ДАРИ ЛЮБОВЬ - ПОЛУЧИШЬ СЧАСТЬЕ. ПОЗНАВАЙ ИСТИНУ - НАЙДЕШЬ СВОБОДУ. ТВОРИ КРАСОТУ - ОБРЕТЕШЬ БЕССМЕРТИЕ.


 

И.М. МИРОШНИК, Е.В. ГАВРИЛИН...........................................................................

ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.............................................................................................................

Содержание.....................................................................................................................

Предисловие научного редактора...............................................................................

Введение..........................................................................................................................

 

1.  Метод ЛОК-терапии

1.1. Системный подход в ЛОК-терапии.................................................................

1.2. Компьютерные технологии в ЛОК-терапии..................................................

1.3. Философско-методологический базис ЛОК-терапии...................................

1.3.1. Теория постиндустриального персонализма...............................................

1.3.1.1. Истоки..............................................................................................................

1.3.1.2. "Внешнее" или "внутреннее"....................................................................

1.3.1.3. Концепция триединства личности.............................................................

1.3.1.4.  Закон продуктивного развития..................................................................

1.3.2. Тринитарная парадигма..................................................................................

1.3.3. Современная ситуация....................................................................................

1.3.4. Неософия............................................................................................................

1.4. Сверхзадача ЛОК-терапии................................................................................

1.5. Телеономичность ЛОК-терапии.......................................................................

2. Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния................

2.1. Прототипы  изобретения....................................................................................

2.2.  Принцип  психометрической классификации...............................................

2.3. Процедура психометрической классификации..............................................

2.4. Процедура телеономической психоэстетотерапии.......................................

2.5. Метод аудио-визуального симультанирования.............................................

2.5.1. Методика звуко-цветового симультанирования.......................................

2.5.2.  Методика "образ движения"........................................................................

2.5.3. Методика "симультанный художественный образ".................................

2.6. Примеры реализации способа...........................................................................

3. Системы компьютеризированной психотерапии.................................................

3.1.  АСУ ПСЧ "Тоника"...........................................................................................

3.2.  СD-ROM "Mysteries of the mind".....................................................................

3.2.1. Психотерапия в среде мультимедиа.............................................................

3.2.2. Специфика CD-ROM.......................................................................................

3.2.3. Архитектура и методики CD-ROM...............................................................

3.2.3.1. Отделение профессора Фрейда...................................................................

3.2.3.2. Отделение мисс Ирины................................................................................

3.2.3.3. Отделение доктора Евгения........................................................................

3.3. Программно-методический комплекс ЛОК-терапии...................................

" Интерактивный психологический театр"..........................................................

4. Методические рекомендации для профессиональных пользователей...........

4.1. Персонификации и архетипы в ИПТ...............................................................

4.2. Клинический и психометрический методы в ИПТ......................................

4.3. Методики ЛОК-терапии....................................................................................

4.4. Диспозиции ЛОК-терапии..................................................................................

4.5.  Оценка эффективности ЛОК-терапии...........................................................

4.6. Когнитивный способ анализа данных.............................................................

5. Апробации и перспективы ЛОК-терапии.............................................................

5.1. Реабилитация больных наркоманией и алкоголизмом................................

5.2. ЛОК-терапия в условиях санаторно-курортного лечения..........................

5.3. ЛОК-терапия в реабилитационной педагогике.............................................

5.4. Горизонты ЛОК-терапии...................................................................................

Заключение.....................................................................................................................

Список литературы........................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................................

CD-ROM «ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР»:.........................

ПСИХОТЕХНИКИ, МЕТОДИКИ. УПРАЖНЕНИЯ...................................................

ЗА КУЛИСАМИ ТЕАТРА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗ ПОМОЩИ)..............

Ваш путь в новый век...............................................................................................

От авторов....................................................................................................................

ДУХОВНАЯ СУБСТАНЦИЯ (ПРОФЕССОР ФРЕЙД)........................................

УПРАЖНЕНИЕ «ТРИЕДИНСТВО ЛИЧНОСТИ»................................................

Уважаемые читатели!..................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

© И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин, 1999

   ISBN 966-7152-24-3

 

 

 


И.М. МИРОШНИК, Е.В. ГАВРИЛИН

 

 

ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ[I.M.1] 

 

Харьков

«Рубикон»

1999

 



 

Рецензенты:

д-р мед. наук, проф. А.А.МАРТЫНЕНКО;

д-р психол. наук, проф. Б.Л.ГУЛЬМАН

Научный редактор:

д-р мед. наук, проф. Б. В. МИХАЙЛОВ, главный психотерапевт Министерства здравоохранения Украины

В монографии ИМ Мирошник и Е.В. Гаврилина впервые представлено новое междисциплинарное направление - компьютеризированная психотерапия. Публикуются описания изобретения и ноу-хау, которые удостоены медалей и почетных дипломов 47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology «BRUSSELS EUREKA'98». Рассматриваются проблемы перехода к постиндустри­альному обществу будущего. Для психологов, психотерапевтов, педагогов, студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заве­дений, а также широкого круга читателей, интересующихся новейшими направлениями психологии и психотерапии.

Монография рекомендована Харьковской медицинской академией последипломного образования в качестве дополнительного учебного пособия по медицинской психологии и психотерапии.

Копирование какой-либо части или всего материала книги явля­ется нарушением авторских прав и карается по действующему зако­нодательству.[1]

 

© И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин, 1999

   ISBN 966-7152-24-3

 


 

 

 

Это интернет-издание предназначено только для индивидуального просмотра. Копирование на других сайтах не разрешается. Тиражирование в какой-либо форме не допускается. При использовании материалов книги, ссылки на источник обязательны.

 

 

 

 


         


       Содержание данной странички

И.М. МИРОШНИК, Е.В. ГАВРИЛИН.. 1

ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.. 1

Содержание. 3

Предисловие научного редактора. 3

Введение. 6

 

 


                 Предисловие научного редактора

 

  Книга И. М. Мирошник, Е. В. Гаврилина впервые в отечественной и мировой литературе рассматривает основы нового  междисциплинарного научно-практического направления  -  личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии. Монография  включает  теоретические положения, эксперименты, методики и практические результаты, которые легли в  основу  разработанного  ее  авторами  оригинального метода компьютеризированной психотерапии.

   Несомненным достоинством работы И.М.Мирошник  и  Е.В.Гаврилина является комплексный подход, интегрирующий такие  области знаний, как медицинская, общая и  педагогическая  психология,  философия, системный анализ, новые информационные технологии. Авторы  обладают профессиональной  эрудицией,  глубокими  знаниями  и  опытом практической деятельности в этих областях, что делает книгу интересной для читателей разных специальностей:  врачей,  психологов, педагогов, инженеров-программистов и др.

   Монография И.М.Мирошник и Е.В.Гаврилина несомненно актуальна и своевременна. Сегодня сложились предпосылки, обусловливающие необходимость разработки новых форм и методов психотерапии.  С  одной стороны, наблюдается значительный рост психосоматических заболеваний. С другой стороны, имеет место зачастую неоправданное  дробление психотерапевтических методов, обусловленное не  столько  действительно различными методологическими и  методическими  концептуальными подходами, сколько рамками школы профессиональной  подготовки и личностными амбициями авторов. В этих  условиях  объективной перспективой развития следует считать создание  унифицированных, транскультуральных форм  и  методов  психотерапии  нового уровня - интегративных. Поэтому работа И.М.Мирошник и  Е.В.Гаврилина отвечает вызовам времени.

  Предложенные авторами монографии  медико-психолого-педагогический подход, метод и средства личностно-ориентированной компьютеризированной  психотерапии  соответствуют  объективной  тенденции развития и реально позволяют эксплицировать современные структурно-организационные  формы  и  направления  психотерапии,  которые имеют интердисциплинарный характер: концепцию психологической модели психотерапии; круг психотерапевтических  и  психокоррекционных мероприятий для медицинских психологов; методы развития  психологического консультирования и психокоррекционного  направления и пр.

  Монография является своеобразным итогом  творческой  работы  ее авторов - кандидата психологических наук И.М.Мирошник и  кандидата технических наук Е.В.Гаврилина, - фактически она  представляет собой полный цикл  научно-практических  исследований,  включающий теоретический анализ и постановку задачи,  экспериментальное  исследование,  разработку  теории,   разработку    инструментальных средств, апробацию на практике и широкое внедрение. В  этом  достоинстве таится и некоторый недостаток книги -  высокая  информационная плотность. Стремясь обобщить результаты более чем 15-летнего труда, авторы не всегда утруждают себя  детальной  проработкой теоретических  положений,  обладающих,  зачастую,  предельной научной новизной. Образно говоря, в книге опубликован "сухой  остаток", концентрат этих исследований, что, конечно  же,  не  снижает ее ценность, но требует обращения к дополнительной литературе по освещаемым в книге вопросам.

  Мои контакты с  авторами  дают  основание  утверждать,  что  их нельзя назвать "кабинетными учеными", напротив, они  ученые-практики, которые не только воплотили теорию в практические разработки, но и внедрили эти разработки в психологическом консультировании и психотерапии. Конечно, как и всякий научный  труд,  раскрывающий новое направление, книга не свободна от недостатков,  среди которых можно указать, например, неполный анализ литературы по теориям личности, личностно-ориентированному подходу в психотерапии и некоторым другим темам, которые затрагиваются  в  книге.  В монографии соседствуют разнородные понятия  и  термины  различных областей знаний: психологии, медицины, философии, системного анализа, что естественным образом затрудняет ее восприятие.  Но  эти недостатки есть оборотная сторона, "издержки" интегративного подхода - несомненного достоинства работы И.М.Мирошник и  Е.В.Гаврилина.

   Анализируя содержание по разделам монографии, необходимо отметить, что книга хорошо сруктурирована. Она состоит  из  введения, пяти основных разделов, заключения, списка литературы и  приложения. Каждый раздел в свою очередь разбит на подразделы и т.д. Такая четкая структура книги имеет важное значение для ее  успешного применения в качестве учебного пособия.

   В книге раскрываются широкие возможности использования в  психотерапии новых информационных технологий. Отмечается,  что  перспективным для психотерапии является сочетание технологии мультимедиа с технологиями телекоммуникации в сети Интернет.

   В этой связи мне хотелось  бы  отметить,  что  компьютеризация психотерапии сегодня - объективная необходимость. Несмотря на то, что психотерапия была и будет искусством профессионалов, она, тем не менее, не должна отставать от общих тенденций  развития  медицинской науки и практики - тенденций к технологичности и стандартизации. Компьютеризация психотерапии позволяет  совершенствовать методы и средства  психокоррекционных  воздействий,  обеспечивает стандартизацию (в позитивном смысле этого  слова),  воспроизводимость, тиражируемость и массовость психотехник;  открывает  новые возможности повышения эффективности психотерапевтических  воздействий за счет придания им полимодального и направленного  (телеономического) характера. Компьютеризированная психотерапия не  исключает личностный фактор. Напротив, как показывают авторы книги, она может повышать эффективность межличностного взаимодействия, а также позволяет психотерапевту компенсировать негативные  влияния субъективно-эмоционального фактора (усталость, психоэмоциональное напряжение, личные проблемы и т.д.). Применение  автоматизированных систем ЛОК-терапии в качестве АОС (автоматизированных обучающих систем) открывает новые возможности интенсификации и  повышения эффективности учебного процесса. Сегодня есть основания предполагать, что формирование знаний, умений и навыков по  использованию новых компьютерных технологий в психотерапии становится одной из ключевых задач подготовки высококвалифицированных психотерапевтов-профессионалов.

  Современный этап социального развития  Украины  характеризуется чрезвычайно высоким уровнем психоэмоционального напряжения  населения, что приводит к существенному ухудшению уровня  психического здоровья в популяции. В этих условиях  становится  весьма  актуальной задача разработки  и  внедрения  в  психотерапевтическую практику методов и средств нефармакологической оперативной  регуляции психоэмоционального состояния.  В  этой  связи  заслуживает внимания предложенный Е.В. Гаврилиным  и  И.М.  Мирошник  "Способ направленной регуляции психоэмоционального  состояния  человека". Авторы книги приводят достаточно подробное описание этого изобретения, что, несомненно,  значительно  повышает  практическую ценность книги. Разработанный авторами способ удостоен бронзовой медали на Всемирном салоне изобретений и новых технологий в Брюсселе "BRUSSELS EUREKA'98".

  В книге приводится описание англоязычной и  русскоязычной  версий СD-ROM для ЛОК-терапии ("Mysteries of the mind"  и  "Интерактивный психологический театр" (ИПТ), которые  практически  реализуют теоретические подходы, представленные в монографии. Отметим, что программно-методический комплекс  ЛОК-терапии  "Интерактивный психологический театр" награжден  серебряной  медалью  Всемирного салона  изобретений  и  новых  технологий  в  Брюсселе  "BRUSSELS EUREKA'98".

   Завершая представление  книги  И.М.Мирошник  и  Е.В.Гаврилина, следует признать, что ими создано новое  междисциплинарное  научное направление и оригинальный  метод  ЛОК-терапии;  осуществлены практические разработки инструментальных средств  для  психотерапии, психопрофилактики, психокоррекции с применением новых информационных технологий; проведена апробация новых теоретических моделей и оригинальных программных разработок на  практике.  Проведенная авторами работа получила адекватное отражение  в  монографии "Основы личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии". Данный труд может быть  рекомендован  для  внедрения  в учебный процесс при чтении лекций  по  медицинской  психологии  и психотерапии, новым компьютерным технологиям в медицине. Надеюсь, что книга будет в целом позитивна воспринята в  среде  профессиональных психотерапевтов и психологов и внесет свой вклад в развитие психотерапии и медицинской психологии в Украине.

 

 

   Профессор,  доктор  медицинских наук    Б.В.Михайлов

 


        Введение

 

   В последнее десятилетие страны СНГ переживают  глобальный  социально-экономический кризис - период ломки общественного уклада, характеризующийся нестабильностью, нарушением привычного  порядка в области идеологии, мировоззрения, этических норм, а также  многочисленными конфликтами, которые порождают  и  поддерживают  социально-психологические условия, ограничивающие продуктивное развитие личности.

   Ситуация требует разработки и внедрения в практику  общественной жизни новых методов и средств,  обеспечивающих  психологическую защиту и реабилитацию личности. Сегодня можно говорить о том, что сохранение личностного потенциала - проблема национальной безопасности. Эта государственная и междисциплинарная  проблема  не может быть решена без объединения усилий психологов,  социологов, культурологов, медиков, педагогов, юристов и специалистов  других профессий.

   Одним из  путей  ее  решения  является  разработка  методов  и средств, обеспечивающих комплексную медико-психолого-педагогическую (МПП) реабилитацию, направленную на развитие  и  гармонизацию самосознания личности [42].

   Отметим, что предлагаемый нами МПП  подход  к  решению  задачи реабилитации личности основывается на экстранозологическом  принципе и не является синонимом дефектологического, так как,  с  нашей точки зрения, многие острые или хронические дистрессовые состояния и неврозы, возникающие у взрослых и детей в  условиях  социально-экономического кризиса, являются  следствиями  блокировки возможностей развития личности (экзогенный фактор патогенеза), но не следствиями эндогенной ограниченности этих возможностей.

   Суть предлагаемого реабилитационного подхода - комплексное использование передовых технологий реабилитации личности в  медицине, психологии и педагогике с целью создания оптимальных  условий для ее самоосуществления. Очевидно, что мы не обладаем  средствами оперативного воздействия на  глобальные  социально-экономические процессы. Однако для достижения поставленной  цели  мы  можем воздействовать на социально-психологические и педагогические  исполнительные механизмы, определяющие социальную  ситуацию  развития личности. Воздействовать таким  образом,  чтобы  сформировать новую систему экспектаций общества постиндустриальной персоналистической культуры, в котором ценности самоосуществления  личности доминируют над ценностями потребления [13;41].

   Одним из путей эффективного решения этой задачи является широкое внедрение в медицинскую и психолого-педагогическую   практику программно-методических комплексов оперативной личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии, реализованных на  базе персональной ЭВМ. Эта проблема была поставлена нами  в  период работы в Московском НИИ Скорой помощи им. Склифосовского [12;43].

Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что  ее  актуальность значительно возросла. Не секрет, что практически каждый психолог, психиатр, психотерапевт в своей работе с пациентами  сталкивается сегодня с особой патогенностью  психических  травм,  связанных  с возникшей амбивалентностью ценностных ориентаций, мировоззрений и этических норм. Люди разных возрастных групп и социального статуса растеряны перед открывшейся в условиях демократии свободой выбора ценностей и стилей жизни. Возникающая при этом  неопределенность самосознания личности во многих случаях выступает  как  латентный стресс-фактор, провоцирующий девиантное  поведение,  дисфункции социальных ролей, психосоматические заболевания.

   Практика показала, что нейтрализовать патогенное  психоэмоциональное напряжение и повысить уровень фрустрационной толерантности личности удается путем расширения  и  гармонизации  смыслового поля ее самосознания. Для этого, в отличие от  наиболее  распространенной в медицинской психологии двухфакторной модели, рассматривающей личность как биосоциальную целостность [57,77],  в  личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии  мы  используем персоналистическую философско-психологическую  концепцию триединства личности, которая учитывает три фактора, влияющих  на самосознание и деятельность личности: природный  (биологический), социальный и духовный [42].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




[1] Это интернет-издание предназначено только для индивидуального просмотра. Копирование на других сайтах не разрешается. Тиражирование в какой-либо форме не допускается. При использовании материалов книги, ссылки на источник обязательны.


 [I.M.1] Это интернет-издание мы подготовили по многочисленным просьбам, полученным по электронной почте. Издание подготовлено на основе авторского текста одноименной книги, опубликованной в харьковском издательстве «Рубикон». С момента издания монографии прошло более трех лет и, конечно же, за это время ЛОК-терапия развивалась практически и теоретически. Однако мы удержались от искушения дополнить и отредактировать текст книги. Надеемся это сделать в готовящейся к изданию новой работе.  Некоторые незначительные расхождения с опубликованным текстом книги обусловлены работой редакторов и корректоров издательства «Рубикон». С целью сокращения объема информации мы исключили из этой публикации рисунки, графики и диаграммы. Кроме этого значительно сокращено «Приложение». В остальном интернет-издание можно считать идентичным книге. Будем благодарны за отзывы и предложения. Спасибо за интерес к нашей работе. Ирина Мирошник. Евгений Гаврилин.

 



          ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОСМОТРА КНИГИ

И.М. МИРОШНИК, Е.В. ГАВРИЛИН...........................................................................

ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.............................................................................................................

Предисловие научного редактора...............................................................................

Введение..........................................................................................................................

 

1.  Метод ЛОК-терапии

2. Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния................

3. Системы компьютеризированной психотерапии.................................................

4. Методические рекомендации для профессиональных пользователей...........

5. Апробации и перспективы ЛОК-терапии.............................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................................

 

 

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz