений и транскрипции «музыка-эмоция–цвет»  с помощью методики ЗЦС,   стимулируют развитие творческих способностей личности, а также обладают выраженным терапевтическим эффектом (И.М.Мирошник, 1983-1990).

  1. Аналогии с  биохимической теорией передачи генетической информации послужили одним из источников формирования теории и тезауруса ЛОК-терапии, которая может рассматриваться как метод и  конкретная технология психоинженерии личности. Центральная роль  в теории ЛОК-терапии принадлежит принципу комплементарности[iv], на основании которого построена двухспиральная модель ДНК и осуществляется  передача наследуемых свойств. Напомним, что термин "комплементарность"  происходит от латинского слова  complementum - дополнение. Термин редко использовался в психологии, однако широко применялся в естественных науках.[v]  Комплементарные структуры подходят друг к другу как ключ к замку: одна ищет и находит в другой то, что ей самой не достает до целого. В технологии ЛОК-терапии комплементарными субъекту являются объективированные психометрические и/или художественные образы его психических состояний и свойств. Причем сама технология ЛОК-терапии выполняет функцию, аналогичную генной инженерии, то есть порождает внешний объективированный психометрический художественный образ, соответствующий внутреннему, субъективному явлению (транскрипция внутреннего во внешнее). Экстериоризированный образ "внутреннего" трансформируется  психологом и клиентом, создается  трансформированный образ психических состояний и свойств. Осуществляется транскрипция внешнего во внутреннее, а затем трансляция переписанных свойств в поведенческие и характерологические паттерны. Таким образом, в первой транскрипции внутреннее действует через внешнее, и этим само себя изменяет (А.Н.Леонтьев), а во второй - внешнее преломляется через всю совокупность внутренних условий (С.Л.Рубинштейн).
  2. Триединая система совместной деятельности. Комплементарными являются  также отношения, которые устанавливаются в процессе продуктивного межличностного взаимодействия психолога, его виртуальных ассистентов (ко-терапевтов) и клиента. Причем, в соответствии с методологией ЛОК-терапии объективированный в компьютере образ психических процессов, свойств  и состояний клиента выступает как предмет совместной деятельности и психолога и клиента. В этом отличительная особенность ЛОК-терапии.
  3. Психоинженерия личности. Мы  рассматриваем ЛОК-терапию  и как метод психологической инженерии личности. Под психологической инженерией (психоинженерией) личности  понимается целенаправленное (само)изменение свойств личности с помощью  специальных психологических методик. Важной отличительной особенностью психоинженерии личности является применение психодиагностических методик не только в традиционном аспекте, но и в качестве инструмента проектирования и моделирования психических процессов, состояний и свойств личности: совместно с психологом клиент (с помощью специальной компьютерной программы) производит психологические измерения своих психических процессов, состояний и свойств. В ходе психометрии возникает так называемый мотивационный эффект информирующей обратной связи: клиент осознает неоптимальность измеряемых психических параметров, относительно пространства потенциально возможных значений, имплицитно задаваемых в процедуре измерения,  и чувствует побудительную силу к самосовершенствованию, то есть возникает мотив самотрансформации субъекта. В процессе транскрипции личности клиента происходит ее парадоксальное самоудвоение, диссоциация: субъективному, внутреннему Я-образу противостоит объективированный, экстериоризированный, внешний  Я-образ, который становится предметом деятельности, точнее, вспомним раннего Рубинштейна, - предметом творческой само-деятельности субъекта, предметом его самотрансформации. Возникает уникальное амфотерное соединение, в котором противоположности внутреннего - внешнего, идеального - реального, субъективного-объективного, актуального-потенциального, необходимого-возможного сосуществуют, но не борются, а взаимодействуют, взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. Осуществляя целенаправленное изменение  (трансформацию) объективированного Я-образа посредством специальных действий и технологических операций, выполняемых под руководством психолога, клиент интериоризирует производимые трансформации и ассоциирует их со своим субъективным, внутренним Я-образом. Затем с помощью специальных технологий осуществляется трансляция нового Я-образа в поведенческие паттерны. Усваивая эти технологии психоинженерии, клиент развивает творческие способности и повышает уровень системной самоорганизации личности.
  4.  Повышение уровня самоорганизации. Саморегуляция организма на биологическом уровне  осуществляется преимущественно бессознательно, по законам гомеостаза. Индивид  сознательно воспринимает, осознает (как свое самочувствие, настроение, активность и т.д.) лишь результаты этой саморегуляции организма, то есть он не является сознательным субъектом процесса управления организмом, а скорее выступает как его объект.    Аналогично, собственные психические процессы (память, внимание, мышление и др.), психические состояния и свойства личности выступают для индивида как данность, которая существует относительно независимо от его воли. Управление этими процессами осуществляет социальная система - семья, общество, государство. При таком способе существования индивид формируется как "частичная деталь частичной машины", элемент глобальной структуры общественного производства и потребления. В результате рассогласования имманентной, внутренней программы развития (идеального проекта, который, как правило, не осознается индивидуумом или же постепенно вытесняется в область бессознательного) и внешней социальной программы  управления формированием и поведением индивидуума, которая далеко не всегда оптимальна для последнего,  возникают неврозы, психосоматические и прочие заболевания. Или, иначе говоря, из-за низкого уровня самоорганизации личности может ухудшаться ее физическое, социальное и духовное здоровье. Причем, важно понимать, что подобная ситуация характерна для современного исторического периода[vi]. В условиях трансформации социально-экономической системы  начинает работать новый закон формирования здоровья: повышение уровня самоорганизации личности приводит к повышению уровней ее физического, социального и духовного  здоровья. Причем, искомое повышение уровня самоорганизации личности происходит под воздействием амфотерной детерминации, когда в определенных условиях (создаваемых, например, средствами ЛОК-терапии), она становится одновременно и субъектом и объектом, и внутренним и внешним, и реальным и идеальным, и причиной и целью развития. Другими словами, чем в большей мере индивидуум способен рефлексировать самого себя, чем более осознанным, ответственным и целенаправленным становится процесс психического самоуправления жизнедеятельностью на биологическом, социальном и духовном уровнях бытия, тем выше уровень здоровья личности, семьи, общества.
  5. Прямая и обратная транскрипции реального-виртуального. Технологии ЛОК-терапии создают специальные условия, которые  позволяют осуществлять транскрипции свойств виртуального художественного образа-субъекта в  состояния и свойства личности клиента, а также обратную транскрипцию.  Важнейшее условие – выбор  художественного образа, комплементарного психическим состояниям и  свойствам клиента – субъекта трансформации. Клиент «наследует» свойства, транслируемые комплементарным художественным образом, а художественный образ приобретает свойства личности клиента. Для установления комплементарных отношений между реальным субъектом  (клиентом) и виртуальным художественным образом-субъектом, запуска процесса личностной транскрипции и получения результата транскрипции свойств личности разработаны телеономические технологии (Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека, 1993; Методика ролевых психометрических продукций, 1995; другие технологии ЛОК-терапии).
  6. Личностной транскрипцией (и транскрипцией личности) в теории ЛОК-терапии называется процесс  (и результат) «переписывания» в ходе продуктивного межличностного взаимодействия психических состояний и свойств одной личности (реальной или виртуальной), в состояния и свойства другой личности (реальной или виртуальной), ей комплементарной, то есть своеобразное  наследование психических свойств, их передача другому комплементарному лицу.
  7. Преинициаторный комплекс – подготавливает процесс транскрипции психических свойств в ЛОК-терапии, и включает специальные ключевые слова, психологические установки и упражнения, а также невербальные воздействия, такие как троичная архитектоника мультимедиа-программы, определенные зрительные, звуковые образы и др., которые заложены в мультимедиа-программу «Интерактивный психологический театр»
  8. Инициация транскрипции в ЛОК-терапии осуществляется  путем создания (синтеза) психических амфотерных соединений: необходимого-возможного; психического-физического; субъективного-объективного; каузального-телеономического; актуального-потенциального; реального-виртуального и т.д. Амфотерные соединения создаются в единстве трех онтологических планов: природного, социального, духовного. Согласно теории ЛОК-терапии, фундаментальная амфотерность в трех онтологических планах и, соответственно, субстанциях личности, выступает как главный фактор повышения уровня самоорганизации и развития этой сложной системы.
  9.  Амфитринитарная личностная транскрипция. Сверхзадача ЛОК-терапии - формирование тринитарной парадигмы самосознания и мышления личности. С помощью специальных психотехнических приемов и упражнений («Триединство личности» и др.) в процессе ЛОК-терапии личность становится своеобразной транскрипцией Троицы: «Личность человека триедина и в этом триединстве она подобна абсолютной личности Бога». Такая амфитринитарная транскрипция повышает уровень самоорганизации личности и имеет выраженные психокоррекционный и психотерапевтический эффекты.

17.  Амфитринитарная модель личностного бытия-сознания-времени.  В своих работах мы отмечали, что произошедшее в начале нашей эры осознание триединства, как внутри себя личностного отношения трех ипостасей Бога, качественно изменило мировоззрение и способ мышления человека, создав предпосылки для скачкообразного развития западной цивилизации. На стыке второго и третьего тысячелетий, в постсоветском геополитическом  пространстве, произошел новый излом исторического времени, переживание которого вызвало второй скачок общественного самосознания, коррелирующий с осознанием  триединства природной, социальной и духовной субстанций личности человека. При этом скачке область допустимых решений задачи будущего смещается в новую систему координат, отличную от осевого времени Альфреда Вебера и Карла Ясперса (Axenzeit).  С нашей точки зрения, новая смысловая ось истории задается в амфитринитарных координатах (Amphi-trinitarian аxis): Таблица1.

Таблица 1. Смысловая ось бытия-сознания-времени в амфитринитарных координатах: триединство Личности Бога - триединство Личности Человека
Осознание триединства ЛИЧНОСТИ БОГА 
Осознание триединства ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Формирование Христианства

Начало новой эры

Формирования постиндустриальной персоналистической культуры

Начало третьего тысячелетия 

Тринитарный догмат Христианства Тринитарная парадигма личности
Три лика единосущны

Отец -  Сын  - св. Дух

Три сущности единолики

Природа – Социум - Дух

Не смешивать Лиц

Не разделять сущность

Не смешивать сущности,

Не разделять Лик

 

  1. Нами выдвинута гипотеза качественного тринитарного скачка самосознания, в соответствии с которой амфитринитарная  смысловая ось  бытия-сознания-времени [vii]задает область существования решений глобальных мировоззренческих проблем, определяющих новый качественный скачок самосознания личности и общества. Выдвинутую гипотезу косвенно подтверждает заметный рост публикаций, так или иначе связанных с идеей триединства, который становится заметным с 1996 - 1997 года и продолжается до сих пор. Этот феномен[viii] мы рассматриваем, с одной стороны, как конкретное эмпирическое проявление второго качественного скачка самосознания, связанного с амфитринитарной личностной транскрипцией, а с другой, - как  зарождение и формирование постиндустриальной персоналистической культуры. Тринитарный скачок  индивидуального самосознания мы  многократно наблюдали в своей психологической и педагогической практике. Возрастание числа публикаций по тринитарной тематике в науке, религии, искусстве  можно рассматривать как  эмпирическое проявление  качественного скачка общественного самосознания,  происходящего на амфитринитарной семантической оси  бытия-сознания-времени, впервые выделенной в работах И.М.Мирошник, Е.В. Гаврилина 1995-2002 годов.

 

 



[i] Архив научных публикаций и другие информационные материалы по тематике ЛОК-терапии расположены по адресам: http://compsyther.narod.ru/links.html ; http://compsyther.narod.ru/index.html .

 

[ii] Термин «парадигма», введенный в современный научный оборот американским историком Т. Куном, как известно, подразумевает различные этапы развития системы научных понятий: препарадигмальный, господства парадигмы, кризиса парадигмы, то есть революции в системе понятий.

 

[iii] Слово "синергия" греческого происхождения (греч. synergeia ) и означает совместное действие, то есть со-действие различных сил или субъектов таким образом, что действие одного усиливает действие другого. ЛОК-терапия  синергирует психо-биологические, психо-социальные и психо-духовные механизмы самоуправления и, тем самым, позволяет восстановить гармоническое триединство физического-социального-духовного здоровья личности. 

[iv] Классическая реализация амфитринитарной синергической модели – двойная спираль ДНК. Механизмы комплементарного матричного копирования изящны и просты, они занимают центральное место в процессах переноса информации в биологических системах. 

[v] Например, комплементарность  в биохимии - взаимное соответствие в химическом строении двух макромолекул, обеспечивающее их взаимодействие - спаривание двух нитей ДНК, соединение фермента с субстратом, антигена с антителом. Благодаря этому свойству последовательность нуклеотидов в одной цепочке определяет последовательность в другой, то есть цепи ДНК являются как бы зеркальным отражением одна другой. Такая способность к избирательному соединению нуклеотидов и называется комплементарностью. Это свойство лежит в основе образования новых молекул ДНК на базе исходной молекулы.

[vi] Очевидно, что мифологическая "эра государства всеобщего благоденствия" закончилась, так и не начавшись. Если в период расцвета индустриального общества государство гарантировало индивидууму приличный уровень охраны здоровья в обмен на его молчаливое согласие стереотипизации сознания и деятельности, то сегодня, в условиях глобальной трансформации социальной системы, государство (по ряду объективных причин) принципиально не может решить эту задачу без встречной, сознательной активности самого индивидуума.

 

[vii] Амфитринитарная ось бытия-сознания-времени, определяется в смысловом пространстве, которое является амфотерным - субъективным и объективным  одновременно.

[viii] Более подробно о «тринитарном скачке (взрыве) самосознания» см. наши публикации в Интернет по адресам: http://compsyther.narod.ru/discussion.html  («Догма или парадигма»);           http://compsyther.narod.ru/doctrina_RAN.htm   («Тайная доктрина РАН»). 


 [I.M.1]Статья опубликована в Таврическом Журнале Психиатрии, №4, 2002.



Сайт создан в системе uCoz