ДАРИ ЛЮБОВЬ ПОЛУЧИШЬ СЧАСТЬЕ ПОЗНАВАЙ ИСТИНУ НАЙДЕШЬ СВОБОДУ ТВОРИ КРАСОТУ ОБРЕТЕШЬ БЕССМЕРТИЕИ.М. МИРОШНИК, Е.В. ГАВРИЛИН

 

 

ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ[I.M.1] 

 

Харьков

«Рубикон»

1999

 



 

Рецензенты:

д-р мед. наук, проф. А.А.МАРТЫНЕНКО;

д-р психол. наук, проф. Б.Л.ГУЛЬМАН

Научный редактор:

д-р мед. наук, проф. Б. В. МИХАЙЛОВ, главный психотерапевт Министерства здравоохранения Украины

В монографии ИМ Мирошник и Е.В. Гаврилина впервые представлено новое междисциплинарное направление - компьютеризированная психотерапия. Публикуются описания изобретения и ноу-хау, которые удостоены медалей и почетных дипломов 47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology «BRUSSELS EUREKA'98». Рассматриваются проблемы перехода к постиндустри­альному обществу будущего. Для психологов, психотерапевтов, педагогов, студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заве­дений, а также широкого круга читателей, интересующихся новейшими направлениями психологии и психотерапии.

Монография рекомендована Харьковской медицинской академией последипломного образования в качестве дополнительного учебного пособия по медицинской психологии и психотерапии.

Копирование какой-либо части или всего материала книги явля­ется нарушением авторских прав и карается по действующему зако­нодательству.[1]

 

© И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин, 1999

   ISBN 966-7152-24-3

 


 

 

 

Это интернет-издание предназначено только для индивидуального просмотра. Копирование на других сайтах не разрешается. Тиражирование в какой-либо форме не допускается. При использовании материалов книги, ссылки на источник обязательны.

 

 

 

 


         


       Содержание данной странички


2. Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния. 1

2.1. Прототипы  изобретения. 1

2.2.  Принцип  психометрической классификации. 2

2.3. Процедура психометрической классификации. 2

2.4. Процедура телеономической психоэстетотерапии. 5

2.5. Метод аудио-визуального симультанирования. 6

2.5.1. Методика звуко-цветового симультанирования. 6

2.5.2.  Методика "образ движения" 7

2.5.3. Методика "симультанный художественный образ" 10

2.6. Примеры реализации способа. 14

 

2. Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния

 

 

   Это изобретение (МКИ: А61В 5/16) относится к  профилактике  и лечению заболеваний, связанных с изменениями  психоэмоционального состояния человека (психоэмоциональной дезадаптацией ), а  также может быть использовано для решения задач психогигиены  и  психокоррекции. В способе направленной регуляции  впервые  описываются принципы психометрической классификации  и  идентификации,  метод телеономической психоэстетотерапии, метод  аудио-визуального  симультанирования, которые легли в основу первой системы компьютерной психотерапии - АСУ ПСЧ "Тоника" и были использованы при  разработке программно-методического комплекса ЛОК-терапии  "Интерактивный психологический театр". Ниже приводятся фрагменты описания изобретения (в той форме, которая принята патентными институтами), раскрываемые в контексте метода ЛОК-терапии.

 

    2.1. Прототипы  изобретения

 

   Известен способ регуляции психоэмоционального состояния  человека, включающий предъявление человеку цветомузыкальных  композиций, предназначенных для повышения работоспособности  [67].  Этот способ может быть использован для незначительного повышения общего тонуса человека. Эффективность его применения не высока.

   Наиболее близким к заявленному способу является способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека путем отбора и классификации разнохарактерных музыкальных  композиций  по эмоциональной окраске и предъявление их пациенту в соответствии с требуемым эмоциональным настроением [57,273-304].

   Использование данного способа обеспечивает  более  эффективное воздействие на психоэмоциональное состояние за счет придания этому воздействию более четкой направленности путем  предварительной классификации отобранных музыкальных композиций.

   Однако  эта классификация является только качественной, а  потому недостаточно дифференцированной, что  снижает  эффективность воздействия.

 

 

   2.2.  Принцип  психометрической классификации

 

   Технический эффект настоящего изобретения -  повышение  эффективности воздействия на психоэмоциональное состояние человека.

   Технический эффект достигается тем, что в  способе  направленной регуляции психоэмоционального состояния человека,  включающем отбор и классификацию разнохарактерных музыкальных композиций  по эмоциональной окраске  и предъявление их пациенту в  соответствии с требуемым психоэмоциональным состоянием,  отбирают  музыкальные композиции, каждая из которых моделирует с помощью различных  музыкальных средств  художественной  выразительности  определенное, ярко выраженное и относительно неизменное в рамках данной  композиции эмоциональное состояние, классификацию музыкальных композиций проводят методом экспертных оценок  эмоциональных  состояний, возникающих в результате  прослушивания  музыкальных  композиций, для чего используют психодиагностические  тесты,  предназначенные для  самооценки  параметров  психоэмоционального  состояния,    и предъявляют пациенту музыкальную  композицию,  экспертная  оценка которой с помощью данных  тестов  по  своим  параметрам  соответствует требуемому психоэмоциональному состоянию.

 

    2.3. Процедура психометрической классификации

 

   Способ осуществляют следующим образом.

   Производят отбор музыкальных  композиций  (целых  произведений или их фрагментов),  каждая  из  которых  моделирует  с  помощью средств художественной  выразительности  (ладотональность,  темп, метроритм и т.д. [75]) определенное, ярко  выраженное  и  относительно неизменное эмоциональное состояние. При этом  не  рекомендуется отбирать музыкальные композиции, моделирующие сложную  динамику эмоциональных переживаний (резкую смену настроений, борьбу противоречивых тенденций в психоэмоциональном состоянии и т.д.).

   Каждая музыкальная композиция должна иметь ярко  выраженную  и четко определенную эмоциональную окраску. Музыкальные  композиции должны быть разнохарактерными и в совокупности охватывать  максимально широкий диапазон изменения средств художественной  выразительности. Число музыкальных композиций не ограничивается.

   При отборе можно использовать тот факт, что музыкальные композиции, моделирующие различные психоэмоциональные  состояния,  как правило, различаются по объективным характеристикам средств художественной  выразительности  [75].  Так, музыкальные  композиции, соответствующие состоянию депрессии, имеют минорную тональность и темп ниже среднего. Музыкальные композиции, соответствующие  состоянию повышенной тревожности, также имеют минорную  тональность, но темп выше среднего. Напротив, музыкальные композиции,  имеющие мажорную тональность и темп ниже среднего, как  правило,  моделируют состояние приятной успокаивающей релаксации, а  имеющие  мажорную тональность и темп выше среднего, -  состояние  повышенной активности и энергичности (психической мобилизации).

   Таким образом, варьируя в широких пределах значения  указанных объективных характеристик (музыкальных средств художественной выразительности), отбирают музыкальные композиции,  охватывающие  в совокупности широкий спектр возможных психоэмоциональных  состояний человека.

   Далее отобранные музыкальные композиции классифицируются группой экспертов с помощью психодиагностических  тестов,  предназначенных для самооценки психоэмоционального состояния.

   Для этого могут быть применены следующие  тесты:  восьмицветовой тест Люшера [58;86]; тест "Супос-8" [47,88]; тест "САН"  [35, 156-157]; методика Изарда [59];  методика  А.Уэссмана  и  Д.Рикса [35,161-162] и т.д.

   Каждому эксперту независимо от других  экспертов  предлагается последовательно прослушать отобранные музыкальные  композиции.  В процессе прослушивания перед экспертом  ставится  задача  оценить эмоциональное переживание  (состояние),  вызванное  каждой  музыкальной композицией. Для этого в процессе  прослушивания  экспертам предлагается одна или несколько психодиагностических методик, предназначенных для самооценки психоэмоционального состояния, которые в данном случае применяются для оценки параметров психоэмоциональных состояний, возникающих в результате прослушивания  музыкальных композиций.

   Так, например, при использовании теста "Cупос-8" по его известному назначению, т.е. для самооценки психоэмоционального состояния, в результате обработки тестовых данных определяется выраженность в едином акте психической деятельности следующих  компонентов (параметров психоэмоционального состояния): Р1 -  психическое спокойствие (благополучие), Р2 - ощущение силы и  энергии,  Р3  - стремление к действию (активность), Р4 - импульсная реактивность, Р5 - психическое беспокойство, Р6 -  страх,  опасения  (тревожное ожидание), Р7 - подавленность, депрессия, Р8 - удрученность.

   Компоненты Р1-Р4 - мобилизующие, компоненты Р5-Р8 -  демобилизующие. Процедура методики сводится к  заполнению  стандартизированной анкеты, содержащей 72 прилагательных. Испытуемому  предлагается оценить в баллах степень выраженности каждой характеристики на момент обследования (подходящий балл надо отметить  крестиком).

   В отличие от известного использования теста "Супос-8", в  процессе классификации музыкальных композиций эксперты  прослушивают каждую музыкальную композицию, воспроизводимую в циклической процедуре, и устанавливают степень соответствия каждой из 72  характеристик-прилагательных психоэмоциональному состоянию, возникшему в результате прослушивания.

   Затем, в соответствии с процедурой обработки данных теста "Супос-8", полученные балльные оценки объединяются в  восемь  групп.

Каждая группа включает девять прилагательных, описывающих в совокупности один из указанных выше параметров (компонентов ).  Числовые значения внутри каждой группы усредняются и нормируются.  В результате степень выраженности каждого из восьми параметров психоэмоционального состояния, моделируемого данной музыкальной композицией, представляется действительным числом в интервале  от  0 до 1.

   Для повышения достоверности полученных данных процедура  классификации должна проводиться несколькими экспертами  с  последующим усреднением экспертных оценок по каждой музыкальной  композиции и возможным исключением тех музыкальных  композиций,  экспертные оценки которых обладают низкой степенью согласованности.

   При использовании восьмицветового теста Люшера  для  определения параметров психоэмоционального состояния испытуемому  предлагается проранжировать по степени  предпочтения  цветовые  карточки-стимулы. В процедуре интерпретации учитывается позиция  каждого цвета в ряду и взаиморасположение цветов.

   В отличие от стандартного применения восьмицветового теста Люшера, в процедуре классификации  эксперты  устанавливают  степень соответствия прослушанных музыкальных композиций параметрам  психоэмоционального  состояния  человека,  выраженным  в  последовательности предпочтений  предложенных  цветовых  стимулов-карточек [38].

   В процессе прослушивания музыкальной композиции, воспроизводимой в циклической  процедуре,  эксперту  предъявляется  набор  из восьми цветных карточек-стимулов. Эксперт отбирает карточку, цвет которой, по его мнению, наиболее соответствует эмоциональному переживанию, возникшему в результате этого прослушивания. После чего отобранная карточка убирается. Затем процедура повторяется  на оставшихся карточках, и так до тех пор, пока не останется последняя карточка.

   Последовательность выбора цветов кодируется  и  представляется восьмикомпонентным вектором.

   Таким образом, в результате процедуры классификации каждой музыкальной композиции ставится в соответствие набор числовых  значений параметров психоэмоционального состояния, оцененных, например, по тесту "Супос-8", тесту Люшера и другим тестам.

   Данные, представленные группой экспертов, усредняются  и  сводятся в удобную для пользования  таблицу.  Эта  таблица  содержит наименования отобранных музыкальных композиций и  соответствующие им значения числовых параметров, полученных в процедуре классификации  и  описывающих  широкий  диапазон  возможных  психоэмоциональных состояний человека.

 

    2.4. Процедура телеономической психоэстетотерапии

 

   В зависимости от целей проводимой терапии по таблице выбираются параметры требуемого психоэмоционального состояния и  наименование  соответствующей  музыкальной  композиции,  которая   затем предъявляется пациенту с помощью звуковоспроизводящей аппаратуры.

Тем  самым  осуществляется  направленная  регуляция  психоэмоционального состояния пациента.

   Эффективность направленной регуляции психоэмоционального  состояния может быть повышена, если при назначении музыкальных  композиций учесть актуальное состояние пациента. Для этого  пациенту предлагается провести самооценку психоэмоционального состояния на момент обследования с помощью тех же психодиагностических  тестов (в полном составе или частично), которые применялись для  классификации музыкальных композиций.

   Используя полученные значения  параметров  психоэмоционального состояния пациента, по таблице выбирают  музыкальную  композицию, наиболее близкую по этим же параметрам к диагностированному  состоянию. Мерой близости может служить линейная,  квадратичная  или другая метрика более высокого порядка,  заданная  в  пространстве возможных значений параметров психоэмоционального состояния,  полученных в результате психодиагностики [18].

   Выбранная музыкальная композиция предъявляется  пациенту.  Тем самым осуществляется психометрическая идентификация, то есть  устанавливается соответствие  между  актуальным  психоэмоциональным состоянием пациента и музыкальной композицией, моделирующей  психоэмоциональное состояние, толерантное актуальному состоянию  пациента.

  Затем по таблице выбираются параметры  требуемого  состояния  и соответствующая музыкальная композиция  также  предъявляется  пациенту. При необходимости процедура циклически повторяется.

  Эффективность описанной процедуры повышается,  если  направленная регуляция осуществляется дискретными шагами, на каждом из которых воспроизводится музыкальная композиция, табличные  значения параметров которой последовательно приближаются от исходного психоэмоционального состояния пациента к требуемому состоянию.

  Эффективность направленной  регуляции  значительно  повышается, если для воздействия  на  психоэмоциональное  состояние  человека применяются аудио-визуальные композиции, моделирующие  общезначимые зрительно-слуховые синестезии, возникающие у человека в  процессе прослушивания музыкальных композиций. Для  достижения  этой цели в  процессе  направленной  регуляции  пациенту  одновременно предъявляют музыкальную композицию и соответствующий ей  по  эмоциональному характеру цветовой стимул, выбранный группой  экспертов по методике звуко-цветового симультанирования.

 

    2.5. Метод аудио-визуального симультанирования

 

   Метод аудио-визуального симультанирования включает группу психологических методик и технических приемов, моделирующих общезначимые зрительно-слуховые синестезии и позволяющих повысить эффективность направленной регуляции психоэмоционального состояния человека средствами эстетических воздействий.

   Метод был  разработан в 1990-1993 гг. на основе  экспериментальных  исследований  музыкально-перцептивной деятельности, проведенных нами в г.Харькове с 1983 по 1986 год. В экспериментах приняли участие более 600 испытуемых. Результаты этих исследований докладывались  на  расширенных заседаниях лаборатории развития личности НИИ ОПП АПН  СССР  в 1986 - 1987 гг. Некоторые из этих экспериментальных  исследований были опубликованы [38-40]; большая их часть публикуется  впервые.

Ниже приводится краткое описание  экспериментальных  методик  аудио-визуального симультанирования, которые были использованы  при разработке  способа  направленной  регуляции  психоэмоционального состояния человека.

 

    2.5.1. Методика звуко-цветового симультанирования

 

   Первая методика аудио-визуального симультанирования была предложена нами в 1983 году для экспериментального изучения  психологических закономерностей эмоционального воздействия музыки на детей дошкольного возраста, для которых вербальная оценка представляет значительную сложность или невозможна [38]. Основная  экспериментальная методика исследования  включала выбор испытуемыми из ряда цветовых стимулов-карточек, предъявляемых симультанно с  музыкальными фрагментами,  цветового  индикатора,  соответствующего эмоциональному характеру заданного для прослушивания  музыкального фрагмента. В ходе эксперимента, проведенного  в  1983  году  в дошкольных учреждениях г.Харькова, было установлено, что цвет может выступать в  качестве  индикатора  эмоционального  состояния, возникающего в процессе музыкального восприятия у детей,  начиная с 4-летнего возраста.  Имманентная  способность  ребенка  осуществлять согласование элементов цветового ряда с возникшим  в  процессе музыкального восприятия эмоциональным отношением была определена нами как феномен звуко-цветового симультанирования.

  Способность ребенка адекватно отражать  эмоциональное  значение цвета была подтверждена и в детской психоневрологической  клинике [23]. Полученные экспериментальные данные позволили авторам  цветового теста отношений, первоначально разработанного  для  изучения эмоциональных  компонентов  отношений  к  значимым  другим  у взрослых испытуемых, сделать вывод о том, что его применение правомерно уже для детей трех-пятилетнего возраста.

  В ходе дальнейших экспериментальных  исследований,  проведенных нами в  1983-1986  гг. в общеобразовательных и музыкальных школах г.Харькова, было установлено, что в случае  ослабления  непосредственно-эмоциональной  активности  восприятия  музыки,  которое отмечается с 10-11 лет, методика звуко-цветового  симультанирования позволяет воссоздать адекватное эмоциональное отношение.  Таким образом, цветовая индикация по методике  звуко-цветового  симультанирования может выполнять функцию  катализатора  адекватной эмоционально-эстетической реакции в  процессе  музыкального  восприятия [38;39].

   В соответствии с указанной методикой предъявленный  симультанно с музыкальной композицией цветовой образ-стимул выступает  как "катализатор" эмоциональной активности восприятия  и  значительно повышает суггестивность воздействия на психоэмоциональное состояние человека.

   Результаты этих экспериментов были использованы для  повышения эффективности телеономической психоэстетотерапии. Выбор  цветовых стимулов, предъявляемых реципиенту, фактически осуществляется  по процедуре, аналогичной экспертной оценке музыкальных композиций с помощью теста Люшера. Важнейшее условие методики ЗЦС -  бисенсорное  воздействие,  то  есть  единовременное  предъявление   музыкально-звукового стимула и  ряда  цветовых  стимулов,  выражающих различные эмоциональные отношения. При этом исходный набор цветовых стимулов может отличаться от рекомендованного в  восьмицветовом тесте Люшера. В результате отбирается 3-4 наиболее предпочтительных цвета, которыми должен быть окрашен зрительный образ (абстрактное сочетание цветов или живописное художественное произведение), предъявляемый симультанно с  соответствующей  музыкальной композицией.

 

    2.5.2.  Методика "образ движения"

 

   Продолжая экспериментальные исследования процессов музыкально-перцептивной деятельности, мы  стремились  выделить  общезначимые зрительно-слуховые синестезии. С этой целью в период  с  1985  по 1986 год были проведены несколько серий психологических  экспериментов в музыкальных школах N1  им.Бетховена  и  N13  им.  Коляды г.Харькова.

   В этих экспериментах, в частности, было установлено, что  процесс музыкального восприятия опосредствуется синестетическим "образом движения", в котором отображается  динамика  звуко-высотных отношений музыкальной композиции, предложенной для прослушивания.

Для проведения эксперимента была разработана оригинальная методика аудио-визуального симультанирования - "перцептограмма".

   Эксперимент, в котором принимали участие 36  испытуемых  (учащиеся музыкальных школ г.Харькова в возрасте от  10  до 14  лет), состоял из четырех серий, в каждой из которой испытуемым предъявлялись последовательно два музыкальных фрагмента одинаковой  продолжительности во времени: первая серия - два фрагмента по 10 секунд; вторая серия -  два  музыкальных  фрагмента  по  5  секунд; третья серия - два музыкальных фрагмента по 2.5 секунды;  четвертая серия (дополнительная) - два музыкальных фрагмента по 10  секунд, но отличающихся от первой серии более  сложной  музыкальной структурой. Фрагменты внутри каждой серии  различались  интенсивностью изменений звуко-высотных характеристик.

   Прослушивая музыкальные фрагменты,  каждый  испытуемый  должен был графическими средствами объективировать возникающий в процессе музыкально-перцептивной деятельности субъективный образ движения. Методику графического отображения образа движения в  двумерной системе координт мы назвали "перцептограммой". Для объективации образа движения давалась специальная психологическая установка, акцентирующая внимание испытуемых на  субъективных  ощущениях движения в пространстве, возникающих в процессе восприятия  музыки. Одновременно давалась инструкция по способу объективации  образа движения в графической форме.

   Анализ результатов эксперимента позволил нам  (на  расширенном заседании лаборатории развития личности НИИ ОПП АПН СССР,  проходившем в  ноябре  1986  года,  под  председательством   академика А.В. Петровского) сформулировать следующий вывод : значения частоты изменения высоты  тона  в  ритмизированной  последовательности звуков короткого музыкального фрагмента (КМФ) коррелируют с переживаемыми в процессе восприятия субъективными  ощущениями  движения во времени-пространстве. Экспериментально установлен  феномен парадоксального смещения субъективных оценок времени  звучания  в зависимости от частоты изменения высоты  тона  в  ритмизированной последовательности звуков КМФ: равные  по  времени  звучания,  но различные по частоте изменения высоты тона звука КМФ в субъективной оценке времени звучания, формируемой после прослушивания, могут значительно (в 1,5 - 2 раза) различаться. Причем,  как  более продолжительные воспринимаются КМФ с большей  частотой  изменения высоты тона ритмизированной последовательности  звуков.  Выделенный  нами объективный параметр частоты изменения высоты тона ритмизированной последовательности звуков  характеризуется  количеством дискретных изменений высоты тона звука в единицу  времени  и не зависит от диапазона (интервала) дискретного изменения  высоты тона звука. То есть субъективное восприятие времени звучания  КМФ зависит от частоты, но не зависит от интервалов дискретных  изменений высоты тона звуков. Однако, отметим, что  ладовая  сруктура КМФ влияет на субъективное чувство "удовольствия-неудовольствия", возникающее в процессе музыкально-перцептивной деятельности,  что связано с психологическимим особенностями  восприятия  лада,  как комплекса интонаций.

  Феномен смещения субъективных оценок  времени  звучания  наблюдается только при восприятии коротких музыкальных  фрагментов.  В том случае, если музыкальный фрагмент выражает  завершенную  (или целостную) музыкальную мысль, психологический  механизм  восприятия времени кардинально меняется,  так  как  изменяется  критерий субъективного восприятия времени в процессе музыкально-перцептивной деятельности; происходит перестройка  психологического  механизма субъективного восприятия времени, связанная с переходом  от анализа и эмоционального переживания первичной звукоформы к  анализу  и  эмоциональному  переживанию  содержания  (смысла)  музыкальной формы. После того  как  срабатывает  "триггер"  смысла  и внимание слушателя переключается на уровень осознания  смыслового и образного единства, включаются психологические  механизмы  восприятия времени в музыке,  исследованные  С.Н.Беляевой-Экземплярской: при восприятии целостного музыкального произведения субъективное время тем больше, чем менее интересным представляется слушателю содержание музыкального произведения, и наоборот, чем  более интересно содержание, тем короче субъективная оценка  времени прослушивания.

  Исследованный в четырех сериях экспериментов на  выборке  испытуемых в 36 человек феномен смещения временных оценок в  процессе восприятия КМФ оказался  статистически  достоверным.  Последующие многократные эмпирические проверки на испытуемых  разных  возрастных групп, различного уровня музыкальной подготовки  подтвердили его объективность.

  Анализируя результаты этих экспериментальных исследований, можно предположить, что различия в субъективном  восприятии  времени звучания КМФ связаны с динамикой возбуждения  и  торможения  нервных процессов, моделируемой в музыке посредством различной  частоты изменения  высоты  тона  ритмизированной  последовательности звуков. Посредством этого  объективного  (физического)  параметра музыка моделирует различные соотношения нейродинамических процессов возбуждения и торможения, которые через  механизм  компарации отображаются сенсорно-перцептивной системой в  психический  образ движения в пространстве и вызывают изменения  субъективного  восприятия времени. По-видимому, через феномен парадоксального  смещения субъективных оценок времени раскрывается один из  фундаментальных психофизических и психофизиологических механизмов, определяющих  скачок  от физиологического отражения к психическому отражению,  посредством которых музыка моделирует  динамические  особенности  психической деятельности, то есть темп, ритм, интенсивность психических  процессов и состояний.

  Данный феномен - парадокс субъективного восприятия времени звучания КМФ - ранее не описывался в  психологии.  Для  психотерапии важным моментом является то, что субъективное переживание полимодального,  синестетического  образа  движения  в  процессе  музыкально-перцептивной деятельности сопровождается чувствами  напряжения - разрешения, возбуждения - успокоения, удовольствия - неудовольствия, композиция которых, как известно из работ В. Вундта, вызывает определенные эмоциональные  реакции.  Поэтому  осознание образа движения в музыкально-перцептивной деятельности  сопровождается ярко выраженным аффективным процессом, что  позволяет  использовать методику "образ движения" для  направленной  регуляции психоэмоционального состояния человека.

  Этот эксперимент позволил, в частности, разработать  технологию аудио-визуального симультанирования,  которая  моделирует  "образ движения" и повышает эффективность телеономической психоэстетотерапии. Дополнительный суггестивный  эффект  телеономической  психоэстетотерапии достигается введением  динамического  зрительного образа, параметры которого (форма,  размер,  оттенки  и  насыщенность цветовой окраски, скорость движения и трансформации образа) изменяются симультанно с воспроизводимой в процессе  направленной регуляции музыкальной композицией.

   Фактически такой динамический зрительный образ моделирует  изменения звукового образа в реальном масштабе  времени.  При  этом скорость движения и/или трансформации зрительного образа  пропорциональна темпу музыкальной композиции. Для моделирования  ритмической структуры музыкальной композиции в момент прерывания  звука (микропаузы между последовательным воспроизведением двух  "соседних" звуков или паузы между ними) скорость движения зрительного образа на экране равна нулю. Образ как бы  замирает  в  момент прекращения звука или ритмично движется (изменяется) в такт музыке.

   Дополнительный суггестивный эффект может  быть  получен  путем изменения цветовой насыщенности (например, светло-красный,  красный, темно-красный цвет и т.д.) при одновременном изменении высоты звука. Изменение громкости звука может моделироваться  изменением яркости зрительного образа (громче - ярче).

 

   2.5.3. Методика "симультанный художественный образ"

 

   Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния  с помощью аудио-визуальных композиций может быть реализован с  применением мультипликации, компьютерных технологий или аппаратно.

   В качестве основы визуального художественного образа,  моделирующего общезначимые зрительно-слуховые синестезии, можно  применять репродукции картин художников или  абстрактные  изображения, создаваемые, например, средствами компьютерной графики.

   Выбор основы, на которую "накладывается" цветодинамический образ, может осуществляться методом экспертных оценок по  методике, аналогичной методике  звуко-цветового  симультанирования,  с  той лишь разницей, что в процессе прослушивания музыкального произведения реципиенту предлагается выбрать эту "основу" из ряда разнохарактерных репродукций. Методика  такого  аудио-визуального  симультанирования - симультанный художественный образ - была разработана и апробирована в нашем  экспериментальном  исследовании  в 1985-86 гг., проведенном в детских музыкальных школах  г.Харькова NN 1, 13. В эксперименте принимали участие 23 педагога и 138 учащихся 10-13 лет. В качестве экспериментального материала  группой экспертов были отобраны семь  репродукций  картин  М.Чюрлениса  и семь репродукций картин И.Айвазовского. Каждая из двух серий картин представляла континуум психоэмоциональных состояний: от мрачного до восторженного. В качестве музыкальных композиций,  подлежащих шкалированию,  использовались  три  разнохарактерных  музыкальных фрагмента, которые последовательно предъявлялись испытуемым.

   В первой серии экспериментов испытуемые ранжировали  репродукции картин по степени соответствия эмоциональному состоянию,  выраженному в музыкальной композиции, предъявленной для прослушивания. Были установлены  статистически  значимые  корреляции  между ранжированиями группы экспертов и ранжированиями испытуемых. Этот эксперимент доказал, что  существуют  объективные  закономерности формирования интермодальных ассоциаций в процессе музыкально-перцептивной деятельности.

   Во второй серии эксперимента испытуемым  предлагалось  прослушать последовательно несколько коротких музыкальных композиций  и выбрать из репродукций, предъявленных симультанно с каждой из музыкальных композиций, максимально сходную, соответствующую  музыке репродукцию картины М.Чюрлениса,  и  максимально  не  соответствующую (контрарную) музыке репродукцию из серии картин И. Айвазовского. Сформированный интермодальный художественный образ  симультанно выражал сходство и различие на уровне  зрительно-слуховых ассоциаций: музыкальный (слуховой) художественный образ;  толерантный ему зрительный художественный образ; контрарный к  первому и второму зрительный художественный образ. Затем  испытуемым предлагалось (по аналогии с методикой личностных конструктов  Дж. Келли) описать, что именно  делает  схожими  (толерантными)  зрительный и слуховой художественные образы и  что  отличает  их  от контрарного зрительного образа. В результате выявлялась не только система личностных конструктов  испытуемого,  но  и  исследовался процесс "развертки" в субъективном  пространстве  интермодального художественного образа.

  Указывая на аналогию с методикой Дж.Келли  [62],  мы  полагаем, что процесс формирования триадических решений, посредством  которых выявляются личностные конструкты,  может  быть  информативным при изучении невербальных компонентов  когнитивной  деятельности.

Однако, как известно, в методике Келли не анализируется когнитивный процесс формирования триадических решений; цель  Реп-методики - выявление системы биполярных  вербализованных  личностных  конструктов, с помощью которых испытуемый интерпретирует и прогнозирует мир социальных отношений. Напротив, в нашем эксперименте  по исследованию музыкально-перцептивной деятельности  стояла  задача изучения целостного когнитивного процесса, органично  включающего невербальные и вербальные компоненты. Поэтому испытуемым  предлагалось самостоятельно составлять триадические решения по  принципу выбора из предложенного ряда объектов (элементов) двух  наиболее сходных и третьего, наиболее отличного, противоположного первым двум. Такие триадические решения включают  симультанную,  невербальную интуитивно-эмоциональную оценку сходства и различия  и являются продуктом когнитивной деятельного преимущественно правого полушария мозга. Последующий анализ этих триадических  решений посредством составления биполярных шкал (личностных конструктов), интерпретирующих интуитивный  выбор,  отражает  когнитивную  деятельность левого полушария  мозга.  Такая  методика исследования, включающая процесс  конструирования  трех  элементов  по  степени сходства и различия, на наш взгляд, более  полно  характеризирует познавательную деятельность личности и позволяет адекватно реконструировать ее семантическое пространство.

   С помощью этого подхода к анализу когнитивной деятельности было установлено, что доминантными личностными конструктами, интерпретирующими сходство и  различие,  были  вербализованные  оценки психоэмоционального состояния (настроения),  выраженного  в  трех компонентах симультанного  художественного  образа.  Толерантными оказываются разномодальные художественные образы, вызывающие  общее эмоциональное состояние;  контрарными  -  образы,  вызывающие противоположные эмоциональные  состояния.  Следовательно,  именно эмоциональное состояние опосредствует интермодальные  переходы  в процессе художественного восприятия [39,40].

   Эксперимент доказал, что  эмоционально-образная  идентификация субъекта и объекта, возникающая  в  музыкально-перцептивной  деятельности, ложится в основу воссоздания интермодального  художественного образа. В процессе  аудио-визуального  симультанирования выделяются две фазы: фаза  эмоциональной  идентификации,  ведущая роль в которой принадлежит непосредственно-эмоциональной  реакции на эстетический стимул, и фаза  эмоционально-образной  объективации, в которой главную функцию выполняет творческое  воображение.

Психоэмоциональное состояние  выступает  как  универсальная  база соотнесения различных модальностей восприятия в синестезии.  Психологический  механизм  установления  эмоционально-опосредованных соответствий лежит в основе художественного мышления.

   Важно подчеркнуть,  что  употребляемое  нами  понятие  эмоционально-образной идентификации отличается от  понятия  уподобления (компарации, имитации, подражательного поведения).

   Эмоционально-образную идентификацию  мы  понимаем  как  особую форму психического отражения, в  которой  отношения  и  состояния "другого" (существа, предмета, природного явления, художественного образа) воспринимаются субъектом отражения  как  феномены  его собственного мира - не чужое, взятое со стороны, а "свое другое".

   Уподобление мы понимаем как такое  взаимодействие  двух  материальных тел или процессов, при котором изменение свойств ( форм, параметров) одного тела (или процесса) приводят к объективно  регистрируемым изоморфным или гомоморфным изменениям другого  материального тела или процесса.

      В контексте  нашего  исследования  различие  между  эмоционально-образной идентификацией и уподоблением  логично  проиллюстрировать, обратившись к широко известным экспериментам А.Н.Леонтьева по формированию звуковысотного  слуха  [33].  В  результате этих экспериментов были получены доказательства выдвинутой А.Н.Леонтьевым гипотезы уподобления: в основе звуковысотного анализа лежит функциональная система процессов, "включающая в качестве необходимого и решающего компонента моторные реакции  голосового аппарата в виде внешнего, громкого или внутреннего,  неслышного "пропевания" высоты воспроизводимого звука"; при этом моторные звенья реципирующей системы "не просто дополняют  или  усложняют конечный сенсорный эффект, но входят в число основных компонентов данной системы" [33,178,179]. Следовательно, по Леонтьеву, объективно регистрируемый процесс интонирования (колебания  голосовых связок)  уподобляется  другому  объективно  регистрируемому процессу колебаний звуковых волн: "движения голосовых связок воспроизводят объективную природу оцениваемого свойства воздействия" [33,180]. Анализируя результаты  эксперимента,  А.Н.Леонтьев  делает предположение о том, что "процесс уподобления  при  исключении возможности внешнего практического контакта моторного  органа с предметом происходит путем компарирования сигналов внутри  системы, то есть во внутреннем поле" [33,182].

   Эксперименты А.Н.Леонтьева дают ценную информацию об объективных коррелятах субъективных процессов. Однако  субъективные переживания, возникающие в музыкально-перцептивной  деятельности, остаются за пределами этого исследования, что подтверждает наш  тезис о единстве, но не тождестве эмоционально-образной идентификации и уподобления (компарации) в отражательной деятельности.

   Результаты нашего эксперимента и методика "симультанный  художественный образ" были  использованы  при  создании  специального синтезатора симультанных аудио-визуальных  образов,  моделирующих общезначимые зрительно-слуховые синестезии, возникающие в  процесе музыкально-перцептивной деятельности.

   В целом предложенный способ направленной  регуляции  психоэмоционального состояния человека  реализован  в  автоматизированной системе  управления  психоэмоциональным    состоянием человека  (АСУ ПСЧ) "ТОНИКА".

 

   2.6. Примеры реализации способа

 

  В психотерапевтической практике часто встречаются случаи,  когда в результате психоэмоциональной дезадаптации у пациента наблюдаются выраженные аффективные  нарушения,  которые  могут  проявляться в форме глубокой депрессии или высокой тревожности.

   В этих случаях можно эффективно применять предложенный  способ направленной регуляции психоэмоционального состояния. Причем, если в психоэмоциональном состоянии пациента преобладают депрессивные компоненты, рекомендуется регуляция состояния  в  направлении психической мобилизации, т.е. последовательный перевод в  состояние, характеризующееся высокой энергичностью,  активностью,  уверенностью в своих силах и т.д.

   В случае преобладания компонентов тревожного аффекта целесообразным является постепенный перевод пациента в  состоянии  приятной  успокаивающей  релаксации,  которое  характеризуется  низким уровнем беспокойства и тревожности при среднем уровне энергичности и низком уровне психической активности.

   Пример 1. Больной Бук-ий был диагностирован  с  использованием теста "Супос-8". В результате диагностики  установлены  следующие значения восьми описанных выше  компонентов-параметров  исходного психоэмоционального  состояния:  Р1=0,10;    P2=0,12;    P3=0,07; P4=0,03; P5=0,25; P6=0,3; P7=0,6; P8=0,61.

   Данное состояние характеризуется выраженным  преобладанием  параметров депрессивного аффекта. Психотерапевт рекомендовал  регуляцию психоэмоционального состояния пациента в направлении "мобилизации". В соответствии с предложенным способом из таблицы параметров музыкальных композиций, составленной  по  результатам  экспертных оценок, были выбраны следующие музыкальные композиции.

   Музыкальная композиция,  соответствующая  исходному  состоянию пациента, со значениями параметров:  P1=0,22;  P2=0,19;  P3=0,11; P4=0,03; P5=0,28; P6=035; P7=0,58; P8=0,61.

   Промежуточная музыкальная композиция со значениями параметров: P1=0,61; P2=0,64; P3=0,22; P4=0,11;  P5=0,17;  P6=0,06;  P7=0,08; P8=0.

   Конечная музыкальная композиция, значения  параметров  которой соответствуют требуемому состоянию мобилизации: P1=0,75;  P2=0,81; P3=0,53; P4=0,14; P5=0,17; P6=0,06; P7=0; P8=0.

  Отобранные музыкальные  композиции были предъявлены  пациенту последовательно. Каждая музыкальная  композиция  повторялась  два раза. Весь цикл был повторен дважды.

  Диагностика психоэмоционального состояния пациента после завершения сеанса с помощью того же теста показала следующие результаты: P1=0,6; P2=0,71; P3=0,45; P4=0,15; P5=0,16; P6=0,1;  P7=0,17; P8=0,18, что свидетельствует о значительном изменении психоэмоционального состояния пациента в заданном направлении.

  Пример 2. Больной Аз-ов был продиагностирован с  использованием восьмицветового теста Люшера. В результате установлена  следующая последовательность цветовых предпочтений: L1-фиолетовый; L2-красный; L3-синий; L4-коричневый; L5-желтый;  L6-черный;  L7-зеленый; L8-серый.

  Данное состояние характеризуется  значительным  отклонением  от аутогенной нормы в направлении тревожного аффекта.  Психотерапевт рекомендовал регуляцию психоэмоционального состояния в  направлении "релаксации". В соответствии с предложенным способом из  таблицы параметров музыкальных композиций, составленной по результатам экспертных оценок , были выбраны следующие музыкальные композиции.

   Музыкальная композиция,  соответствующая  исходному  состоянию пациента, со значениями параметров по тесту  Люшера: L1-фиолетовый; L2-красный; L3-синий; L4-коричневый;  L5-желтый;  L6-черный; L7-зеленый; L8-серый.

   Промежуточная музыкальная композиция со значениями  параметров по тесту Люшера: L1-синий; L2-серый; L3-фиолетовый; L4-  красный; L5-зеленый; L6-коричневый; L7-черный; L8-желтый.

   Конечная  музыкальная  композиция  со  значениями  параметров, соответствующих  требуемому  сотоянию:  L1-желтый;    L2-зеленый; L3-синий;  L4-красный;  L5-фиолетовый;  L6-коричневый;  L7-серый; L8-черный.

   Отобранные музыкальные композиции  были предъявлены  пациенту последовательно. Каждая музыкальная  композиция  повторялась  два раза. Весь цикл был повторен дважды.

   Диагностика психоэмоционального состояния пациента  после  завершения сеанса с помощью того же теста  показала  следующие  результаты: L1-зеленый; L2-желтый; L3-красный; L4-синий; L5- фиолетовый; L6-коричневый; L7-серый; L8-черный, что свидетельствует  о значительном изменении психоэмоционального состояния  пациента  в заданном направлении.

   Важно отметить, что не только  способ  направленной  регуляции психоэмоционального состояния человека, но и описанные  выше  экспериментальные методики (звуко-цветового симультанирования,  образ движения (перцептограммы), симультанный художественный образ) были апробировали в клинике и могут эффективно применяться в  целях психотерапии, психогигиены, психопрофилактики, психокоррекции.

 

 

 

 

 

 

  

 


          ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОСМОТРА КНИГИ

И.М. МИРОШНИК, Е.В. ГАВРИЛИН...........................................................................

ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.............................................................................................................

Предисловие научного редактора...............................................................................

Введение..........................................................................................................................

 

1.  Метод ЛОК-терапии

2. Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния................

3. Системы компьютеризированной психотерапии.................................................

4. Методические рекомендации для профессиональных пользователей...........

5. Апробации и перспективы ЛОК-терапии.............................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................................

 

 

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz