ДАРИ ЛЮБОВЬ ПОЛУЧИШЬ СЧАСТЬЕ ПОЗНАВАЙ ИСТИНУ НАЙДЕШЬ СВОБОДУ ТВОРИ КРАСОТУ ОБРЕТЕШЬ БЕССМЕРТИЕИ.М. МИРОШНИК, Е.В. ГАВРИЛИН

 

 

ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ[I.M.1] 

 

Харьков

«Рубикон»

1999

 



 

Рецензенты:

д-р мед. наук, проф. А.А.МАРТЫНЕНКО;

д-р психол. наук, проф. Б.Л.ГУЛЬМАН

Научный редактор:

д-р мед. наук, проф. Б. В. МИХАЙЛОВ, главный психотерапевт Министерства здравоохранения Украины

В монографии ИМ Мирошник и Е.В. Гаврилина впервые представлено новое междисциплинарное направление - компьютеризированная психотерапия. Публикуются описания изобретения и ноу-хау, которые удостоены медалей и почетных дипломов 47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology «BRUSSELS EUREKA'98». Рассматриваются проблемы перехода к постиндустри­альному обществу будущего. Для психологов, психотерапевтов, педагогов, студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заве­дений, а также широкого круга читателей, интересующихся новейшими направлениями психологии и психотерапии.

Монография рекомендована Харьковской медицинской академией последипломного образования в качестве дополнительного учебного пособия по медицинской психологии и психотерапии.

Копирование какой-либо части или всего материала книги явля­ется нарушением авторских прав и карается по действующему зако­нодательству.[1]

 

© И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин, 1999

   ISBN 966-7152-24-3

 


 

 

 

Это интернет-издание предназначено только для индивидуального просмотра. Копирование на других сайтах не разрешается. Тиражирование в какой-либо форме не допускается. При использовании материалов книги, ссылки на источник обязательны.

 

 

 

 


         


       Содержание данной странички


3. Системы компьютеризированной психотерапии. 1

3.1.  АСУ ПСЧ "Тоника" 2

3.2.  СD-ROM "Mysteries of the mind" 4

3.2.1. Психотерапия в среде мультимедиа. 5

3.2.2. Специфика CD-ROM... 6

3.2.3. Архитектура и методики CD-ROM... 8

3.2.3.1. Отделение профессора Фрейда. 8

3.2.3.2. Отделение мисс Ирины.. 11

3.2.3.3. Отделение доктора Евгения. 14

3.3. Программно-методический комплекс ЛОК-терапии. 17

" Интерактивный психологический театр" 17

 

3. Системы компьютеризированной психотерапии

 

  Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия является новейшим междисциплинарным  направлением,  которое  начало складываться в 90-х годах, когда, с одной  стороны,  компьютерные технологии позволили создавать среду  мультимедиа,  а   с  другой стороны,  компьютерная  психодиагностика  получила  развитие  как научное и практическое направление в психологии и  медицине.  Для понимания специфики этого направления следует различать  применение компьютерных средств для воздействия на состояние и  сознание человека с помощью так называемых подпороговых сигналов  от  личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии. Принципиальное отличие состоит прежде всего в методологии этих подходов. Психотехнологии компьютерного психосемантического анализа и  психокоррекции работают на неосознаваемом уровне (И. Смирнов, Е.Безносюк, А.Журавлев, 1995), то есть воздействуют через  слуховые  и зрительные анализаторы на мозг человека практически независимо от его воли и сознания. При таком подходе главная функция  компьютера - генерация подпороговых сигналов. Напротив, в ЛОК-терапии новые информационные технологии используются прежде всего для моделирования продуктивного межличностного  взаимодействия,  то  есть создания компьютеризированной психотерапевтической среды,  наиболее благоприятной для решения комплексной задачи  медико-психолого-педагогической реабилитации личности.

  Принципы, лежащие в основе ЛОК-терапии,  запатентованы  в  РФ  и удостоены медалей и почетных дипломов Всемирного салона изобретений и новых технологий "BRUSSELS EUREKA '98" [83;89].

 

    3.1.  АСУ ПСЧ "Тоника"

 

   Первая методика класса телеономической психотерапии -  методика телеономической музыко-цвето-терапии, описанная в нашем патенте в 1993 году, - послужила основой для первой системы компьютерной психотерапии "Тоника"[12;43;84].

   Автоматизированная система управления психоэмоциональным  состоянием  человека  (ПСЧ)  "Тоника"  представляет  собой  программно-технический комплекс, реализованный на базе персональной  ЭВМ IBM PC/AT и предназначенный для индивидуального контроля  и  коррекции психоэмоционального состояния  человека.  Система  успешно прошла апробацию в сомато-психиатрическом  отделении  НИИ  Скорой помощи им. Н.В.Склифосовского.

   В частности, "Тоника" применялась с целью реабилитации больных после  тяжелых  отравлений  психотропными  препаратами  на  резидуальной стадии отравления [71]. Система применялась наряду с лекарственной терапией, направленной на снятие проявлений  психоорганического и астенического синдромов.

   Система функциониpует в тpех pежимах: диагностики ПСЧ, коррекции ПСЧ, анализа данных и настpойки системы.

   В режиме "настройки" системы врач-психотерапевт имеет  возможность задать сценарий компьютерной психотерапии, который  определяет состав  и  последовательность  предъявления  диагностических тестов (восьмифакторный тест Супос-8, восьмицветовой тест  Люшера с оценкой вегетативного баланса и суммарного отклонения от  аутогенной нормы), а также один из трех режимов  коррекции  состояния пациента: снятия психо-физического напряжения (релаксации),  настроя на активную деятельность (мобилизации) или общей  гармонизации состояния (оптимизации). В зависимости от  значений  параметров диагностированного актуального ПС система "Тоника"  автоматически выбирает и воспроизводит с  помощью  ПЭВМ  аудио-визуальные композиции, обеспечиваюшие максимальный психотерапевтический  эффект в заданном режиме коррекции ПСЧ.

   В процессе клинической апробации  подсистема  диагностики  ПСЧ была дополнена объективными методами  (ЧСС, АД, КГР),  позволяющими проследить динамику вегетативного тонуса, проявляющуюся как  симпатическими, так и парасимпатическими "сдвигами", а также компьютерными тестами для оценки простых сенсомоторных реакций,  внимания (таблицы Шульте), тревожности (тест Спилбергера), САН (самочувствие, активность, настроение) и другими  психодиагностическими тестами.

   В ходе комплексного лечения 25 больных с отравлениями  психотропными препаратами на резидуальной стадии отравления были проведены сеансы компьютерной психотерапии с применением системы  "Тоника" (по 2 - 3 сеанса через 1-3 дня).

   В результате после сеансов компьютерной психотерапии у больных наблюдались адекватные проведенному воздействию изменения показателей актуального ПС, как по субъективным так  и  по  объективным методам тестирования.

   В режиме "мобилизации", который назначался больным с  выраженным трофотропным синдромом, наблюдались  статистически  достоверные увеличения значений по  факторам  оценки  ПС  "Энергичность", "Активность" в среднем на 16% c одновременным снижением показателей по факторам "Подавленность" - на 12%, "Удрученность"  -  на 13% . При этом отчетливо фиксировался сдвиг вегетативного баланса в сторону активации симпатической компоненты  вегетативной  нервной системы.

   В режиме "релаксации",который назначался больным с  выраженным эрготропным синдромом, напротив,  значения  по  факторам  "Активность", "Импульсивность",  "Беспокойство",  "Тревожность"  cнижались в среднем соответственно на 10%, 11%, 15% ,15%, а по  фактору "Спокойствие" - увеличивались на 17%. Одновременно  наблюдался сдвиг показателей вегетативного баланса в сторону активации парасимпатической компоненты вегетативной нервной системы.

   В режиме "Оптимизации", который назначался больным  как  после режима "Мобилизации", так и после режима  "Релаксации", происходило относительное смещение  показателя  вегетативного  баланса  по тесту Люшера к "cредним" значениям  с  одновременным  уменьшением суммарного отклонения от аутогенной нормы.

   Необходимо также отметить, что для всех режимов коррекции состояния после сеансов компьютерной психотерапии наблюдались  позитивные изменения по тесту САН ( фактор "Самочувствие"  в  среднем на 20%, фактор "Настроение" - на 24%) и по  тесту  Спилбергера  - уменьшение показателя ситуативной тревожности до "среднего"  и "низкого" уровней.

   Таким образом, результаты клинической апробации показали,  что система компьютерной психотерапии "Тоника" может применяться  наряду с общепринятыми методами в качестве немедикаментозного средства ускоренной реабилитации больных с острыми психогенными реакциями при экзогенных отравлениях.

   Дальнейшая клиническая апробация системы  "Тоника"  и  методик аудио-визуального симультанирования  проводилась  на  контингенте психосоматических больных. Известно, что психосоматической  патологией, как правило, страдают личности с  несовершенным  образным мышлением. Такие пациенты  не  способны  описывать  свои  эмоциональные переживания, мало креативны, имеют обедненную  онейрическую сферу. Предполагалось, что система "Тоника"  и  методики  АВС могут актуализировать процесс эмоционально-образного мышления.

   Делая это предположение, мы опирались  на  современную  теорию функциональной асимметрии полушарий мозга. Как показывают  многочисленные исследования "ключoм" к повышению эффективности  мозговой деятельности является гармоничное  взаимодействие  (синергия) полушарий мозга. Напротив, одним из механизмов патогенеза  неврозов и психосоматозов является недостаточная активность  образного мышления (правого полушария  мозга).  По  мнению  многих  авторов [52], у больных соматозами и неврозами  образное  мышление  представляется функционально дефектным, что проявляется, в частности, в уменьшении числа сновидений и их обеднении,  а  также  феномене алекситемии ( отчуждении от собственных переживаний). Недостаточная активность образного полушария  может  быть  причиной  низкой гипнабельности таких больных. При  неврозах  и  психосоматических заболеваниях происходит как бы частичное изъятие результатов деятельности правого полушария  мозга,  с  которым  связано  эмоционально-образное восприятие, ориентация в пространстве,  художественное мышление и творчество.

   Учитывая вышеизложенное, мы предложили  использовать  разработанный "способ направленной регуляции психоэмоционального состояния", систему "Тоника" и методики АВС в процессе лечения психосоматических больных. Важно подчеркнуть, что в  отличие  от  других методов регуляции состояния человека (ритмостимуляция,  рефлекторно-пунктурная терапия и др. ) оптимизирующее  воздействие  аудио-визуального  симультанирования  направлено  на   психоэмоциональную сферу личности,  тесно  связанную  с  сущностным  эмоционально-эстетическим отношением человека к миру, что  позволяет  в данном случае говорить о  личностно-ориентированной  компьютерной психотерапии. Клиническая апробация  показала  высокую  эффективность предложенных методов и средств психокоррекции  для  решения широкого круга лечебных задач.

   В заключении НИИ Скорой помощи им. Н.В.Склифосовского  по  результатам апробации  отмечается  возможность  применения  системы "Тоника" c целью повышения гипнабельности при проведении психотерапии, направленной  на  восстановление  трудоспособности  и  социальной адаптации больных, а также диагностики,  профилактики и лечения различных психоэмоциональных нарушений и  психосоматических заболеваний.

 

     3.2.  СD-ROM "Mysteries of the mind"

 

    Программно-методический комплекс "Интерактивный психологический театр" является развитием системного подхода в  психотерапии, первоначально реализованного в АСУ ПСЧ "Тоника". ИПТ  родился  из практики психологического консультирования с применением  системы "Тоника". Когда уровень информационных технологий поднялся на высоту "мультимедиа", нами была предпринята попытка  передачи  компьютерной программе функций, обычно выполняемых психологом в процессе проведения консультаций со своими клиентами.

   Первая, англоязычная версия этой программы была выпущена в мае 1995 года в США на лазерном компакт-диске (CD-ROM) под  названием "Mysteries of the mind: your way way to the future!" (Тайны души) и вызвала большой интерес как у специалистов, так и  у  непрофессиональных пользователей [90;93].

 

   ///иллюстр. обложка, лицевая сторона коробки амер. версии///

 

 

                   

   Рис.3.2.1. Американская версия СD-ROM "Тайны души"

 

 

   На этом CD-ROM была впервые опубликована  "  Методика  ролевых психометрических продукций", относящаяся к  классу  телеономической психоэстетотерапии.

   В целом этот программный продукт определен  специалистами  как нишевый и имеет ряд принципиальных инноваций [48].

 

 

     3.2.1. Психотерапия в среде мультимедиа

 

   Мультимедиа - это название активно развивающейся  информационной технологии, которая имеет важное значение  для  компьютеризации психотерапии. Эта технология позволяет осуществлять  интеграцию в одном программном продукте многообразных видов  информации: как традиционных (текст, таблицы, иллюстрации и др.), так и  оригинальных (речь, музыка, фрагменты видеофильмов, анимация и др.). Такая интеграция выполняется под  управлением  компьютера  с  использованием разнообразных устройств регистрации и  воспроизведения информации: аудио-системы, микрофона, проигрывателя  оптических (лазерных) компакт-дисков (CD-ROM), телевизора, видеомагнитофона, видеокамеры, музыкального синтезатора и т.д.

   Технология мультимедиа позволяет  реализовать  в  компьютерной мультимедиа-программе методики телеономической психоэстетотерапии. Мультимедиа обеспечивает работу в реальном масштабе времени  и предоставляет технические возможности для организации  персонифицированного интеллектуального интерфейса взаимодействия пользователя с компьютером, что имеет принципиальное значение для  создания систем ЛОК-терапии.

   Персонифицированный интеллектуальный интерфейс позволяет моделировать продуктивное межличностное взаимодействие  психотерапевта с клиентом,  составляющее  важнейший  принцип  ЛОК-терапии.  В структуре такого взаимодействия средствами  технологии  мультимедиа можно реализовать самые разнообразные психотехники, например, аутотренинга, техники гипносуггестии К.И. Платонова, И.З.Вельвовского, М. Эриксона и др. (см. [27, 59-62]). Отдельные  компоненты гипносуггестивной и позитивной психотерапии включены  в  АСУ  ПСЧ "Тоника" и ПМК ЛОК-терапии.

   Нам представляется также весьма перспективным  для  психотерапии сочетание технологии мультимедиа с технологиями  телекоммуникации в сети Интернет. Такая  "виртуальная  психотерапия"  потребует разработки теоретических основ и принципов практической реализации. Подходы и принципы, апробированные в ЛОК-терапии,  могут лечь в основу виртуальной ЛОК-терапии (ВЛОК-терапии).

   На сегодня есть основания предполагать, что личностно-ориентированная психотерапия в среде мультимедиа станет одной из  информационных психотехнологий 21 века [83;89].

 

 

     3.2.2. Специфика CD-ROM

 

 

   Специфика CD-ROM "Mysteries of the mind: your way way  to  the future!" (Тайны души) - ориентация  на  пользователя-клиента,  не владеющего специальными знаниями в области психологии, но  желающего активно заниматься самоанализом, саморегуляцией и саморазвитием с применением передовых достижений психологической  науки  и новых компьютерных технологий.

   Второй отличительной особенностью CD-ROM "Тайны души" (ТД) является разработанный  нами  Персонифицированный  Интеллектуальный Интерфейс (ПИИ) взаимодействия пользователя с программой. ( В ангийском варианте - Personification  Intelligent  Interface  (PII) или PI-Interface) [48]. Личностно-ориентированный,  персонифицированный интеллектуальный интерфейс приближает процесс взаимодействия с персональным компьютером к реальному общению со  значимым другим (партнером), вместе с которым вы решаете ту или иную задачу, выполняете работу или отдыхаете. Принципы моделирования  продуктивного межличностного взаимодействия, реализованные в  ПИ-интерфейсе, могут успешно применяться не только в  автоматизированных системах ЛОК-терапии, но  и  в  автоматизированных  обучающих системах (АОС). В отличие от ЛОК-терапии, в  личностно-ориентированных АОС продуктивное взаимодействие учащегося со значимой личностью преподавателя (педагога) моделируется с целью решения конкретных дидактических задач.

   Технологически ПИИ реализуется средствами мультимедиа, обеспечивающими возможность  взаимодействия  с  пользователем  по  нескольким каналам приема и передачи аудио- и видеоинформации.

   В соответствии с идеологией личностно-ориентированного взаимодействия человека и компьютера,  ПИ-интерфейс  синтезирует  новые информационные технологии и достижения таких областей науки,  как инженерия знаний, психология личности, психолингвистика, психология искусства, педагогическая психология и др.

   Интерактивная музыкотерапия - третья особенность CD-ROM  "Тайны души"- позволяет осуществлять подбор компьютерных  музыкальных и видеомузыкальных программ с учетом  индивидуально-психологических особенностей клиента и его настроения. Однако необходимо подчеркнуть, что в системе "Тайны души" использованы лишь  отдельные элементы технологии интерактивной музыкотерапии, полностью реализованной в "Тонике".

   Как уже отмечалось, спецификой программного  продукта  ТД  является его ориентация на пользователя, не владеющего  специальными знаниями, необходимыми для самостоятельной  интерпретации  результатов  психодиагностики.  Поэтому  ТД  включает  оригинальные (приближенные к игровым) процедуры представления тестовых  данных (стимулов), процедуры автоматической выдачи заключений и рекомендаций по результатам психодиагностики, в том числе с помощью  озвученной и персонифицированной речи,  воспроизводимой  с  помощью устройства вывода звуковых сигналов.

   ТД предназначен для эксплуатации не только в  профессиональной работе психолога или психотерапевта, но и в домашних  условиях  и позволяет непрофессиональному пользователю в непринужденной игровой форме провести диагностику значимых для его  успешной  жизнедеятельности психологических и психофизиологических  показателей, а также в процессе персонифицированного  диалога  с  компьтерными виртуальными психотерапевтами найти пути решения (психокоррекции) личных проблем.

   ТД позволяет исследовать различные уровни психической  регуляции жизнедеятельности: уровень неосознаваемых компонентов (влечения, напряжения, тенденции бессознательного); уровень  актуального нервно-психического состояния (темп сенсомоторных реакций, активное внимание, стрессоустойчивость, работоспособность,  эмоциональный  тонус);  уровень  межличностных  отношений  (особенности "Я-концепции", проблемы межличностных отношений в семье и группе).

   Каждый из указанных уровней психической регуляции  исследуется с помощью соответствующих стандартизированных компьютерных тестовых методик. Результаты диагностики заносятся в  специализированную базу данных, что позволяет изучать динамику состояния  клиента по предложенной нами группе  показателей.  Используемые  в  ТД психодиагностические  методики  отличаются  высокой  надежностью, специально модифицированы и адаптированы  нами  для  непрофессионального пользователя.

   Тексты заключений, рекомендаций и  психокоррекционных  воздействий составлены в "мягкой" форме (без клинических определений) с соблюдением требований профессиональной этики психолога.

 

 

    3.2.3. Архитектура и методики CD-ROM

 

   В соответствии с указанными выше уровнями (направлениями)  самоанализа, ТД включает три психотерапевтических отделения и отделение автоматического секретаря (АС).

 

 

///  Риунок 2.tif (окно регистрации)///

 

 

 

    Рис. 3.2.3.1. АС производит первичную и  повторную  регистрацию пользователей, присваивает  пользователям  код-идентификатор, обеспечивающий доступ к архивам базы данных,  выдает  справки  по услугам и выполняет другие сервисные функции.

 

   Психодиагностика и психокоррекция пользователя  персонифицирована, т.е. в каждом из трех отделений ИПТ  "работает"  компьютерный психотерапевт, обладающий конкретной внешностью, голосом, манерой общения с клиентом и т.д.

 

    3.2.3.1. Отделение профессора Фрейда

 

   Первое отделение называется "Depths of Subconscious". В  отделении "работает" профессор Фрейд. Это пожилой мужчина, весьма напоминающий своего всемирно известного однофамильца.

 

 

/// илл. Рисунок 4.cdr  ( окно Фрейда) ///

 

 

 

   Рис. 3.2.3.1.1. Диагностику неосознаваемых тенденций психической регуляции Фрейд  проводит  с  помощью  компьютерной  методики "Subliminal Color Projections", которая является аналогом методики "Цвет сна" в русской версии.

 

   Методика включает вступительную беседу о значении  сновидений; фазу погружения в сон; фазу проективной методики  цветовых  выборов; фазу психологической интерпретации сновидения  по  результатам цветовых выборов и фазу выдачи рекомендаций.  Методика  "Цвет сна", в отличие от традиционного психоанализа, построена на  анализе психоэмоциональных состояний, возникающих в процессе  сновидения, а не скрытой символики элементов сновидений как таковой. С помощью проективной методики цветовых выборов выявляется  эмоционально окрашенное отношение к сновидению и через него  выявляется смысл и психологическое значение неосознаваемого конфликта.

   Вступительная беседа о значений сновидений  включает  элементы нейро-лингвистического программирования и формирует  психологичекие установки, необходимые для успешного проведения психотерапевтического сеанса.

   Фаза погружения в сон предназначена для актуализации психоэмоционального состояния, которое ассоциируется у клиента с анализируемым сновидением. В этой фазе используется техника гештальт-терапии, в соответствии  с  которой  сновидения  воспроизводятся  и "проигрываются" [91]. Как правило, в этой фазе клиент переходит в состояние легкого транса и "действует в своем сне как в реальности".

 

 

   ///илл. Fraid.tif///

 

 

    Рис. 3.2.3.1.2. Образ проф. Фрейда на "фазе погружения в сон"

 

 

   Фаза проективной методики цветовых выборов  предназначена  для объективации и цветовой  идентификации  доминантного  переживания (онейрического психоэмоционального состояния), возникшего на фазе погружения в сон. В основе этой проективной методики  лежит  цветоассоциативный эксперимент с  восьмицветовыми  карточками  теста Люшера [86]. Однако, в отличие от теста Люшера, в  этом  эксперименте клиент ассоциирует с определенными цветовыми стимулами значимое для него эмоциональное переживание,  возникшее  в  процессе сновидения. Цветовые стимулы ранжируются клиентом в порядке предпочтения: от наиболее соответствующего онейрическому психоэмоциональному состоянию к наименее соответствующему.

 

 

   ///Илл. grafic-14.tif///

 

 

   Рис. 3.2.3.1.3. Цветовые стимулы ранжируются клиентом: от наиболее соответствующего онейрическому психоэмоциональному  состоянию к наименее соответствующему.

 

 

   Фаза психологической интерпретации сновидения  по  результатам цветовых выборов основывается на анализе полученного на  предыдушей фазе ранжирования с помощью специальной модификации интерпретационной схемы теста Люшера. Заключение по результатам  диагностики предъявляется клиенту - частично озвучивается  и  печатается на экране (как правило, в пределах одной машинописной  страницы). Тем самым достигается осознание переживаний и  конфликтов,  которые относятся к защищаемому слою психики и  обусловлены  иррациональными установками личности.

 

 

 

  /// Илл. grafic-13.tif ///

 

 

 

   Рис. 3.2.3.1.4. Заключение по результатам диагностики предъявляется клиенту

 

   Результаты диагностики автоматически заносятся в  БД  в  форме восьмикомпонентного вектора, содержащего номера и порядок  цветовых выборов, что позволяет осуществлять режим отсроченной  интерпретации.

   Фаза выдачи рекомендаций  представляет  собой  телеономическую процедуру, имеющую характер постгипнотического внушения, включающего установки, которые позволяют клиенту  более  полно  овладеть собственными мыслями, чувствами и поведением.

   Кроме указанных выше фаз, активизируемых в режиме  "сеанс",  в методике "Цвет  сна"  предусмотрена  возможность  ведения  персонального компьютерного сонника, который активизируется  в  режиме "записи."

 

 

//поле выбора в режиме сонника, с раскрытым описанием сновидения//

 

             

 

    Рис. 3.2.3.1.5. В методике "Цвет сна"  предусмотрена  возможность ведения персонального компьютерного сонника, который  активизируется в режиме "записи."

 

   Для более глубокого осознания и преодоления невротических конфликтов клиенту предлагается описать в этом "соннике" сюжет  сна, а также свои впечатления и переживания, возникшие в процесе сеанса. Здесь появляется  дополнительная  возможность  возвращения  к прошлым сновидениям с целью более полного отреагирования невротических конфликтов. При этом можно использовать дополнительную модификацию методики "Цвет сна", которая отличается от  вышеописаной тем, что цвета выбираются не на доминантное онейрическое психоэмоциональное состояние, а на  отдельные  элементы  сновидения. Такой углубленный анализ сновидения имеет мощный  диагностический и терапевтический потенциал.

   В целом методика "Цвет сна" может рассматриваться как дополнительная к традиционным процедурам работы со  сновидением  (Фрейд, Юнг, Перлс) или как самостоятельная методика онейрической ЛОК-терапии.

 

 

    3.2.3.2. Отделение мисс Ирины

 

   Второе отделение ТД называется "Others and Myself"  (проблемы межличностных отношений).

 

 

  /// Илл. Рисунок 3(5?).сdr  ///

 

 

    Рис. 3.2.3.2.1. Отделение мисс Ирины (cоциальная субстанция)

 

   В отделении "работает" обаятельная женщина лет тридцати с немного мистической внешностью. Ее зовут мисс Ирина.  Она  -  ассистент профессора.  Манера  общения  мягкая,  речь  обволакивающая, приятная. Мисс Ирина наиболее нагруженный в плане имитации  общения персонаж. Она работает с помощью  двух  методик  компьютерной психотерапии: "Personality Space" (прототип методики    и  другие"в русской версии) и "Relationship in Color" (прототип компьютерной методики "Цвет отношений" в русской версии).

   Диагностический модуль методики "Personality Space" ("Я и другие") представляет собой компьютерную модификацию методики  диагностики межличностных отношений (ДМО) Т.Лири, включающей набор из 128 лаконичных характеристик типа МО, присущих респонденту. В результате обработки тестовых данных  выделяются  восемь  факторов, характеризующих особенности межличностных отношений  респондента. В зависимости от нагрузки по каждому фактору формируется соответствующее заключение.

   C помощью методики ДМО мисс Ирина помогает пользователю  проанализировать его представление о себе  (Я-концепцию),  исследовать особенности его межличностных отношений в социальной группе, подобрать партнера по межличностным отношениям.

   Изучение особенностей представления о себе (Я-концепции) с помощью методики ДМО производится путем прямого анализа  самооценки "реального Я" по восьми факторам и/или путем сравнения  самооценки реального Я и идеального Я (т.е. Я-образа, к  которому  стремится данная личность). На основе такого сравнения по сходству  и различию выделяются тенденции личностного развития и  формируются соответствующие тексты заключений,  рекомендаций  и  психокоррекционных воздействий (психотерапевтический диалог).

 

 

 

 

  /// Илл. grafic-8.tif ///

 

 

 

  Рис. 3.2.3.2.2. Мисс Ирина сравнивает психологические портреты по восьми факторам и 128 характеристикам ДМО

 

   Изучение особенностей  межличностных  отношений  в  социальной группе (семье и пр.) осуществляется с помощью той же методики ДМО путем перекрестных оценок взаимодействующих индивидов. Например, супруги оценивают по методике ДМО : муж - свое реальное  Я,  свое идеальное Я, реальное Я своей супруги, ее идеальный образ; аналогичную перекрестную оценку проводит и супруга. Таким образом формируется восемь восьмифакторных  профилей,  сравнительный  анализ которых позволяет выявить возможные противоречия в  системе  межличностных отношений пользователя.

   Аналогично может быть проведена оценка  межличностных  отношений любых двух респондентов. При анализе перекрестных оценок респондентов с помощью формальных процедур выявляются  уровни  сходства и различия этих оценок и в зависимости от результата сравнения формулируются "мягкие" рекомендации по  коррекции  межличностных отношений.

   Для психокоррекции мисс Ирина применяет оригинальную  методику телеономической  психоэстетотерапии  ("Ролевых   психометрических продукций"). В соответствии с этой методикой каждый психологический профиль респондента, оцененный с помощью ДМО, может  получить так называемый художественный  психологический  портрет,  который представляет собой литературный и/или  исторический  художественный образ-персонаж, экспертная оценка которого с помощью  той  же методики ДМО наиболее близка к психологическому  профилю  респондента. Наиболее сходный персонаж предъявляется  респонденту.  Затем респонденту рекомендуется  литературное  произведение  (и/или кинофильм), в котором действует данный персонаж.  Изучив  предложенное художественное произведение  (книгу,  кинофильм  и  т.д.), респондент сможет более глубоко понять свои собственные  проблемы и наметить пути их решения.

   Описанная методика психоэстетотерапии применяется для  коррекции межличностных отношений любых двух респондентов. При этом для каждого из возможных восьми профилей подбирается  наиболее  сходный художественный персонаж. При подборе художественного психологического портрета учитывается пол респондента.

 

 

 

/// на рис. "диаграмма столбиков" - профиль из  реж.  интерпретации /// Илл. grafic-7.tif ///

 

 

 

 

   Рис. 3.2.3.2.3. По методике ДМО предусмотрена возможность наглядного графического отображения любого полученного психологического профиля.

 

   Для реализации методики ролевых психометрических  продукций  в ТД создана специальная "художественная" база  данных,  включающая усредненные экспертные оценки художественных персонажей по  методике ДМО и другие реквизиты. В художественной базе  данных  представлено 40 мужских и 20 женских персонажей, охватывающих в совокупности широкий спектр различных характеров и стилей  межличностных отношений.

 

 

                                              Таблица 3.2.3.2.1

          База психометрических портретов персонажей

          художественной литературы

 

 

 

      /// в таблице список персонажей из базы///

 

 

 

   Для подбора идеального партнера  по  межличностным  отношениям госпожа Ирина предлагает пользователю ИПТ провести оценку предполагаемого партнера по методике  ДМО.  Полученный  психологический профиль вводится в базу данных ДМО. Затем, если пользователь  желает, осуществляется подбор вариантов по художественной базе данных. Найденные  персонажи  предъявляются  пользователю  и  даются оценки характерного для них типа межличностных отношений.

   По предлагаемой методике может  осуществляться  поиск  супруга (мужа/жены) или приятеля (одного пола/другого пола).

   Кроме методики "Personality Space", мисс Ирина так же,  как  и проф. Фрейд применяет методику цветовых выборов, однако интерпретация данных у нее другая - направленная на  диагностику  межличностных отношений. В компьютерной  психотерапевтической  методике "Цвет отношений" респонденту предлагают  упорядочить  по  степени предпочтения восемь цветовых образцов-стимулов. В результате  обработки выявляются ведущие мотивы и тенденции личности.

   Диагностический модуль этой методики представляет собой  модификацию теста Люшера. Она значительно  отличается  от  авторского варианта редакцией заключений, которым придается форма личностного общения психотерапевта Ирины и ее клиента. Кроме того, в  тексты заключений включены  элементы  психокоррекции  с  применением технологий нейро-лингвистического программирования.

 

 

 

      /// Илл. grafic-12.tif ///

 

     Рис. 3.2.3.2.4. По  результатам  психодиагностики  мисс

Ирина формулирует заключение и рекомендации респонденту.

 

 

   Рекомендации по методике "Цвет отношений"  представляют  собой направленную психокоррекционную беседу  с  элементами  суггестии, включающую фазу эмпатии, фазу психокоррекции и фазу закрепления с помощью специальных упражнений.

 

 

 

 

      ///Илл. IRINA.TIF ///

 

 

 

 

   Рис. 3.2.3.2.6. Мисс Ирина проводит психокоррекцию

 

 

 

    3.2.3.3. Отделение доктора Евгения

 

   Третье отделение называется "Psychic Energy" - оценка работоспособности и стрессоустойчивости нервной системы.

   В отделении "работает" второй ассистент Фрейда - доктор  Евгений - мужчина средних лет, приятной наружности. Обладает проницательным взглядом, развитым чувством  юмора,  философским  отношением к миру и человеку. В арсенале средств  доктора  Евгения  три методики компьютерной психотерапии: "Temp"(Темп), "Balans"(Баланс), "Tonus"(Тонус).

 

 

 

                 /// Рисунок 6.cdr///

 

 

 

 Рис. 3.2.3.3.1. Отделение доктора Евгения (природная субстанция)

 

   Методика "Баланс" аналогична по стимульному материалу  (восемь цветовых образцов) ранее описаной, однако  совершенно отлична  по объекту исследования и интерпретации результатов. Методика цветовых выборов в отделении доктора Евгения выявляет особенности  вегетативной саморегуляции организма:  коэффициент  вегетативного баланса, показатель стрессоустойчивости и уровень  отклонения  от аутогенной нормы. Анализ этих показателей позволяет оценить  значение актуального (текущего) уровня "психической энергии",  определяемого балансом симпатического  и  парасимпатического  отделов вегетативной (автономной) нервной системы, который связан с  функциями гипофиза и гормональной регуляции организма.

 

 

 

            ///на рис.  grafic-1.tif///

 

     Рис. 3.2.3.3.2. Диаграмма состояния из методики "Баланс"

 

 

   Компьютерная методика  "Тонус"  в  психодиагностической  части представляет  собой  модифицированный  вариант  теста   "Супос-8" О.Микшика и позволяет проводить самооценку параметров  актуального психоэмоционального состояния пользователя путем  шкалирования 72 прилагательных-признаков различных состояний.

 

 

                   /// Рисунок 8.cdr ///

 

 

     Рис. 3.2.3.3.3. Диалоговое окно психодиагностики из методики  "Тонус"

 

  По результатам шкалирования выделяются восемь факторов,  баланс которых позволяет оценить психоэмоциональный тонус респондента  и дать рекомендации по оптимизации режима труда и  отдыха.  По  результатам диагностики выдается заключение, график и рекомендации.

В базу данных заносится вектор значений нагрузок по восьми факторам.

 

                  /// Илл. grafic-4.tif///

     Рис. 3.2.3.3.4. График динамики психоэмоционального  состояния из методики "Тонус"

 

 

   Третья компьютерная методика "Темп" -  модифицированный  вариант таблиц Шульте - предназначена для объективной оценки  темпа сенсомоторных реакций, уровня активного внимания и работоспособности (истощаемости) нервной системы.

   В компьютерном варианте методики  респонденту  предлагается  с помощью манипулятора "мышь" по очереди в нескольких таблицах указать последовательно идущие цифры (от 1 до 25), которые  расположены в этих таблицах квазислучайным образом.

 

                   /// Илл. Рисунок 7.cdr ///

 

 

 

   Рис. 3.2.3.3.5. Диалоговое окно психодиагностики из методики  "Темп"

 

  Фиксируется затраченное на каждую таблицу время, число  ошибок. Тест выполнен в игровой форме. Если  респондент  удачно  проходит тест, то получает приз - короткую  шутку,  анекдот.  В  противном случае, в зависимости  от  диагностированного  состояния,  доктор Евгений формулирует специальные психокоррекционные упражнения.  В обоих случаях  формулируется  заключение  по  оценке  актуального уровня активного внимания, темпа сенсомоторных реакций,  истощаемости нервной системы, выдаются рекомендации. В процессе  прохождения теста респонденту выдаются озвученные реплики и советы доктора Евгения. Выходные данные по методике "Темп" - времена последовательного выбора каждых пяти цифр таблицы  в  каждой  из  пяти таблиц Шульте и общее число ошибок при наборе  цифр.  Эти  данные хранятся в базе данных респондента.

 

              ///Илл. grafic-3.tif ///

 

 

   Рис. 3.2.3.3.6. Диаграмма из методики "Темп" показывает времена последовательного выбора каждых  пяти  цифр таблицы в каждой из пяти таблиц Шульте

 

   3.3. Программно-методический комплекс ЛОК-терапии

  " Интерактивный психологический театр"

 

   Вторая, русскоязычная версия, выпущенная в  России  на  CD-ROM под названием "Интерактивный психологический театр" (Тайны души), сохраняет преемственность с англоязычной. Однако  имеет  ряд  существенных модификаций, исправлений и  доработок  технического  и содержательного характера. В интервью журналу  "Компьютерра"  [8] по поводу выхода второй версии ИПТ мы  отмечали,  что   последняя предназначена для русскоязычных пользователей и  поэтому содержательно более глубока, более элитарна,  чем  американская  версия, которая упрощена и в большей мере  ориентирована  на  "массового" потребителя. Этот подход к оценке  русскоязычных  и  англоязычных пользователей вызвал определенный резонанс и комментарии в  прессе [4]. Считаем нужным пояснить. Выпуская вторую  версию  и  зная специфику отечественного рынка программного обеспечения, мы предполагали, что ее  основными  пользователями  будут  профессионалы (врачи, психологи,  педагоги),  которые,  конечно  же,  интеллектуальнее, духовно богаче среднестатистического  американца.  Вопрос же о соотношении уровней духовной культуры  отечественного  и американского интеллектуала или  русскоязычного  и  англоязычного обывателя мы перед собой не ставили.

   Теперь остановимся на специфике применения  программно-методического комплекса "Интерактивный психологический театр"  с  целью профессиональной  личностно-ориентированной  компьютеризированной психотерапии.

 

 


          ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОСМОТРА КНИГИ

И.М. МИРОШНИК, Е.В. ГАВРИЛИН...........................................................................

ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.............................................................................................................

Предисловие научного редактора...............................................................................

Введение..........................................................................................................................

 

1.  Метод ЛОК-терапии

2. Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния................

3. Системы компьютеризированной психотерапии.................................................

4. Методические рекомендации для профессиональных пользователей...........

5. Апробации и перспективы ЛОК-терапии.............................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................................

 

 

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz