ДАРИ ЛЮБОВЬ ПОЛУЧИШЬ СЧАСТЬЕ ПОЗНАВАЙ ИСТИНУ НАЙДЕШЬ СВОБОДУ ТВОРИ КРАСОТУ ОБРЕТЕШЬ БЕССМЕРТИЕИ.М. МИРОШНИК, Е.В. ГАВРИЛИН

 

 

ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 

 

Харьков

«Рубикон»

1999

 



 

Рецензенты:

д-р мед. наук, проф. А.А.МАРТЫНЕНКО;

д-р психол. наук, проф. Б.Л.ГУЛЬМАН

Научный редактор:

д-р мед. наук, проф. Б. В. МИХАЙЛОВ, главный психотерапевт Министерства здравоохранения Украины

В монографии ИМ Мирошник и Е.В. Гаврилина впервые представлено новое междисциплинарное направление - компьютеризированная психотерапия. Публикуются описания изобретения и ноу-хау, которые удостоены медалей и почетных дипломов 47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology «BRUSSELS EUREKA'98». Рассматриваются проблемы перехода к постиндустри­альному обществу будущего. Для психологов, психотерапевтов, педагогов, студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заве­дений, а также широкого круга читателей, интересующихся новейшими направлениями психологии и психотерапии.

Монография рекомендована Харьковской медицинской академией последипломного образования в качестве дополнительного учебного пособия по медицинской психологии и психотерапии.

Копирование какой-либо части или всего материала книги явля­ется нарушением авторских прав и карается по действующему зако­нодательству.[1]

 

© И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин, 1999

   ISBN 966-7152-24-3

 


 

 

 

Это интернет-издание предназначено только для индивидуального просмотра. Копирование на других сайтах не разрешается. Тиражирование в какой-либо форме не допускается. При использовании материалов книги, ссылки на источник обязательны.

 

 

 

 


         


       Содержание данной странички


4. Методические рекомендации для профессиональных пользователей. 1

4.1. Персонификации и архетипы в ИПТ.. 2

4.2. Клинический и психометрический методы в ИПТ.. 5

4.3. Методики ЛОК-терапии.. 6

4.4. Диспозиции ЛОК-терапии.. 9

4.5.  Оценка эффективности ЛОК-терапии.. 10

4.6. Когнитивный способ анализа данных.. 12

 

4. Методические рекомендации для профессиональных пользователей

 

 

   Программно-методический  комплекс  ЛОК-терапии  ИПТ  реализует системный подход в психотерапии и включает шесть  основных  методик компьютерной психотерапии. Каждая методика моделирует в интерактивном режиме сеанс психодиагностики и  психотерапии,  который "проводит" один из компьютерных психотерапевтов,  символизирующих (в отличие от англоязычной версии CD-ROM) одну из  трех  субстанций личности: природная субстанция - доктор  Евгений;  социальная субстанция - мисс Ирина; духовная субстанция - профессор Фрейд.

 

 

               /// 3.tif ///

 

  Рис. 4.1. Природная субстанция  (доктор  Евгений)

 

 

               /// 5.tif ///

 

  Рис. 4.2. Социальная субстанция  ( мисс Ирина)

 

               /// 2.tif ///

 

  Рис. 4.3. Духовная субстанция    ( профессор Фрейд )

 

 

 

  В соответствии с системным подходом в ЛОК-терапии,  моделирование продуктивного межличностного взаимодействия  в  интерактивном психологическом  театре  осуществляется  посредством   реализации принципов телеономической психотерапии. Персонажи театра,  конечно же, не обладают эмпатией, как профессиональные психотерапевты, но, реализуя принципы системного  подхода,  мультимедиа-программа моделирует процессы эмоционально-образной идентификации, "заставляя" художественные образы персонажей театра компарировать,  подстраиваться к состоянию и переживаниям клиента. Причем  подстройка и воздействие на состояние клиента  происходят  не  только  на уровне вербализованной семантики, но и на уровне элементарных образных моделей (звуковых, цветовых, графических форм),  связываемых посредством эмоционально-образной идентификации  в  единый интермодальный язык невербализованных смыслов. Клиент, ощущая эту компарацию художественных образов и  смыслов,  невольно  дешифрирует ее эмоциональный код  и, воспринимая  ее  как  эмоциональную идентификацию, вступает в интимный процесс  продуктивной  рефлексии, опосредствованный взаимодействием с персонажами  интерактивного психологического театра.

 

    4.1. Персонификации и архетипы в ИПТ

 

   Персонифицируя субстанции самосознания личности, мы  опирались на некоторые подтвердившие свою практическую ценность идеи аналитической психологии К.Г.Юнга. В частности, гипотеза Юнга об архетипах - универсальных образах или символах, содержащихся  в  коллективном бессознательном и предрасполагающих индивидуума испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом  относительно данного объекта, - помогла нам определиться с персонификацией субстанций самосознания личности в ИПТ:  Ирина  -  архетип анимы; Евгений - архетип анимуса; старец Фрейд - архетип Духа.  В архетипах Ирины-анимы ( внутреннего образа женщины в  мужчине)  и Евгения-анимуса ( внутреннего образа мужчины в женщине)  для  нас первостепенное значение имеет утверждение андрогинной природы человека, которое является одним  из  ключевых  моментов  философии русского персонализма.

   Выбор в качестве архетипа Духа  образа  профессора  Фрейда  на первый взгляд кажется парадоксальным, однако при  ближайшем  рассмотрении этот выбор целесообразен.  Некоторые  аргументы  в  его пользу мы находим у самого Юнга. Учитывая глубокий смысл и значение нижеследующих высказываний для понимания компьютерной методики "Цвет сна", приводим их прямым цитированием из работы Юнга  "К феноменологии духа в сказке"[76].

 1) "Духовной сущности свойственны, во-первых, принципы  спонтанности движения и деятельности, во-вторых, свойство свободного порождения образов вне чувственного восприятия и, в-третьих,  автономное и суверенное манипулирование этими образами" [76,336].

 2) "Образ старого мудреца не только в сновидениях, но и в  медитативных видениях (или в так называемом  "активном  воображении") может выражаться столь пластично, что, как это, по всей  видимости, бывает в Индии, начинает играть роль  гуру.  "Старый  мудрец" появляется в сновидениях как маг, врач, священник, учитель,  профессор,    дед    или    какая-нибудь личность, обладающая авторитетом" [76,339].

 3) "Частота, с которой в сновидениях тип духа  возникает  в  качестве старца, примерно соответствует таковой в  сказках.  Старец появляется всегда, когда герой оказывается в  безнадежной  и  отчаянной ситуации, из  которой  его  может  вывести  лишь  основательное ее взвешивание или счастливая мысль и, таким образом, духовная функция или эндопсихический автоматизм. Но  поскольку  герой по внешним или внутренним причинам  не  в  состоянии  осуществить это действие, то, компенсируя это бессилие, появляется нужное знание - в форме персонифицированной мысли, а именно в облике дающего совет и помощь старца" [76,340].

 4) "...старец берет на себя усилия  его  собственного  мышления.

Разумеется, сам старец и есть это  целесообразное  размышление  и концентрация моральных и физических сил, которые спонтанно реализуются во внесознательном психическом пространстве, когда  сознательное мышление еще или уже невозможно. Концентрации и  напряжению психических сил свойственно то, что снова и снова  проявляется как магия; они-то и развивают ту неожиданную способность,  которая  часто   намного    превосходит сознательные действия воли" [76,341].

 5) "Частенько старец в сказках  ставит  вопросы:  "Кто?  Почему? Откуда и куда?", чтобы тем самым подготовить  самоконцентрацию  и собрать моральные силы, а еще чаще  он  представляет  необходимые волшебные редства...Достигнутые посредством этого просветление и распутывание клубка судьбы частенько проявляются  прямо-таки  как какое-то волшебство, - опыт, не вовсе  неизвестный  психотерапевтам" [76,342].

 6) "Тенденция старца побуждать к размышлениям обнаруживается и в форме требования сперва "об этом поспать". Девочке, которая  ищет своих исчезнувших братьев, он говорит так:  "Ложись  спать:  утро вечера мудренее" [76,342].

 7) "Старец знает пути, ведущие к цели, и указывает их герою.  Он предупреждает о грозящей опасности и дает средства  встретить  ее во всеоружии" [76,343].

 8) "Таким образом, старец представляет, с одной стороны, знание, постижение, размышление, мудрость, ум и интуицию, а с другой стороны, моральные качества - благожелательность  и  готовность  помочь, благодаря чему должен окончательно проявиться  его  "духовный" характер. Поскольку архетип есть автономное содержание  бессознательного, то сказка, которая и вообще-то конкретизирует  архетипы, дает старцу возможность появляться во сне, и при том так, как это бывает в современных сновидениях" [76,343].

 9) "Наряду с умом, мудростью и знанием старец, как уже  упоминалось, отличается моральными качествами, даже более того: он испытывает моральные способности людей и одаряет их в зависимости  от такого испытания" [76,346].

   Вместе с Юнгом мы привели более чем  достаточно  аргументов  в пользу символизации духовной субстанции образом  старого  мудрого профессора. Однако  остается открытым вопрос, почему этим профессором становится Фрейд, который с точки зрения того же  Юнга  был весьма далек от идеала духовной субстанции?

   Ответ прост. Дух венского профессора появляется в  интерактивном психологическом театре по двум основным причинам.  Во-первых, как указывает Юнг, все архетипы имеют как позитивный, благоприятный, светлый, указывающий вверх характер, так и указывающий вниз, отчасти негативный и неблагоприятный, отчасти прямо  хтонический, но в основном нейтральный аспект [76,347]. Таким образом, по мнению Юнга, у старца двойственный, эльфический характер, что  вполне согласуется с восприятием отца психоанализа в массовом  сознании. Во-вторых, усилиями ассоциации психоаналитиков и не без  помощи средств массовой информации, образ Фрейда стал символом глубинной психологии для обыденного сознания индивидуума.  Он  вызывает доверие и трепет, как и положено чародеям-старцам из сказок, о которых писал Юнг.

   Что же касается самой методики "Цвет сна", то, конечно же, она никогда не использовалась Фрейдом в полном объеме (как,  впрочем, и каким-либо другим психоаналитиком или  психологом).  Правда,  в фазе погружения в сон эта методика коррелирует с методикой гипнокатарсиса, с помощью которой австрийский невропатолог Брейер лечил больных. В состоянии транса  Брейер  предлагал  им  вспомнить травмирующее событие, которое привело к  болезненному  состоянию.

   На сеансах Фрейда в ИПТ клиент также зачастую переживает  психотравмирующее событие, которое частично или полностью амнезировано, и, тем самым, может отреагировать на него, что и служит одним  из факторов излечения невроза. Фрейд в период  совместной  работы  с Брейером занимался гипнокатарсисом, но затем  перешел  на  другие теоретические позиции и от этой методики отказался,  отдав  предпочтение методу свободных ассоциаций.

   Заканчивая анализ персонификаций, не можем не упомянуть  главный персонаж в ИПТ - абсолютную личность Иисуса Христа, символизирующую абсолютный архетип "триединства".  Каждая  интеракция  в психологическом театре открывается ключевой установкой  концепции триединства личности: "Личность человека триедина и в этом  триединстве она подобна абсолютной личности  бога..."  Иисус  Христос персонифицирует идеал постиндустриального  персонализма  -  идеал единства, но не тождества трех ипостасей  (субстанций)  личности, взаимопроницаемых в личностном отношении Любви.

 

                    /// Илл. Deik.tif ///

 

    Рис. 4.1.1. Иисус Христос  персонифицирует  идеал  постиндустриального персонализма

 

 

   Идея Любви - принятия другого  как  себя  самого  -  этический идеал постиндустриального персонализма, пронизывающий  практически все психокоррекционные программы ИПТ. Ибо только Любовь открывает человеку тайну и путь преодоления его внутреннего и  внешнего антагонизма.

   Есть в ИПТ  еще  один  персонаж - секретарь  Барбара,  которая блестяще справляется со своей компьютерной  ролью,  не  произнося при этом ни единого слова.

 

 

                /// Рисунок 3.cdr ///

 

 

   Рис. 4.1.2.  Автоматический секретарь Барбара

 

   Барбара - суть персонификация самосознания безмолвного индивидуума, отдавшегося полностью выбранной социальной роли.  Его  "Я" не имеет своего голоса. Оно безмолвно в этом мире. Барбара -  это тень личности, в терминологии Юнга  "архетип  Персона"  -  маска, публичное лицо, отчужденное от триединой сущности и  поэтому  немое, лишенное жизненной силы, самости, Личности. Барбара  безлична. Она точно такая же, как миллионы других - тождественных и неразличимых. Однако ее присутствие в Театре символизирует  возможность самоизменения, самоосуществления личности,  которая  открывается каждому пользователю интерактивного психологического театра.

 

 

       /// Илл. делает художник по эскизу ///

 

 

    Рис. 4.1.3. Граф отношений между персонажами

                интерактивного психологического театра

 

   Барбара - точка входа, область идентификации обыденного  самосознания индивидуума. Евгений, Ирина, Фрейд - три субстанции гармонизации, посредством которых происходит самоосуществление  личности пользователя. Христос - идеал абсолютной (тринитарной) Личности, асимптотически приближаясь к которому, пользователь  Интерактивного психологического театра  обретает  качество  Сопричастности.

 

    4.2. Клинический и психометрический методы в ИПТ

 

   Каждая  из  шести  методик  ЛОК-терапии  ("Темп",    "Баланс", "Тонус", "Цвет отношений", "Я и другие", "Цвет сна")  может  быть использована для решения конкретных психодиагностических и психотерапевтических задач. Однако  из этого не  следует,  что  ИПТ  - мультимедийный сборник тестов  и  психокоррекционных  упражнений.

Напротив, ИПТ - это целостная система компьютерной  психотерапии, направленной на комплексную, медико-психолого-педагогическую реабилитацию личности пациента.

   Реализуя методологию системного подхода  в  психотерапии,  ИПТ обеспечивает единство психометрического  и  клинического  методов обследования. При этом предполагается доминирование  клинического метода, а психометрия выступает как вспомогательное  средство.  В этом подходе мы солидарны с Л.С. Выготским, который отмечал,  что "Чрезмерная боязнь так называемых субъективных методов в толковании и попытка получить результаты... исследований чисто  механистическим, арифметическим путем, как это имеет место в системе Бине, ложны" [9,Т.5,299].

   Однако  доминирование клинического метода в системном  подходе отнюдь не означает, что результаты психометрии подвергаются  сомнению. Напротив, как показала клинико-психологическая  апробация, компьютерные психодиагностические методики, включенные в ИПТ, надежны и прекрасно решают свои задачи. Но,  говоря  о  клиническом методе, мы делаем акцент на совершенно иную, чем при  стандартном тестовом обследовании, установку - активную и гибкую, а  не  нейтральную! При такой  установке  врач  фиксирует  не  только  формальный результат того или иного тестового задания, но и многообразные качественные особенности поведения пациента, возникающие в период выполнения задания.

   В системном подходе результаты тестирования выступают как промежуточные данные, на основе анализа которых строится психокорригирующее воздействие. Более того, системное единство  диагностики и коррекции в ЛОК-терапии строится на понимании того факта,  что, при определенных  условиях,  психодиагностика  включает  элементы психокоррекции, а психокоррекция выступает как стимульное воздействие, вызывающее реакцию клиента, клинический  (или  психометрический) анализ которой позволяет осуществлять диагностику. Поэтому все тестовые методики, включенные в ИПТ, являются  одновременно психокоррекционными, а вторичные реакции обследуемого на  психокоррекционные воздействия  информативны  для  психодиагностики. Так, например, процедура представления испытуемому заключения  по результатам тестирования рассматривается с точки зрения системного подхода  как  предъявление  вторичной  стимульной  информации, реакция на которую дает дополнительные диагностические и  коррекционные возможности. Аналогично анализируются реакции клиента  на формируемые системой психокорригирующие воздействия.

 

    4.3. Методики ЛОК-терапии

 

   С точки зрения профессионального пользователя (врача, психолога, педагога) компьютерные виртуальные психотерапевты выполняют функции  (роли) его ассистентов, которые берут на себя не только  всю  рутинную работу по проведению, обработке и архивации данных психодиагностического эксперимента, но и могут провести психоанализ сновидений, психосинтез, гипносуггестию, эстетотерапию, арттерапию или коррекцию стиля межличностных отношений клиента.

   На сеансах ЛОК-терапии  пациент  вовлекается  в  интерактивный диалог с компьютерными партнерами, способствующий  активизации  и тренингу внимания (методика  "Темп"),  развитию  саморефлексии  и преодолению отчуждения от собственных переживаний (методика  "Тонус"), развитию эмоционально-образного восприятия (методика  "Баланс"), образного мышления (методика "Цвет сна"). В процессе  игры в психологическом театре развивается способность входить в ту или иную социальную роль, корригировать стиль межличностных отношений (методика "Я и другие"), развивается способность к самоанализу и саморегуляции (методика "Цвет отношений"). Таким  образом, каждая методика наряду с психодиагностическими возможностями  несет лечебную, терапевтическую нагрузку.

   Например, лечебное действие методики  ЛОК-терапии  "Цвет  сна" обусловлено возможностью удовлетворения в идеальном мире сна  тех подчас неосознанных влечений и потребностей, которые пациент не в состоянии удовлетворить в "необратимом" реальном мире. Кроме этого, разработанная нами диагностическая процедура впервые в  мировой практике позволяет автоматизировать психоанализ сновидений. В отличие от традиционного  психоаналитического  подхода,  методика "Цвет сна" основывается не на анализе символов, а на анализе психоэмоциональных состояний, возникающих в сновидениях. В целом эту методику можно рассматривать как методику онейрической  ЛОК-терапии.

   Если методика "Цвет сна" дает катарсический выход  подавленным чувствам и влечениям и позволяет активизировать онейрическую деятельность, то методики "Я и другие" и "Цвет отношений"  дополняют ее лечебный эффект, давая возможность гармонизовать,  перестроить отношения пациента к самому себе и к значимым  другим,  расстройство которых зачастую и составляет сущность невроза.

   Лечебное действие компьютерной методики "Я и  другие",  реализующей телеономическую технику ролевых  психометрических  продукций, аналогично механизмам терапевтического эффекта в  психодраме Морено (отреагирование, эмоциональный катарсис,  ролевая  коррекция и т.д.), но одновременно оно дополняется лечебными  эффектами феноменологического направления  терапии  (Роджерс  [92],  Маслоу [87]), имеющей, как это не  парадоксально  звучит,  направленный, телеономический характер. Катартическая разрядка, которая в  психодраме, имеющей весьма сложную и  дорогостоящую организационную структуру, "подстегивается" врачом и его помощниками, в  интерактивном психологическом театре совершается путем  психометрической идентификации "реального Я" с художественным ролевым образом.

   Репертуар методики "Я и другие" составлен из произведений  литературы, соответствующих по своему содержанию  задачам  клиники. Поэтому психометрическая идентификация реального "Я-образа" с отрицательным в этическом, социальном смысле  персонажем  оказывает глубокое психологическое воздействие на личность и  вызывает  катартическое эмоциональное  потрясение.  Для  создания  идеального "Я-образа" база художественных персонажей содержит психометрические портреты персонажей классической и современной литературы гуманистического содержания. Вхождение в личностную роль, подобранную в ИПТ индивидуально, с  учетом  психологических  особенностей пациента, способствует повышению  эффективности  и  оперативности реабилитации личности даже в таких  клинически  сложных  случаях, как лечение наркомании.

   Заметим, что основное предназначение ИПТ -  идивидуальная  по форме ЛОК-терапия. И это, с одной стороны, в корне  отличает  его от психодрамы и лечения театром в  лечебно-драматической  студии, однако, с другой стороны, не мешает эффективно использовать  компьютерную методику "Я и другие", включающую телеономическую  психотехнику ролевых психометрических продукций,  для  дифференцированного подбора репертуара и ролей в групповой арттерапии.

   Работая с методиками ЛОК-терапии, профессионал обнаружит  элементы и оригинальные модификации техник психосинтеза, гештальттерапии, клиенто-центрированной, гуманистической, позитивной психотерапии, арттерапии, либротерапии,  музыкотерапии,  цветотерапии, психотехник самоанализа и саморегуляции. Наряду с  разнообразными техниками психокоррекции, в ИПТ включены адаптированные  и  стандартизированные в клинической практике авторские модификации психодиагностических тестов Лири, Люшера, Микшика,  Шульте.  Однако, используя ИПТ в профессиональной  деятельности,  важно  понимать, что психодиагностические и  психокоррекционные  методики  составляют единый программно-методический комплекс, реализующий системный подход в психотерапии и обеспечивающий телеономическую психокоррекцию.

   На сеансах ЛОК-терапии с применением ИПТ клиент вовлекается  в процесс психодиагностики и психокоррекции  как  активный  субъект самоанализа, саморегуляции и саморазвития.  Следовательно, в  ИПТ главная роль принадлежит пациенту. Задача врача и его  компьютерных ассистентов - мотивировать клиента к доверительной и  вдумчивой работе с самим собой. Такая синергическая  система  отношений стимулирует личностную активность клиента. Поэтому в своих  спонтанных высказываниях и поведении, возникающих на сеансах  ЛОК-терапии, он естественно раскрывает глубинные переживания,  навязчивые состояния и страхи, делится мечтами и сновидениями,  в  которых осуществляются затаенные желания и  проявляются  неосознанные психологические конфликты.

   Как мы уже указывали, задача врача и его виртуальных  ассистентов, с одной стороны, побуждать клиента к этим спонтанным  самовыражениям; с другой стороны, наблюдать, фиксировать,  анализировать эти реакции, а также оперативно коррегировать его систему установок, личностных отношений и смыслов. Под руководством опытного психолога, который легко решает  эту  двухстороннюю  задачу, трансформация самосознания клиента в ИПТ происходит постоянно: от сеанса к сеансу; от методики к методике; от  диалога  к  диалогу. Поэтому в руках профессионала ИПТ не только повышает  качество  и эффективность психотерапии, но и позволяет многократно  сократить временные затраты, необходимые  для  дстижения  аналогичных  результатов с помощью нетелеономических техник психокоррекции.

 

   4.4. Диспозиции ЛОК-терапии

 

   В общем случае, врач (психолог, педагог), использующий  ИПТ  в своей профессиональной деятельности, может занимать три  функционально различные позиции относительно клиента:

1.    автономную;

2.    сопровождающую;

3.    синергическую.

   В зависимости от  целей  и  задач,  стоящих  перед  профессиональным пользователем, он может занимать на  сеансах  ЛОК-терапии одну из этих позиций или менять их от сеанса к сеансу.

  1) В автономной позиции врач планирует сеанс ЛОК-терапии и дает общие установки по его проведению непосредственно  клиенту  и/или вспомогательному персоналу (например, дежурной  медицинской  сестре). Главная задача врача мотивировать клиента на игру в  психологическом театре. Автономно  играя  в  ИПТ  свою  главную  роль, клиенты постепенно вовлекаются в опосредствованный  интерактивный диалог со своим внутренним "Я" в трех его субстанциях  -  природной, социальной и духовной. Искусственный интеллект  виртуальных ассистентов, создавая психотерапевтическую  среду,  благоприятную для реабилитации личности, направляет и опосредствует  этот  рефлексивный по сути процесс самопознания и самоосуществления.  После завершения каждого сеанса врач анализирует результаты  (записи в базе данных) в режиме  отсроченной  интерпретации  и  планирует следующий сенс.

  2) В позиции сопровождения клиента врач присутствует  непосредственно на всем сеансе или  на  его  ключевых  фазах.  Врач  дает клиенту установку на самоанализ, саморегуляцию,  саморазвитие  (в целом - самоосуществление), оставляя за собой функции,  описанные Роджерсом в клиенто-центрированной психотерапии, с той  лишь  существенной разницей, что самоосуществление клиента опосредствуется методиками ЛОК-терапии, входящими в ИПТ, и носит телеономический характер. Есть основания полагать, что ЛОК-терапия  позволяет преодолеть основные  недостатки  недирективной  психотерапии  (по Роджерсу), с одновременным сохранением ее очевидных достоинств.

  3) В синергической позиции врач и пациент на сеансах  ЛОК-терапии вступают в активное межличностное взаимодействие в терапевтической среде, создаваемой интерактивным психологическим  театром. Эта уникальная среда выводит взаимодействие психотерапевта и  пациента далеко за пределы стереотипных отношений "врач - больной", обычно возникающих  в  лечебном  кабинете,  и  открывает  принципиально новые возможности оперативной психодиагностики и  коррекции личности.

   Реабилитация личности через гармонизацию ее самосознания - основная цель, сверхзадача ИПТ, решение  которой  в  полном  объеме возможно только при условии синергичных отношений двух неповторимых личностей врача и пациента. Поэтому, формулируя девиз личностно-ориентированной компьютерной психотерапии, который вынесен на лицевую сторону CD-ROM, мы обращались одновременно и к психотерапевту и к его клиенту:

           « Дари         Любовь     Получишь  Счастье

             Познавай  Истину    Найдешь    Свободу

             Твори        Красоту   Обретешь  Бессмертие».

   В синергической диспозиции пациент, врач и компьютерные ассистенты взаимодополняют друг друга и создают единую психотерапевтическую систему, позволяющую эффективно  и  оперативно  решать  не только частные психокоррекционные задачи, но и комплексную  задачу медико-психолого-педагогической реабилитации личности.

   Интеллектуальный личностно-ориентированный интерфейс ИПТ  позволяет эффективно работать с системой и профессиональному  психологу (психиатру,  психотерапевту) и  специалисту,  не  владеющему знаниями в этих областях (врач-терапевт, педагог и т.д.).

   Главное требование к специалисту для успешной работы с  ИПТ  - это не безразличие к пациенту (клиенту, ученику).  Выражаясь  более определенно, можно сказать, что безличным и безразличным психологам, врачам, педагогам мы  не  рекомендуем  применять  ИПТ  в своей профессиональной деятельности.

   Интерактивный психологический театр особенно  эффективен  там, где для специалиста актуальна задача создания  в  своем  кабинете психотерапевтической среды,  комплексно  воздействующей  на  личность; где решая конкретную медицинскую, психологическую, педагогическую задачу, профессионал не теряет системного видения  проблемы Человека.

 

    4.5.  Оценка эффективности ЛОК-терапии

 

   В процессе работы с ИПТ профессионал получает возможность оперативно оценивать эффективность лечебного процесса,  дополнять  и корригировать диагноз, уточнять представления о личности  пациента и все более точно и  направленно  планировать  и  осуществлять психокоррекционную работу. Для автоматизации оценки  эффективности и планирования лечебного процесса ему  предоставляются  в  ИПТ две взаимодополняющие возможности: клинико-описательная и  психометрическая.

   Первая возможность - суть  описание  процесса   психотерапии  в конкретных случаях и клинический  (или  психолого-педагогический) анализ динамики актуального состояния клиента в  различных  фазах сеанса. Этот способ оценки привычен  клиницисту,  поэтому  в  ИПТ предусмотрены средства его автоматизации. А  именно:  каждая  запись психометрических данных, полученная автоматически на определенной фазе сеанса в результате выполнения тех или иных манипуляций, всегда содержит дату, время формирования, имя респондента, и специальный раздел "комментарии",  который   ативизируется  нажатием одноименной кнопки на экране. Внесенные с клавиатуры компьютера комментарии "привязываются" к записи  психометрических  данных и могут анализироваться в  режиме  отсроченной  интерпретации записей в данной методике или при работе с архивами базы  данных. Таким образом, специалист имеет возможность ведения автоматизированного журнала сеансов по каждому  клиенту  и  полной  картотеки своих комментариев по всем клиентам, сеансам, методикам.

   Для клинического анализа динамики состояния пациентов  записи комментариев с помощью специальных фильтров автоматически  сортируются по датам и времени формирования, по  названиям  методик  и именам клиентов. При необходимости они могут быть выведены в  отдельный архивный файл или распечатаны на принтере.

 

 

 

  ///  иллюстация - экран архивов///

 

 

    Рис. 4.5.1. Диалоговое окно картотеки

 

 

   Психометрический анализ эффективности  психотерапии  дополняет клинико-описательный. В тех  методиках  ЛОК-терапии,  где  в  результате психодиагностики формируются численные значения тех  или иных показателей (параметров) актуального состояния клиента, возможен и сравнительный анализ динамики этого состояния  по  заданным показателям. Профессиональному  пользователю  предоставляется возможность в режиме "Записи" по любой из методик  Темп,  Баланс, Тонус пометить интересующую его группу записей (две  и  более)  с помощью манипулятора "мышь".  После чего система автоматически упорядочит записи по оси времени, сделает разметку  осей  координат и построит график динамики состояния клиента  по  заданным  в методике численным показателям.

 

                /// Илл. grafic-2.tif///

 

 

   Рис. 4.5.2. График динамики состояния клиента по трем  показателям компьютерной методики "Баланс"

 

   В тех методиках ЛОК-терапии, где оценка численных  показателей малоинформативна или  невозможна,  анализ  эффективности  осуществляется по качественному,  содержательному  анализу заключений, автоматически формируемых системой. Для этого в  режиме  "Записи" из базы данных выбирается интересующая последовательность  записей психометрических данных. Выбранные записи последовательно автоматически интерпретируются. Каждая интерпретация и  клинические комментарии к ней выводятся на печать или в архивный файл.  Полученная последовательность психологических заключений и  клинических описаний подвергается профессиональному контент-анализу.  Такой режим анализа эффективности психотерапии применяется в  методиках "Цвет отношений" и "Цвет сна".

   Специальный режим анализа эффективности предусмотрен в методике ЛОК-терапии "Я и другие". В этой методике, относящейся к классу телеономической психоэстетотерапии, анализ эффективности органично включен в сам процесс  терапии  в  качестве  информационной психометрической обратной связи. Кроме того,  пользователю  представляются возможности симультанного анализа сходства и  различия психометрических портретов, сортировки данных по сходству с  прототипом и т.д.

 

    4.6. Когнитивный способ анализа данных

 

   Психодиагностика относится к  трудно  формализуемым  областям, которым присуща размытость базисных понятий.  Поэтому  применение для классификации психометрических объектов статистических  методов, требующих априорных  гипотез  о  виде  закона  распределения объектов, зачастую приводит к противоречащим  интуиции  результатам. Поэтому в методике "Я и другие" при анализе  данных  моделируется "правополушарный" способ отображения объектов окружающего мира в сознании человека. Единственным возможным видом  отношения между объектами при этом способе является  отношение  многомерной близости (сходства) или удаленности (различия),  имеющее  эмоциональное выражение. (В отличие от "левополушарного" мышления,  которое протекает во времени сукцессивно, последовательно,  пошагово, рационально, дискурсивно).

   В книге "Компьютерная психодиагностика" методы анализа  психометрических данных, применяемые нами в методике ЛОК-терапии "Я  и другие", называются "экстенсиональными"  [17,129].  Мы  полностью согласны с ее автором в том, что экстенсиональные методы  распознавания образов близки по своей сути к клиническому подходу,  который рассматривает людей как целостные системы, каждая из  которых индивидуальна и имеет особую диагностическую ценность.

   Применение экстенсиональных методов не связано  с  какими-либо предположениями о структуре экспериментальных данных, кроме того, что внутри распознаваемых  классов  должны  существовать  сходные объекты, а объекты различных классов  должны  значимо  отличаться друг от друга.

   Основными формальными операциями в распознавании образов с помощью  экстенсиональных  методов  являются  операции  определения сходства и  различия  объектов.  Для  классификации  неизвестного объекта А (например, психометрического портрета "Я-коцепции") находится ближайший к нему прототип  В  (то  есть  психометрический портрет художественного образа-персонажа, построенный  по  методу экспертных оценок) и объект относится к классу, задаваемому  прототипом. В качестве меры близости  для  дихотомических  признаков используется расстояние Хэмминга [18].

 

        dij =  ,                            (4.6.1.)

 

 

  где dij - мера различия объектов (психометрических  портретов), обозначенных как хi   и хj   ; n =  - текущий номер  признака, по которому производится сравнение.

 

  В методике "Я и другие" приходится оперировать объектами, которые описываются 128 дихотомическими признаками, принимающими значения 0 или 1. То есть размерность пространства признаков  превышает объем исследуемой выборки. В  таких  случаях  мы  используем каждый объект базы данных художественных персонажей как  линейный классификатор. При этом степень (функция ) принадлежности  объекта к некоторому  классу,  задаваемому  классификатором-прототипом остается размытой, нечеткой в смысле Л.Заде, что вполне  соответствует исходным позициям  теории  нечетких  множеств,  которая  и предназначалась прежде всего для формального  описания  процессов мышления человека. (См.: Заде Л. Понятие лингвистической  переменной и его применение к принятию приближенных  решений.  -  М.:  - Мир, 1976).

   В методике "Я и другие", реализующей технику ролевых психометрических продукций,  предусмотрен особый "когнитивный" режим анализа данных, который запускается при нажатии кнопки  "упорядочить по  прототипу".  Перед  выполнением  этой  операции  интересующий объект отмечается на экране монитора  и затем  выполняется процедура классификации, при которой все объекты-классификаторы ранжируются по степени сходства с отмеченным прототипом. В  результате классифицируемый психометрический портрет находит "свое место"  в галерее психометрических портретов известных  персонажей  мировой литературы, созданных экспертами.

 

 

 

   /Экран выбор записей в методике Я и другие, иллюстрирующий режим

     упорядочить по прототипу /// grafic-6.tif/// ; отмечены:

 

                полюс притяжения

 

 

 

 

               индифферентная зона

 

 

 

 

               полюс отталкивания

 

 

     Рис. 4.6.1. Когнитивный режим анализа данных:  психометрический портрет "Мечта" находит "свое место" в галерее психометрических портретов художественных образов-персонажей.

 

   Таким образом, в когнитивном режиме анализа  данных  автоматически строится триадический когнитивный конструкт (как в Реп-тесте Дж.Келли [68]): два максимально сходных объекта (на одном  полюсе галереи образов) и третий, - противоположный обоим, то  есть максимально далекий, отличный от них, -  на  другом  полюсе.  Или несколько наиболее сходных с прототипом психометрических  портретов - на полюсе "притяжения"  и несколько противоположных  прототипу портретов - на полюсе "отталкивания". Между полярными  полюсами располагаются психометрические портреты "индифферентной  зоны", то есть психометрические портреты, неинформативные в  данном триадическом когнитивном конструкте.

   Келли полагал [68,439], что переживая события,  человек  замечает, что  какие-то события похожи друг на друга (у них есть  общие свойства) и при этом отличаются от других. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, по крайней мере  три элемента (явления или предмета) необходимы для формирования  конструкта: два из элементов должны быть похожими друг на  друга,  а третий элемент должен отличаться от этих двух.

   В соответствии с методикой Келли  триадический  конструкт  используется для выявления так называемых  личностных  конструктов, которые формируются, когда испытуемому  предъявляют  произвольно составленные триады, выбранные  из  специального  перечня  ролей, ассоциированных со значимыми людьми (Я, мать, отец, брат,  супруг и т.д.), и просят ответить на вопрос, что делает похожими  две  и отличает их от третьей. В результате получаются биполярные  шкалы типа "веселый-грустный", "порядочный-подлый", "молодой-старый" и т.д., которые, по мнению Келли,  и  характеризуют  конструктивную систему, с помощью  которой  личность  интерпретирует  социальную действительность. К сожалению, Келли  не  исследовал  когнитивный процесс формирования триадических решений, сделав акцент на  изучении биполярных личностных конструктов,  вербализующих  признаки сходства и различия трех элементов. Сам когнитивный процесс  составления триадических решений, основанный на  интуитивной  оценке сходства и различия трех элементов, Келли не анализировал.  Триады в его Реп-методике составляются произвольно (и не  всегда  самим испытуемым), что, на наш взгляд,  нарушает  естественный  ход когнитивных процессов. В Реп-методике исключается процесс "правополушарного" интуитивного,  эмоционально-образного  "схватывания" симультанного сходства и различия трех объектов познания.  Напротив, Келли делает акцент на "левополушарном" дискурсивном, рационально-логическом объяснении предполагаемого сходства и  различия с помощью антиномичных биполярных шкал.

   Мы полагаем, что наиболее сильной частью  методики  Келли  являются триадические решения, посредством которых выявляются  личностные конструкты. Однако, на наш  взгляд,  его  методика  могла быть более адекватной когнитивным процессам человека, если бы испытуемый самостоятельно составлял триадические решения по принципу выбора из предложенного ряда субъектов (элементов) двух наиболее сходных и третьего, наиболее отличного, противоположного первым двум. Такие триадические решения включают симультанную, предвербальную интуитивно-эмоциональную оценку сходства и различия  и являются продуктом когнитивной деятельного преимущественно правого полушария мозга. Последующий анализ этих триадических  решений посредством составления биполярных шкал (личностных конструктов), интерпретирующих интуитивный  выбор,  отражает  когнитивную  деятельность левого полушария  мозга.  Такая  методика  исследования когнитивных процессов, на наш взгляд,  более  полно  характеризирует познавательную деятельность личности. Именно этот  подход  к анализу когнитивных процессов был использован в наших экспериментальных исследованиях музыкально-перцептивной  деятельности  (см. раздел "Симультанный художественный образ").

   Аналогично, когнитивный способ анализа данных  в  компьютерной методике "Я и другие" моделирует целостный  когнитивный  процесс: симультанный, "правополушарный" анализ сходства и  различия  множества объектов познания, а затем, при необходимости,  дискурсивный, "левополушарный" анализ с помощью автоматического  интерпретатора, который выделяет конкретные вербальные признаки  сходства и различия изучаемых объектов.

 

  /Экран интерпретации по сравнительному  анализу  двух  записей, противоположных полюсов/.

 

 

 

    //// Grafic-9.tif ///

 

 

 

   Рис. 4.6.2. Дискурсивный анализ с помощью автоматического  интерпретатора: выделяются конкретные признаки сходства и  различия двух психометрических портретов.

 

 

  Важно подчеркнуть, что когнитивный способ  анализа  данных,  на наш взгляд, наиболее полно соответствует методологии  клинического подхода, для которого характерно, с одной стороны,  восприятие диагностируемого объекта как целостного и многомерного явления и, с другой стороны, тщательное раскрытие индивидуальных  особенностей каждого диагностического прецедента. Врач, психолог, педагог, применяющий методики ЛОК-терапии, не только получает в руки  мощный психотерапевтический инструментарий,  но  и  обретает  ценную возможность обогащать этот инструментарий материалом из собственной практики. Последнее происходит естественным образом  по  мере поступления в базу данных результатов обследования каждого клиента средствами психометрии, включенными в ИПТ.

   Например, работая с методикой "Я и другие",  профессиональный пользователь имеет возможность включения в базу  экспертных  оценок собственных классификаторов, то есть психометрических портретов своих пациентов с известной картиной  психических  нарушений. Можно создавать психометрические портреты определенных  нозологических групп или  акцентуаций  личности  и  т.д.  Таким  образом, происходит постоянное развитие системы ЛОК-терапии, которое  оказывается непосредственно связанным с практикой  конкретного  специалиста. В идеальном варианте возникает синергия  специалиста  и программно-методического комплекса,  которая,  с  одной  стороны, способствует повышению надежности  инструментария,  а,  с  другой стороны, стимулирует профессиональный рост врача,  психолога  или педагога, работающего с ИПТ.

 

 

 

 


          ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОСМОТРА КНИГИ

И.М. МИРОШНИК, Е.В. ГАВРИЛИН...........................................................................

ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.............................................................................................................

Предисловие научного редактора...............................................................................

Введение..........................................................................................................................

 

1.  Метод ЛОК-терапии

2. Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния................

3. Системы компьютеризированной психотерапии.................................................

4. Методические рекомендации для профессиональных пользователей...........

5. Апробации и перспективы ЛОК-терапии.............................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................................

 

 

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz