Харьков
«Рубикон»
1999
Рецензенты:
д-р мед.
наук, проф. А.А.МАРТЫНЕНКО;
д-р психол.
наук, проф. Б.Л.ГУЛЬМАН
Научный
редактор:
д-р
мед. наук, проф. Б. В. МИХАЙЛОВ, главный
психотерапевт Министерства
здравоохранения Украины
В
монографии ИМ Мирошник и Е.В.
Гаврилина впервые представлено
новое междисциплинарное
направление - компьютеризированная
психотерапия. Публикуются описания
изобретения и ноу-хау, которые
удостоены медалей и почетных
дипломов 47th World Exhibition of Innovation, Research and
New Technology «BRUSSELS EUREKA'98».
Рассматриваются проблемы перехода
к постиндустриальному обществу
будущего. Для психологов,
психотерапевтов, педагогов,
студентов, аспирантов,
преподавателей высших учебных заведений,
а также широкого круга читателей,
интересующихся новейшими
направлениями психологии и
психотерапии.
Монография рекомендована Харьковской медицинской академией последипломного образования в качестве дополнительного учебного пособия по медицинской психологии и психотерапии.
Копирование какой-либо части или всего материала книги является нарушением авторских прав и карается по действующему законодательству.[1]
© И.М.Мирошник,
Е.В.Гаврилин, 1999
ISBN 966-7152-24-3
Это
интернет-издание предназначено
только для индивидуального
просмотра. Копирование на других
сайтах не разрешается.
Тиражирование в какой-либо форме не
допускается. При использовании
материалов книги, ссылки на
источник обязательны.
5. Апробации и
перспективы ЛОК-терапии. 1
5.1. Реабилитация больных
наркоманией и алкоголизмом.. 1
5.2. ЛОК-терапия в условиях
санаторно-курортного лечения. 3
5.3. ЛОК-терапия в
реабилитационной педагогике. 8
5.4. Горизонты ЛОК-терапии. 15
В настоящее время определились четыре основные области применения программно-методического комплекса ЛОК-терапии: медицина; психология; образование; быт. Относительно поставленной выше задачи медико-психолого-педагогической реабилитации личности в условиях социально-экономического кризиса эти области применения взаимодополнительны. Тем не менее, есть существенная разница и специфические особенности применения ЛОК-терапии в различных областях. К тому же, специалистам не всегда очевидна необходимость и эффективность применения таких новых методов. Практика - критерий истины; быть может, не единственный, но, несомненно, главный, особенно в таких областях, как медицина, психология, педагогика. Поэтому апробацию мы рассматриваем как важнейшую часть разработки метода и автоматизированных систем компьютеризированной психотерапии. Выше были представлены результаты клинико-психологической апробации АСУ ПСЧ "Тоника", проведенной в 1992-1994 гг. Начиная с 1996 года проводится широкая апробация ПМК ЛОК-терапии, включающего CD-ROM "Интерактивный психологический театр". Некоторые результаты, выводы и рекомендации, полученные в процессе апробации, приводятся в данном разделе.
В клинике "Элорма" (г.Кисловодск,
Ставропольского края РФ) в 1997
году программно-методический
комплекс ИПТ применялся в процессе
лечения больных наркоманией (21
человек) и алкоголизмом (7 человек),
на этапе психологической
реабилитации личности пациента,
то есть после купирования
абстинентного синдрома и относительной
нормализации соматического
состояния больного. Каждый пациент
проходил три-четыре сеанса ЛОК-терапии
в программе ИПТ общей
продолжительностью десять-двенадцать
часов, как правило, в
сопровождающем и синергическом
режимах. По оценке, составленной в
результате клинических наблюдений,
у пациентов отмечались:
·
устойчивые позитивные изменения в
мотивационно-потребностной сфере
личности;
·
гармонизация стиля межличностных
отношений;
·
повышение уровня положительной
самооценки и веренности в самом
себe;
·
значительное улучшение
психоэмоционального состояния.
·
Уже после одного-двух сеансов ЛОК-терапии
отмечалось быстрое
симптоматическое улучшение у
больных, страдавших
ипохондрическим, астено-депрессивным
синдромами, различными по
симптоматике реактивными
состояниями. У большинства
пациентов, прошедших 12-часовой
курс ЛОК-терапии, наблюдались
повышение уровня жизненных интересов,
уход от невротической фиксации на
пережитом, оздоровление
межличностных отношений в семье.
В заключении клиники "Элорма" по результатам апробации отмечается также, что несомненными достоинствами программы являются:
1.
простота и надежность в
эксплуатации;
2.
встроенная система управления
базой данных, обеспечивающая сохранение
результатов психодиагностики и их
автоматическую интерпретацию;
3.
личностно-ориентированный интерфейс;
4.
автоматический режим работы (возможность
диагностики и коррекции личности
пациента без непосредственного
участия психолога);
5.
надежная защита психометрических
данных от несанкционированного доступа.
6.
Программно-методический комплекс
ИПТ рекомендуется к применению в
клинической практике в процессе
лечения больных алкоголизмом и
наркоманией как мощное психотерапевтическое
средство профилактики и коррекции
девиантного поведения, как
средство диагностики и коррекции
психоэмоциональных нарушений,
пропаганды здорового образа жизни
и развития духовного
самосознания личности.
Предварительный сравнительный
анализ показал, что применение
программно-методического
комплекса ИПТ в процессе лечения наркомании
и алкоголизма позволяет не менее
чем на 25-30 процентов
повысить его эффективность.
Эффективность ЛОК-терапии
оценивается по количеству
пациентов, у которых не возникли
рецидивы в течение года со
времени проведения лечения, то есть
отмечалась годовая ремиссия. В
качестве базы для сравнения используются
результаты аналогичного лечения в
контрольной группе без применения
методик ЛОК-терапии.
Применение ИПТ с целью
реабилитации личности больных наркоманией
доказало его высокую эффективность
как нового психотерапевтического
комплекса, направленно
корригирующего систему ценностных
ориентаций личности,
обеспечивающего ее адаптацию в условиях
нарушения привычного порядка в
области идеологии, мировоззрения,
этических норм.
Дальнейшая апробация и внедрение
программы ИПТ в медицинских,
образовательных и санаторно-курортных
учреждениях Ставропольского края
и других регионов России и СНГ
подтверждают ее эффективность в
решении широкого спектра задач
оказания оперативной медико-психолого-педагогической
помощи населению.
Психотерапия в санаторно-курортном
лечении имеет богатые традиции,
которые исторически связаны с
деятельностью ведущих ученых кафедры
психотерапии, психогигиены и психопрофилактики
Украинского института
усовершенствования врачей в г.Харькове.
Заведующим кафедры, профессором И.З.Вельвовским,
преподавателями А.Т.Филатовым, И.М.
Перекрестовым, В.М.Паламарчуком, Л.И.Большиным
и др. в 60-е годы были разработаны
первые программы и учебно-методические
материалы тематического усовершенствования
по психотерапии для врачей-невропатологов
и терапевтов курортной системы. В
1967 г. организуется курортный филиал
кафедры для подготовки врачей-курортологов,
специалистов в области психотерапии
для всех курортов страны в базовом
санатории "Березовские минеральные
воды".
Координированные научно-практические
исследования показали огромную
роль психотерапии в санаторно-курортной
практике. Были разработаны научно-организационные
основы психотерапевтической
помощи больным в санаторно-курортных
условиях.
В дальнейшем методы психотерапии в
условиях санаторно-курортного
лечения совершенствовались
известными харьковскими учеными А.Т.Филатовым,
А.А.Мартыненко, Т.И.Ахмедовым, В.В.Кришталем.
Были разработаны методические
материалы, дающие практические
рекомендации по оптимизации психотерапии
в санаторно-курортных условиях.
Традиционными стали ежегодные
межтерриториальные семинары и
научно-практические конференции по
вопросам психотерапии и
медицинской деонтологии, которые в
память об основателе Харьковской
психотерапевтической школы стали
называть "Платоновскими
чтениями".
Усилиями Харьковской
психотерапевтической школы был значительно
повышен уровень
психотерапевтической помощи, адаптированы
к курортным условиям классические
методы психотерапии, разработаны
их новые модификации и варианты [51].
Важнейшим достижением
харьковской психотерапевтической
школы является разработанная А.Т.
Филатовым система психотерапии [51,4-5],
включающая три основных раздела:
патологического процесса (этиологическая,
патогенетическая,
симптоматическая психотерапия);
биологического уровня (организм,
функционально-системный, физиологически-системный,
органный, клеточный, субклеточный
уровни); раздел психологического
уровня (личностный уровень, уровни
сфер памяти, мышления, эмоций и т.д.,
уровни свойств (по сферам)). На
основании этого подхода были
разработаны конкретные методики гипносуггестии,
аутосуггестии, психокоррекции.
Однако современная ситуация и
уровень развития психологической
науки повышают требования к работе
психотерапевта и психолога на
курорте. Еще недавно
психотерапевтическая служба
преимущественно носила характер симптоматической
помощи больному средствами
косвенной психотерапии,
гипнотерапии с применением современных
технических средств и т.д. И такие
методы работы психотерапевтического
кабинета санатория были вполне
оправданы. Однако в современных
условиях, возвращаясь из санатория
в психотравмирующую,
стрессогенную обстановку, больной
в считанные недели, а иногда и
дни, растрачивает приобретенные
таким способом адаптационные
резервы. Не здесь ли кроются истинные
причины парадоксального регресса
психотерапевтической службы в санаторно-курортных
учреждениях, еще недавно
выполнявших роль всесоюзных учебно-методических
центров по психотерапии (например,
базовый санаторий "Березовские
минеральные воды")?
По-видимому, сегодня психотерапевт
должен не только симптоматически
помогать больному, но и, насколько
это возможно, оздоравливать
личность в целом, то есть
осуществлять каузальную и
телеономическую психокоррекцию.
Однако при существующих методах
помощь психотерапевта получает
лишь небольшая группа пациентов,
нуждающихся в психокоррекции
личности. Поэтому личностно-ориентированная
компьютеризированная психотерапия,
одним из системных принципов которой
является "единство
симптоматической и каузально-телеономической
психокоррекции", может стать
реальным инструментом, с помощью
которого психотерапевт сократит
временные затраты, значительно повысит
эффективность своей работы и
создаст максимальный психологический
комфорт для пациентов в условиях
санаторно-курортного лечения.
Экстранозологический
подход обеспечивает
универсальность ЛОК-терапии, то
есть обусловливает возможность ее
эффективного применения для
решения широкого спектра задач
медико-психолого-педагогической
реабилитации личности в условиях
санаторно-курортного лечения.
Например, в специальной литературе
неоднократно отмечалось, что
психотерапевт, работающий на
курорте, в силу очевидных причин
не в состоянии в полной мере
реализовать такие мощные средства
воздействия на личность, как либротерапия
или арттерапия.
Напротив,
используя ИПТ, всего за 3-4 сеанса
(10-12 часов) ЛОК-терапии с
применением методики "Я и другие"
можно добиваться результатов,
которые требуют многих недель
работы при использовании
нетелеономических техник
арттерапии.
Ограниченный период для
восстановительных мероприятий в
санаторно-курортных условиях
выдвигает требования по внедрению
программно-методических
комплексов оперативной психотерапии,
максимально интенсифицирующих
реадаптацию пациентов с невротическими
расстройствами. Как известно, искажение
перцепции психоэмоциональных
состояний один из облигатных
признаков клинической картины
неврозов. Деформация идентификации
эмоций является также основой для
разнообразных нарушений социальной
перцепции. Поэтому коррекцию
системы отношений больных
неврозами через восстановление
адекватной перцепции
психоэмоциональных состояний
можно рассматривать как решение
важнейшей задачи психотерапии. Для
решения этой задачи могут успешно
применяться методики ЛОК-терапии
"Тонус", "Баланс", "Цвет
отношений", "Цвет сна",
методики аудио-визуального
симультанирования, которые
позволяют оперативно вырабатывать
психологические механизмы идентификации
психоэмоциональных состояний,
необходимые для формирования
адекватной самооценки и социальной
перцепции.
Широкие возможности ПМК ИПТ открываются при его включении в санаторно-курортное лечение родителей с детьми. Условия социально-экономического кризиса выступают как экзогенный психотравмирующий фактор пролонгированного действия, вызывающий различные психоэмоциональные нарушения и у детей, и у родителей. Можно предположить, что в этих условиях внешний (социально-экономический) кризис интериоризируется и, формируя антагонистический стиль мышления, переходит во внутренний кризис личности. Затем, преломляясь через всю совокупность внутренних условий, он экстериоризируется в системе межличностных отношений и, замыкая обратную связь, усиливает свое негативное воздействие на личность. Чтобы разомкнуть такую деструктивную обратную связь, необходимо создать внешнюю среду, гармонично влияющую на личность.
Поэтому в современных условиях само
пребывание родителей с детьми в
течение продолжительного времени в
санатории является
психотерапевтическим фактором, в
том случае, если в санатории
создается психотерапевтическая
среда, обеспечивающая медико-психолого-педагогическую
реабилитацию. Для создания такой
среды, конечно же, требуется специальное
обучение персонала санатория.
Этот период времени наиболее удобен
для проведения семейной ЛОК-терапии
с родителями ребенка, позволяющей
восстановить гуманистические
установки и ценности, гармонизировать
межличностные отношения и создать
семейную обстановку, которая, выполняя
функцию защиты от деструктивных
внешних воздействий, поможет повысить
фрустрационную толерантность личности,
сохранить устойчивость семьи и,
следовательно, общества. При таком
подходе санатории не только
выполняют традиционные функции
учреждений для лечения и отдыха
населения, но и решают комплексную
задачу медико-психолого-педагогической
реабилитации личности. Это новая
и чрезвычайно актуальная
социальная задача, с которой ранее
не сталкивалась ни отечественная,
ни зарубежная курортология, требует
дальнейшей разработки научно
обоснованных принципов и методических
рекомендаций. На данном этапе программно-методический
комплекс ЛОК-терапии может служить
системообразующим фактором,
задающим стандарт, стратегию и
тактику для ее успешного решения.
Апробация ПМК ИПТ в центральной курортной
поликлинике (ЦКП) г.Евпатории в
период летнего курортного сезона
1998 года показала реальные
возможности этого комплекса в
области оказания платных
медицинских услуг населению. ИПТ
был установлен в специально
оборудованном кабинете
компьютеризированной психотерапии.
Соответствующая платная услуга предлагалась
отдыхающим на курорте [4]. Услугу
оказывала врач-педиатр, прошедшая обучение
(краткий курс "Введение в ЛОК-терапию")
на учебных курсах, организованных
Крымской Республиканской
Ассоциацией Психиатров, Психотерапевтов
и Психологов, и получившая
соответствующий сертификат и лицензию
профессионального пользователя.
ПМК ИПТ применялся с целью
психологического консультирования
для отдыхающих различных возрастных
групп.
В заключении ЦКП по результатам апробации
указывается, что клиенты,
прошедшие сеансы ЛОК-терапии, отмечали
положительную коррекцию
эмоционального состояния (общее
улучшение самочувствия и
настроения, снижение напряженности
и тревожности), повышение уровней
самооценки и уверенности в своих
силах. Апробация оценивается как
успешная и подчеркивается, что
внедрение ПМК ИПТ позволяет
повысить качество обслуживания
отдыхающих и эффективность
санаторно-курортного лечения.
Необходимо отметить, что в санаторно-курортных
условиях ПМК ИПТ может
функционировать не только в
кабинете психотерапии, но и в
других отделениях (например,
функциональной диагностики,
физиотерапии, в приемном покое). В
каждом конкретном случае используются
те или иные возможности ИПТ. Так
представляется целесообразным
использовать компьютерные
психодиагностические методики,
включенные в модуль "Природная
субстанция", для динамической
оценки эффективности различных
методов терапии и результатов санаторного
лечения в целом; модуль
автоматического секретаря – для
первичной регистрации отдыхающих и
т.д. Важно подчеркнуть, что ИПТ
обеспечивает автоматическое
ведение базы данных коллективного
пользования и работу с архивами ,
что позволяет накапливать и
анализировать информацию,
упорядоченную по пользователям, клиентам,
методикам, временным периодам и т.д.
Внедрение программно-методического
комплекса ЛОК-терапии в санаторно-курортных
условиях позволит не только
предупредить хронизацию
невротических расстройств
личности, но и выполнить задачи
первичной психопрофилактики и
психогигиены, а также заметно
повысить эффективность всего
комплекса лечебно-оздоровительных
мероприятий.
Важно отметить возможности ПМК ЛОК-терапии
в целях разработки и внедрения
новых организационных форм
обучения медицинского персонала.
Речь идет о внедрении ПМК ЛОК-терапии
в качестве АОС для оперативной
психологической подготовки, при
которой не просто повышается
информированность по психологическим
вопросам, но и происходит овладение
практическими психологическими знаниями,
умениями и навыками. В этих целях кабинет
компьютеризированной психотерапии
может выполнять функции
интенсивного обучения сотрудников
санатория навыкам самоанализа и
саморегуляции, приобретению
адекватных форм реагирования в
конфликтных ситуациях, а также
психологического тренинга для
обучения медицинского персонала.
Такие новые организационные формы
интенсивного обучения послужат
средством развития творческого
профессионального мышления, а
также формирования личностных и
профессионально важных качеств, в
частности способности к эмпатии,
гуманистическому мышлению, или
шире - профессиональной коммуникативной
компетентности медицинских
работников. Подобное применение
автоматизированных систем
компьютеризированной психотерапии
позволит управлять психологическим
климатом в санатории с целью
создания психотерапевтической
среды, гармонично воздействующей
не только на отдыхающих, но и на
сотрудников санатория.
Задаваясь вопросом, почему
приблизительно в одинаковых условиях
эксплуатации ИПТ может давать
различные по эффективности
результаты, мы приходим к выводу,
что этот программно-методический
комплекс особенно эффективен там,
где для специалистов актуальна
задача создания
психотерапевтической среды,
обеспечивающей наиболее полное
раскрытие личностного потенциала;
где, решая конкретную медицинскую,
психологическую, педагогическую
задачу, профессионал не теряет
системного видения проблемы
Человека.
В отечественной школе
педагогической и возрастной
психологии и детской психиатрии
традиционно подчеркивалась
необходимость сочетания
психотерапии, основывающейся на
глубоком изучении индивидуально-личностных
особенностей ребенка, с лечебно-корригирующей
педагогикой (В.С.Мухина, Г.Е.Сухарева
и др.). Однако в практической
деятельности коррекционно-реабилитационных
и образовательных учреждений, к
сожалению, преобладает
изолированный подход к ребенку,
направленный на решение конкретных
образовательных задач или на
диагностику и коррекцию отдельных
нарушенных психических процессов,
но не на личность ребенка в целом.
В современной социально-психологической
ситуации развития
реабилитационная педагогика,
направленная на самоопределение
личности, в единстве с лечебно-оздоровительным
и профилактическим методами
необходима практически каждому
ребенку подросткового возраста. Но
она особенно актуальна для решения
задачи комплексной (медико-психолого-педагогической)
реабилитации детей с проблемами
развития и поведения, которые стали
жертвами антропогенного загрязнения
окружающей среды или пострадали
при межнациональных военных
конфликтах. Для оперативного
решения этой задачи может
применяться программно-методический
комплекс ЛОК-терапии. Однако это
требует разработки научно
обоснованных принципов его
применения. При разработке этих
принципов мы будем исходить из анализа
особенностей онтогенеза в
подростковом возрасте, которые тесно
связанны с проблемой
самоопределения личности.
Методологические основы
системного подхода к проблеме самоопределения
личности в отечественной
психологии, как мы уже отмечали
выше, были разработаны С.Л.
Рубинштейном. В понятии самоопределения
выражается сущность принципа детерминизма:
"смысл его заключается в
подчеркивании роли внутреннего
момента самоопределения, верности
себе, неодностороннего подчинения
внешнему" [56, 359]. С другой
стороны, принцип детерминизма позволяет
преодолеть ограничения
феноменологического подхода к
проблеме самоопределения, в
котором на первый план выходит
внесоциальный абстрактный индивид,
реализующий свою индивидуальность,
а макросоциальные условия
личностного самоопределения
практически не анализируются.
Отечественная школа психологии содержит
методологические принципы,
позволяющие от понятия
самоопределения (или самоактуализации,
самореализации) перейти к понятию
самоосуществления личности. В
понятии самоосуществления, на наш
взгляд, раскрывается важнейший
компонент становления личности,
который, как правило, упускается
из виду в зарубежной персонологии.
Самоосуществление есть
реализация способности личности к
изменению существующих
социальных условий бытия в
соответствии с собственной
логикой развития, которая, тем не менее,
не оторвана от социального
контекста и может выражать эволюционно-исторические
тенденции развития общества. Самоосуществление
- есть процесс становления
личности как субъекта эволюционно-исторического
развития. В этом процессе личность
воспринимает и разрешает
противоречия общественного
развития как тенденции
собственного самодвижения.
В отечественной психологии
проблема самоопределения личности
в подростковом и юношеском
возрасте исследовалась Л.И.Божович,
которая отмечала, что для старших
школьников самоопределение представляет
собой аффективный центр их
жизненной ситуации. Потребность
в самоопределении рассматривается
Л.И.Божович как потребность в
формировании определенной
смысловой системы, в которой
слиты представления о мире и о себе,
в которой отражается активный
процесс поиска цели и смысла своего
существования [7].
В работах Д.И. Фельдштейна [63] показано,
что подростковый возраст является
сензитивным для формирования мотивации
общественно-полезной деятельности,
то есть деятельности, в которой
подросток определяется относительно
общества в целом. По
Фельдштейну, на рубеже между 9 и 10
годами появляется тенденция
ребенка к самостоятельности и
потребность в признании его в обществе,
которое осознается как социальный
организм, где "Я" ребенка
выступает наравне с другими; возникает
особый интерес к своим
индивидуально-психологическим
особенностям и потребность в
оценке собственных личностных
качеств и качеств других людей. Для
10-11-летнего ребенка важно получить
со стороны других людей
признание своих новых возможностей
и добиться доверия у окружающих
взрослых. При этом у детей
обнаруживается острая потребность
в самооценке и в то же время
переживание неумения оценить себя.
Вторая
стадия подросткового возраста (12-13
лет) характеризуется
формированием нового уровня
самосознания ребенка как субъекта,
что приводит к стремлению
актуализации себя в других, когда
"Я" не растворяется в системе
межличностных взаимосвязей, а проявляется
как "Я для всех". Для этого
возраста характерно критическое
отношение подростка к самому себе,
обнаруживающее зависимость от
оценок окружающих, прежде всего
сверстников. Одновременно
актуализируется потребность в
самоуважении, положительном отношении
к себе как личности. Возникает "оперативная
самооценка", которая
основывается на сопоставлении подростком
своих личностных особенностей,
форм поведения с определенными
нормами. В это время происходит
своеобразный скачок в развитии личностной
рефлексии. На третьей стадии
подросткового периода, 14-15 лет, идет
процесс активного формирования
элементов индивидуализации, выражающийся
в стремлении определить свои возможности
в обществе, поиска путей и
реальных форм самоопределения и
самореализации.
В этом творческом процессе активно
формируются ценностно-смысловые
психические новообразования,
которые интегрируют
самоопределяющуюся личность в мир
человеческой культуры. Однако этот
имманентно активный процесс
присвоения своей субъективности
необходимо требует
опосредствования, то есть внешнего
определения эталонов - образцов,
дающих подростку возможность
сравнивать, выбирать,
классифицировать других людей с
целью поиска наиболее адекватных
форм существования своего
собственного "Я", возможных
в данной культуре. Эту задачу
самоидентификации, которая органично
связана с задачей самоопределения
и формирования самосознания
личности подростка, мы можем успешно
решать средствами ПМК ЛОК-терапии.
Самоидентификация личности -
понятие, посредством которого
сближаются, пересекаются и
взаимопроникают психологические,
медицинские и педагогические
теории и практические методы
формирующего воздействия на
личность. В ЛОК-терапии направленное
воздействие на "Я-концепцию"
личности выступает как
своеобразная метарегуляция,
которая комплексно решает
психотерапевтические,
психологические и педагогические
задачи. Многочисленные исследования
процессов самоидентификации
личности [6] и наши собственные данные
показывают, что компьютерная
методика "Я и другие",
реализующая телеономическую
технику ролевых психометрических
продукций, может успешно
применяться в целях
самоидентификации личности ребенка,
начиная со второй стадии подросткового
возраста (12-13 лет). Даже при
отсутствии патологических нарушений,
то есть в рамках медико-биологической
нормы, в этот период развития
личности, как правило, имеется множество
трудностей психологического
плана, требующих своевременного
обнаружения и коррекции. Причем,
эмоциональные реакции, которые у взрослого
являются симптомами психического
заболевания, для подростков
статистически нормальны. Именно на
этот переходной возраст приходится
пик распространения синдрома
дисморфофобии (бред физического
недостатка), а после 13 лет резко
возрастает число личностных расстройств
(см.[26,51]).
Поэтому, решая задачу самоидентификации средствами ПМК ИПТ, мы одновременно решаем задачи психопрофилактики и психокоррекции эмоциональных и личностных нарушений у подростков. Такой психотерапевтический подход позволяет проводить активную профилактику стрессовых психических состояний ребенка в процессе обучения.
Применяя ИПТ в реабилитационной
педагогике с целью гармонизации
самосознания подростка, важно учитывать
концепцию триединства личности.
Личностное самоопределения
подростка мы рассматриваем как
процесс разрешения противоречий
между необходимым и возможным на
трех уровнях субстанционального бытия.
Подросток решает задачу будущего.
Интерактивный психологический
театр - инструмент для ее решения.
Помочь подростку освоить этот
интрументзадача взрослого (психолога,
педагога, психотерапевта). При этом
необходимо учитывать, что ведущим
элементом Я-концепции дошкольников
является образ собственного тела,
который в большей степени
относится к природной субстанции
самсосознания; начиная с 11-12 лет
главную роль в формировании Я-концепции
играют значимые другие,
межличностные отношения, то есть
социальная субстанция
самосознания; в старшем
подростковом и юношеском возрасте
ведущую роль в формировании Я-концепции
личности играет ценностно-смысловое
самоопределение, то есть
происходит кристаллизация
духовной субстанциии самосознания.
Рассогласование между тремя
субстанциями самсосознания,
естественно возникающее в этом сложном
процессе, на наш взгляд, выступает
одним из патогенетических
механизмов психоэмоциональных и
личностных нарушений. Применение
ИПТ позволяет преодолеть
взаимоотчужденность трех
субстанций самосознания личности
подростка, перевести их антагонизм
в синергизм.
В процессе развития Я-концепции
у детей возникает образ
идеального Я, прототипом которого
становится человек, вызывающий
восхищение подростка. Однако, если
социальная среда в качестве
идеала предлагает эрзацы личности
("героев" боевиков, триллеров и
прочих "произведений"
массовой культуры), самосознание подростка
подвергается "жесткому
облучению" бездуховности,
следствием которого становится
самоотчуждение личности. По этой причине
особо важное значение для решения
задачи самоопределения подростка
имеет техника ролевых
психометрических продукций,
реализованная в компьютерной
методике "Я и другие". Методика
позволяет эксплицировать образы
реального и идеального Я путем их психометрической
идентификации с художественными
персонажами - героями мировой
литературы, что имеет важнейшее
значение для формирования гуманистических
ценностей, а также для интеграции
компонентов Я-концепции подростка
в целостное психическое
новообразование. Как показала
практика психотерапии (Роджерс,
Олпорт, Хорни и др.) коррекция
отношений между идеальным и
реальным Я позволяет решать психолого-педагогические
и психотерапевтические задачи. Компьютерная
методика "Я и другие" представляет
собой инструментальный комплекс
для решения этих задач. Однако для
его эффективного применения
необходимо учитывать некоторые
особенности процессов
психического отражения в
подростковом возрасте.
/// grafic-5.tif ///
Рис. 5.3.1. Методика "Я и другие"
позволяет эксплицировать образы
реального и идеального Я путем их
психометрической идентификации с
художественными персонажами -
героями мировой литературы
Важную роль в процессе
самоопределения личности
подростка играют психологические
механизмы уподобления и эмоционально-образной
идентификации. Наши исследования
возрастной динамики способности
звуко-цветового симультанирования
[39] показали, что в период с 4 до 9 лет
выраженного рассогласования между
эмоционально-образной
идентификацией и уподоблением не
наблюдается. Эти психологические
механизмы находятся в синкретизме.
Однако в 9-12 лет происходит постепенный
возрастной регресс непосредственноэмоциональной
активности и творческого
воображения ребенка, который
проявляется, в частности, в
снижении способности звуко-цветового
симультанирования и, в свою очередь,
коррелирует с изменением в этот
период способа восприятия и
мышления: от "правополушарного"-
к "левополушарному". Доминирование
"левополушарного" способа
анализа информации позволяет
подростку расширить возможности
когнитивной сферы личности, что
несомненно важно для формирования
адекватной самооценки. При этом у
детей формируется способность
применять в отношении к себе все
более абстрактные понятия. Однако способность
к непосредственно-эмоциональной,
спонтанной реакции, свойственная
детям дошкольного и младшего
школьного возраста, постепенно
утрачивается, замещаясь
дискурсивными когнитивными
структурами.
В современных условиях болезненный
для подростка процесс снижения
способности эмоционально-образной
идентификации, "эйдетического
восприятия мира глазами
неиспорченного ребенка" (Э.Берн),
коррелирующий с изменениями
функциональных отношений между полушариями
мозга, носит, тем не менее ,
адаптивный характер, то есть
соответствует требованиям социальной
среды (социализации).
Напомним, что употребляемое нами понятие
эмоционально-образной
идентификации отличается от
понятия уподобления (компарации,
имитации, подражательного
поведения). Эмоционально-образную
идентификацию мы понимаем как
особую форму психического
отражения, в которой состояния и
отношения "другого" (существа,
предмета, природного явления,
художественного образа) воспринимаются
субъектом отражения как феномены
его собственного мира - не чужое,
взятое со стороны, а "свое другое";
уподобление - как такое взаимодействие
двух материальных тел или
процессов, при котором изменения
свойств (форм, параметров) одного
тела (или процесса) приводят к
объективно регистрируемым
изоморфным или гомоморфным изменениям
другого материального тела или
процесса.
Мы полагаем, что начиная с 10-11 лет
процессы уподобления
интенсифицируются за счет снижения
(блокирования) активности процессов
эмоционально-образной идентификации.
То есть возникает
рассогласование этих процессов,
которое обусловлено тем, что
психологические механизмы
уподобления в большей степени отвечают
требованиям репродуктивных
межличностных отношений в социальной
среде и позволяют подростку
быстрее адаптироваться в процессе
социализации.
Наши исследования показали, что
применение методик аудио-визуального
симультанирования в процессе продуктивного
межличностного взаимодействия актуализирует
способность эмоционально-образной
идентификации и эмоционально-образной
объективации в подростковом
возрасте. В продуктивном межличностном
взаимодействии, направленном на
решение творческих задач,
способность эмоционально-образной
идентификации не только не угасает,
но может развиваться. При этом возникает
синергия процессов уподобления и
эмоционально-образной
идентификации. Напротив, установка
обучения на жесткую однозначность
знаний, узкий круг обобщений,
усвоение готовых схем
преобразования действительности, репродуктивный
характер межличностного
взаимодействия ведут к снижению творческой
активности ребенка и,
интенсифицируя адаптивную функцию
психологических механизмов уподобления,
способствуют блокированию
процессов эмоционально-образной
идентификации.
Логично предположить, что блокирование способности к эмоционально-образной идентификации одна из основных причин патологического самоотчуждения личности в подростковом возрасте, которое зачастую приводит к девиантному и деликвентному поведению. Внутренний дефицит процессов эмоционально-образной идентификации в подростковом возрасте требует включения психологических механизмов компенсации. Поэтому, если во внешней социальной среде искусственно создаются условия актуализации способности эмоционально-образной идентификации, подросток естественно вовлекается в такую "компенсирующую" среду, попадая в психологическую зависимость (религиозные секты, группировки наркоманов и токсикоманов и т.п.). В такой среде, как правило асоциальной, "компенсация" не носит характера продуктивного межличностного взаимодействия, то есть не направлена на развитие и самоосуществление личности. Напротив, в таких группировках происходит нивелирование, деперсонализация личности. Участники этих группировок одержимы антагонистическими устремлениями: "мазахистски" окрашенным побуждением к отказу от самого себя, своего самосознания, личности и "садистским" отношением к тому , кто и в этой ситуации пытается сохранить критическую оценку происходящего, свободу индивидуального сознания и право на самоосуществление.
Имитация, неосознаваемое подражательное
поведение, выступает как
запускающий механизм так
называемого "эффекта стаи" -
коллективного экстаза,
ориентированного на "отключение"
индивидуального сознания. При этом
лидер толпы (равно как и "звезды"
массовой культуры) целенаправленно
использует механизмы актуализации
процессов эмоционально-образной
идентификации, искусственно подстегивая,
"взвинчивая" непосредственно-эмоциональную
реакцию фанатичной толпы,
стимулируя "эмоциональное
заражение" компарирующих
индивидуумов (в том числе и с
помощью приемов аудио-визуального
воздействия).
Продуктивными формами компенсации
блокированной способности
эмоционально-образной
идентификации являются
межличностные взаимодействия,
возникающие у подростков в
отношениях любви и дружбы, в том
случае, если дружба основывается не
на общей психологической
зависимости, а на эмоциональной
близости, общности интересов в
творческой совместной
деятельности, а любовь - выражает
не столько половые инстинкты,
сколько устремленность на личность,
которая выступает как
самостоятельная ценность и,
дополняя, развивая и отражая
внутренний мир подростка,
способствует самопознанию. Именно
в отношениях любви и дружбы
преодолевается патологическое
отчуждение и формируется
личностное качество
сопричастности, в основе которого -
способность и потребность принятия
другого как себя самого. Сопричастная
личность выходит за пределы
своего индивидуального "Я",
расширяя самосознание на другого человека,
включая в свой внутренний мир
феномены внутреннего мира других
людей.
Соотношение процессов уподобления
и эмоционально-образной
идентификации раскрывает общие
особенности эволюции способности
отражения. Если для ребенка
дошкольного и младшего школьного возраста
характерен генетически
детерминированный синкретизм процессов
уподобления и эмоционально-образной
идентификации (потенциальная
сопричастность), а для подростка,
который утрачивает способность
эйдетического восприятия мира глазами
неиспорченного ребенка, - их
социогенный антагонизм, то для
сопричастной личности естественным
свойством становится
синергическое единство (но не тождество)
уподобления и эмоционально-образной
идентификации. Одним из
проявлений такого синергического
единства является эмпатия -
способность сопричастной личности
понимать переживания другого
человека и сопереживать их в
процессе продуктивного
межличностного взаимодействия.
Заметим, что способность к эмпатии
является необходимым, но не
достаточным условием становления сопричастной
личности. Истинная сопричастность
основывается на стремлении актуализировать,
осуществить личность другого
человека. Такая актуализирующая
сопричастность формируется как
личностное качество, которое проявляется
в способности воспринимать противоречия,
проблемы, тенденции другого как
свои собственные и актуализирующее
воздействие осуществлять не путем
директивного вторжения во
внутренний мир другой личности, а
прежде всего посредством изменения
социальной ситуации ее развития.
Полагаем, что именно такой,
актуализирующий тип продуктивного
межличностного взаимодействия
является одним из важнейших
факторов эффективности ЛОК-терапии.
Очевидно, что актуализирующая
сопричастность - необходимое
качество личности педагога,
позволяющее в процессе
продуктивного межличностного
взаимодействия творчески решать не
только дидактические,
воспитательные, но и
психокоррекционные задачи.
Важно подчеркнуть, что в состоянии
психической нормы различие
механизмов уподобления и
эмоционально-образной
идентификации относительно.
Однако оно рельефно проявляется не
только в психических нарушениях, но
и в методах психотерапии, которые
характеризуются относительным
доминированием уподобления (например,
Эриксоновский гипноз) или
эмоционально-образной
идентификации (например, клиенто-центрированная
психотерапия по Роджерсу).
В ЛОК-терапии методики аудио-визуального
симультанирования позволяют актуализировать
эмоционально-образную идентификацию,
гармонизовать самоопределение
подростка в процессе продуктивного
межличностного взаимодействия и
таким образом осуществлять психопрофилактику
и психокоррекцию эмоциональных
нарушений у детей в период кризиса
подросткового возраста. Кроме этого,
применение ПМК ИПТ, моделирующего
процесс продуктивного
межличностного взаимодействия ,
позволяет сформировать у детей
подросткового возраста адекватную
перцепцию психоэмоциональных
состояний и самоидентичность с
помощью методик телеономической психотерапии,
реализующих принципы
психометрической идентификации и
психометрической обратной связи.
В процессе ЛОК-терапии подросток
интериоризирует психологические
механизмы продуктивного
межличностного взаимодействия, причем,
не только на уровне
вербализованной семантики, но и на
уровне элементарных образных
моделей - звуковых, цветовых, графических
форм, связываемых посредством
эмоционально-образной
идентификации в единый
интермодальный язык
невербализованных смыслов, который
является имманентным языком
творческого акта.
В ЛОК-терапии творческий акт
самоопределения подростка интегрируется
с эволюционным процессом движения
от синкретизма через антагонизм
к синергии трех субстанций самосознания:
природной, социальной и духовной. В
этом негэнтропийном процессе происходит
снятие неопределенности
самосознания (переход от
бессознательного архетипа к
тринитарной парадигме), что приводит
к повышению уровня
самоорганизации личности и трансформации
отрицательной "свободы
безразличия", переходящей в
пароксизм бунта, в положительную
свободу творческого
самоосуществления сопричастной личности.
Проводимые медико-психолого-педагогические
исследования позволяют
предположить, что программно-методический
комплекс ЛОК-терапии может стать
реальным инструментом педагога,
школьного психолога, детского
психиатра, психотерапевта или
социального работника детства. Он может
служить своеобразным эталоном, задающим
стандарт, стратегию и тактику, то
есть систему гуманизации отношений
к личности ребенка. Этим
утверждением мы хотим подчеркнуть,
что наибольшей эффективности можно
достичь широким внедрением ИПТ и
его применением не только для работы
с детьми подросткового возраста,
но и для психотерапии среды, то есть
социального окружения ребенка в
семье, школе и других общественных
институтах.
Проводимые клинико-психологические
исследования позволяют выделить
перспективные области применения программно-методического
комплекса компьютеризированной психотерапии.
Расширение сферы применения ИПТ
прежде всего обусловлено новыми
социальными задачами, которые
поставлены перед психологами,
работниками медицины и
образования в условиях системного
кризиса – перехода к
постиндустриальному
информационному обществу.
Полагаем, что программно-методический
комплекс ЛОК-терапии, выполняя
функцию нового опосредствующего
звена между врачом и пациентом (психологом
и клиентом, педагогом и учеником),
может оказаться полезным
инструментом:
1.
В лечении алкоголизма и наркомании.
2.
В комплексной реабилитации детей подросткового
возраста с проблемами развития и
поведения (в том числе, пострадавших
при межнациональных(военных)
конфликтах, а также детей из зон антропогенного
загрязнения).
3.
В санаторно-курортном лечении.
4.
В профилактике и лечении
пограничных психических нарушений.
5.
В психиатрии.
6.
В косметической хирургии.
7.
В психологическом
консультировании.
8.
В педиатрии и гуманизации родов.
9.
В системе внедиспансерной медико-психолого-педагогической
помощи населению (в том числе в
бытовых условиях).
10.
В психологической службе учебных
заведений.
11.
В пенитенциарных учреждениях.
12.
В хосписах.
Список остается открытым. Каждое из
этих направлений требует
большого объема экспериментальных
исследований, которые должны
завершаться выработкой научно
обоснованных и конкретных методических
рекомендаций. Очевидно, что такие
исследования имеют комплексный,
интегративный характер и возможны
только в кооперации специалистов.
Завершая изложение основ личностно-ориентированной
компьютеризированной психотерапии,
мы хотели бы отметить, что в этой книге
подводятся итоги многолетней работы,
включающей теоретический анализ и
постановку задачи,
экспериментальное исследование, разработку
теории, разработку
инструментальных средств,
апробацию и внедрение. Выражаем
надежду на то, что наш труд будет интересен
широкому кругу читателей и
окажется полезным в практической деятельности
врачей, психологов, педагогов, инженеров-программистов
и специалистов других профессий.
Разрабатывая основы нового
междисциплинарного направления, интегрирующего
такие области знаний, как
медицинская, общая, педагогическая,
музыкальная психология, персонология,
философия, культурология,
системный анализ, информатика, искусствоведение,
мы, конечно же, столкнулись с
множеством проблем (не только
терминологического характера).
Пытаясь продуктивно разрешить
противоречия теоретических
конструктов и профессиональных
языков различных областей знаний,
мы опирались на персоналистические
принципы и методологию системного
подхода, в соответствии с которыми
человек является предпосылкой и
конечной целью любых конкретных
форм познавательно-преобразующей
деятельности. Обращаясь к наукам,
искусствам, религиозным воззрениям,
мы стремились осознать их
единство относительно комплексной
проблемы рефлексии человека
накануне третьего тысячелетия и
внести посильный вклад в ее решение.
Неософия, теория
постиндустриального персонализма,
концепция триединства личности -
это компоненты, задающие вектор
движения навстречу возможному
будущему - постиндустриальному обществу
персоналистической культуры.
Теория постиндустриального персонализма
- это "пробуждающий прогноз" [79,416-419],
который, по определению К.Ясперса,
высказывает то, что возможно, так как
посредством такой возможности
может быть определена воля; он отвечает
на вопрос: для какого настоящего я
хочу жить. Задача пробуждающего
прогноза: напомнить человеку о нем
самом. Метод и средства ЛОК-терапии
позволяют перевести потенциально
возможное в актуально необходимое.
1.
Абульханова К.А. О субъекте психической
деятельности. М.,1973.
2.
Асмолов А.Г. Личность как предмет
психологического исследования.М.,
1984.
3.
Анастази А. Психологическое
тестирование: В 2 т. М., 1982.
4.
Аннинский Л. Очередное всплытие
загадочной русской души // Дружба
народов, N 10, 1997, с.219-221.
5.
Бердяев Н.А. Философия творчества,
культуры и искусства.- В 2-х т. - М.,1994.-
542 с. - (Серия "Русские философы ХХ
века").
6.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и
воспитание. М.: "Прогресс", 1986.
7.
Божович Л.И. Личность и ее формирование
в детском возрасте.М.,1968.
8.
Викторов Д. "Тайны души" год
спустя. //Компьютерра, #50,1996, с.49.
9.
Выготский Л.С. Соч.:в 6-ти т.- М.,1982.
10.
Выготский Л.С. Избранные
психологические исследования. М.,1956.
11.
Гаврилин Е.В. Системный подход в ЛОК-терапии.//Таврический
журнал психиатрии, N 2 (9), 1999, c.183-186.
12.
Гаврилин Е.В., Мирошник И.М. Применение
автоматизированной системы
управления психоэмоциональным состоянием
человека "Тоника" в
комплексе средств внедиспанцерной
медико-психолого-педагогической
помощи населению.- В кн.:
Психическое здоровье населения
России. (Материалы Всероссийской научно-практической
конференции).М.- Ижевск,1994,с.253-255.
13.
Гаврилин Е.В., Мирошник И.М.. Задача будущего.
Теоретическая концепция.- М.,1996.
14.
Гаврилин Е.В., Мирошник И.М.. Способ
направленной регуляции
психоэмоционального состояния
человека. Патент РФ N 2033818, Бюл. N 12, 1995.
15.
Гаврилин Е.В., Мирошник И.М.."Мертвая
петля" стресса?..Альтернатива
есть! - Газета "Price News", N16(48),
ноябрь 1995.- М."Известия".
16.
Гегель. Соч. - М.-Л.,1935. Том 11.
17.
Дюк В.А.. Компьютерная
психодиагностика.- Спб.,1994.
18.
Жамбю М. Иерархический кластер-анализ
и соответствия. Пер. с франц. М.,
Финансы и статистика, 1989. / С.88-90./
19.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика.
М., 1984.
20.
Инкельс А. Личность и социальная
структура.- В кн.:Американская социология
(перспективы, проблемы, методы). М.,
1972, с.37-54.
21.
Информационный бюллетень общества
психологов СССР. Выпуск 1.
Информационные материалы секции компьютерных
психологических методик.- М.,1989.
22.
Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М.
Методы психологической
диагностики и коррекции в клинике.Л.,1983.
23.
Каган В.Е., Лунин И.И., Эткинд А.М.
Цветовой тест отношений в клинике
детских неврозов //Социально-психологические
проблемы реабилитации нервно-психических
больных. - Л.,1984., с.67-71.
24.
Карвасарский Б.Д. (общая редакция).
Психотерапевтическая энциклопедия.
- Спб.,1998. - 752 с.
25.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.М.,1983.
26.
Кон И.С. Психология старшекласника.
М.,1980.
27.
Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Обшая
психотерапия: Учебное пособие.- Мн.:
Высш.шк., 1997. - 464 с.
28.
Лазурский А.Ф. Очерк науки о
характерах.Спб.,1908.
29.
Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная
психология. Спб., 1912.
30.
Леонтьев А.Н. Деятельность и
сознание.- Вопросы философии, 1972, N12.
31.
Леонтьев А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность. М.,1977.
32.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические
произведения. М.,1983.
33.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития
психики. М., 1959.
34.
Леонтьев А.Н. Проблема деятельности
в психологии.- Вопросы философии, 1972,
N 9.
35.
Марищук В.Л. и др. Методики
психодиагностики в спорте. М., 1984.
36.
Меграбян А.А. Личность и сознание (в
норме и патологии). М. 1978.
37.
Мирошник И.М. ЛОК-терапия в условиях
социально-экономического кризиса.
// Таврический журнал психиатрии,
N 2(9),1999, c.180-183.
38.
Мирошник И.М. Цвет как стимул формирования
непосредственно-эмоционального
отношения к музыке у детей.- Новые исследования
в психологии, 1987, N1, с.55-58.
39.
Мирошник И.М. Возрастные особенности
зрительно-слуховых представлений //
Сб. научн. тр. Формирование личности:психолого-педагогические
проблемы.М.:АПН СССР.1989.С. 51-60.
40.
Мирошник И.М. Воздействие личности
педагога на активность эмоционально-образного
восприятия музыки учащимися // Сб.
научн. тр. Формирование личности: психолого-педагогические
проблемы.М.: АПН СССР.1989.С. 29-36.
41.
Мирошник И, Гаврилин Е. Индивид,
личность, постиндустриальное
общество // Свободная мысль (теоретический
и политический журнал) №7, 1996, с.102-116.
42.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Медико-психолого-педагогическая
реабилитация личности средствами
компьютерной психотерапии.//
Таврический журнал психиатрии, N 3,
1998, c.116-128.
43.
Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Опыт клинического
применения компьютерной системы
"Тоника" в лечебно-диагностической
работе.- В кн.: Психическое здоровье
населения России. (Материалы
Всероссийской научно-практической
конференции). Москва - Ижевск, 1994, с.267-269.
44.
Михайлов Б.В. Психотерапия:
аналитический очерк//Международный
медицинский журнал. Том 4, N 3, с.48-51.
45.
Мухина В.С. Проблемы генезиса личности:
Учеб. пособие к спецкурсу. М.,1985.
46.
Мухина В.С. Изобразительная
деятельность ребенка как форма
усвоения социального опыта. М.,1981.
47.
Мясников В.И., Козеренко О.П.,Усков Ф.П.
Материалы XII симпозиума по
космической биологии и медицине.
Краков - Варшава, июль 1979.
48.
Полежай В. В компьютер...на прием к
Фрейду.// Компьютерра, #29 (109), 1995, с.20-21.
49.
Полиивец Ю. "Антистресс"-новое
движение в Украине.- Газета "Грани",
N 1, 1996, Харьков, с.6.
50.
Похилько В.И. Психодиагностика
индивидуального сознания. – В кн.:
Общая психодиагностика. - М.: Изд-во
МГУ, 1987.
51.
Психотерапия в курортологии:
Методические рекомендации/ Сост. А.Т.Филатов,
А.А.Мартыненко, Т.И.Ахмедов. - Харьков:
Берминводы, 1991. - 76 с.
52.
Ротенберг В.С. Гипноз и образное
мышление //Психологический журнал.
1985. Том 6, N 2. С.128-133.
53.
Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии
в трудах К.Маркса.Советская
психотехника, т.7, N 1, 1934.
54.
Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. М., 1940.
55.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути
развития психологии. М.,1959.
56.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей
психологии. Изд. 2-е, М. 1976.
57.
Руководство по психотерапии. Под
ред. В.Е.Рожнова. Ташкент, Медицина,
1985. С. 273-304.
58.
Семикин В.В.. Цветовой тест Люшера в
задачах диагностики ФС и
работоспособности человека-оператора.//Методики
исследования и диагностики ФС и
работоспособности человека-оператора
в экстремальных условиях. М., 1987. С.61-71.
59.
Серебрякова Е.И. Методика К.Изарда -
как средство диагностики состояний
эмоциональной напряженности//
Методики исследования и
диагностики ФС и работоспособности
человека-оператора в экстремальных
условиях. М., 1987. С.73-79.
60.
Спиноза. Избр. произведения: В 2т. М.,
1957. Т.1.
61.
Теслев Ю. Свет в конце тоннеля? (психологи
протягивают руку помощи).//
Евпаторийская здравница (городская
общественно-политическая газета), N
90, 3 июня 1998 г., с.2.
62.
Франселла Ф. Баннистер Д. Новый
метод исследования личности. - М.:
Прогресс, 1987.
63.
Фельдштейн Д.И. Психологические
особенности развития личности в
подростковом возрасте // Вопросы
психологиии, N 6,1988, с.31-41.
64.
Фрейд З. Введение в психоанализ:
Лекции.- М.: Наука, 1989.
65.
Фромм Э. Психоанализ и этика. М.,1993.
66.
Фромм Э. Душа человека.М.,1992.
67.
Функциональная светомузыка на
производстве, в медицине и в педагогике:
Республиканский научно-практический
семинар: Тез. докл. 22-24 октября 1988 г.,
Казань, КАИ, 1988. С.34-36.
68.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -
Спб, 1997.
69.
Чуркин А.А. Место психотерапии в
новой концепции охраны
психического здоровья.- В кн.:
Психотерапия: от теории к практике.
- Спб, 1995, с.21-25.
70.
Чуркин А.А., Голланд. В.Б., Андреев С.А.
Концепция создания
автоматизированной и
информационной психиатрической и
наркологической служб.- В кн.:
Психическое здоровье населения России.
(Материалы Всероссийской научно-практической
конференции). Москва - Ижевск, 1994, с.247-252.
71.
Чуркин Е.А. Дифференциальная
диагностика психотических состояний
при острых отравлениях//Интенсивная
терапия и реанимация при эндо- и
экзотоксикозах. - Екатеринбург, 1993.
С.62-64.
72.
Шмелев А.Г. Психодиагностика и
новые информационные технологии. -
В.кн.: Компьютеры и познание.- М.:Наука,1990,
с.87-104.
73.
Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики.
Учебное пособие для студентов
педвузов.- М., Ростов-на-Дону:"Феникс",
1996.- 544с.
74.
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор.
М.,1994.
75.
Энциклопедический музыкальный
словарь. Изд.2-е, испр. и доп., М.,
Сов. Энциклопедия, 1966.
76.
Юнг К.Г. К феноменологии духа в
сказке.- В кн. Культурология. ХХ век:
Антология - М., 1995, с.331-377.
77.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего
времени.- М.: "Прогресс", 1994.
78.
Ярошевский М.Г. История психологии.
М., 1985.
79.
Ясперс К. Смысл и назначение
истории. М.,1994 - 527 с.
80.
Brown N.O. Life against death: The pshychoanalytical meaning of
history. N.Y.,1959.
81.
Brightman E.S. Nature and values, N.Y., 1945.
82.
Brightman E.S. Personality and reality, N.Y.,1958.
83.
Gavrilin E., Miroshnik I. Orientable regulation of an
individual's psycho-emotional state.// "BRUSSELS EUREKA
'98", 47th World Exibition of Innovation, Research and New
Technology. Official catalogue, p.208.
84.
Gavrilin E., Miroshnik I. "Тhe TONIKA Automated System
of Control over the Human Psychoemotional Condition". Program
of International conference "Human-Computer Interaction"
(HCI'92), 1992, р. 13.
85.
Horney К. Neurotic Personality of our time. N.Y.,1967.
86.
Lusher M. The Lusher Color Test / Translated by J.Skott.
87.
Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y., 1954. Washington
Square Press.1971.
88.
Miksik O. In:"Ceskoslovenska psychologie",1979, R
XXIII, N 1, s.32.
89.
Miroshnik I. Gavrilin E. Interactive psychological theatre
using a CD ROM // "BRUSSELS EUREKA '98",
47th World Exibition of Innovation, Research and New
Technology. Official catalogue, p.180.
90.
New type of software // Home PC, May 1995. P.209.
91.
Perls F. Gestalt therapy verbatim. - Real People Press.
Calif., 1969.
92.
Rogers C.R. Client-centered therapy.- Boston: Houghton,1951.
93.
Self-Analysis Software // Windows sources, May 1995. P.199.
И.М.
МИРОШНИК, Е.В. ГАВРИЛИН...........................................................................
ОСНОВЫ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.............................................................................................................
Предисловие
научного редактора...............................................................................
Введение..........................................................................................................................
2. Способ
направленной регуляции
психоэмоционального состояния................
3.
Системы компьютеризированной
психотерапии.................................................
4.
Методические рекомендации для
профессиональных пользователей...........
5.
Апробации и перспективы ЛОК-терапии.............................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................................